Мечтатель: памяти Василия Щетинина — основателя Никола-Ленивца

8 сентября 2017 в 13:16
Фотография из личного архива
Не стало первооткрывателя Никола-Ленивца — архитектора, дизайнера и изобретателя Василия Щетинина. «Афиша Daily» вспоминает его вместе с близкими и друзьями.

Василия Щетинина, основателя фестиваля «Архстояние» и соавтора проекта Никола-Ленивца, знают, кажется, только художники. Московский архитектор с неоконченным образованием оказался в начале 1990-х годов в калужской деревне первым, увидел здесь полуразрушенную церковь, совершенно влюбился в место и придумал построить тут утопию: поселок домов-мастерских для художников, которые будут спокойно работать и помогать развивать деревню.

В конце 1980-х Василий Щетинин состоял в коллективе «Митьки» и активно участвовал в их выставках — среди них был и проект «Транссибирский экспресс» в вагоне поезда Москва–Хабаровск из рисунков, написанных под впечатлением шестидневного путешествия. Василию тогда было двадцать с небольшим, он успел бросить МАРХИ, но уже придумал свою первую летающую конструкцию — «Махалет-бутылки», кинетическую скульптуру из деревянных палочек и бутылок, которая будто бы размахивала крыльями. Через год последует уже его первый «Икарушка», который он сделает для фестиваля уличных театров Славы Полунина — с манекеном, подвешенным к 12-метровым крыльям. Слава Полунин тогда предложил Щетинину придумать город-театр под Питером, но проект не случился, и нужно было найти ему замену — «создать независимое поселение с другими задачами».

Журавль, 2006. Кинетическая скульптура

Как писал Щетинин, «Никола-Ленивец тогда представлял собой заброшенный пустырь у разрушенного храма над рекой. Девственная природа, отсутствие подъездных путей и три покосившихся избы. Чтобы реализовать проект, пришлось научиться договариваться с властями, добиться получения статуса территории как историко-культурного и природного заповедника, отстаивать земли от притязаний иных претендентов. И главное — составить генплан нового поселения, на его основе вместе с друзьями построить деревню с мастерскими, дороги, восстановить разрушенный храм».

Принято считать, что первым, кто стал делать что-то для деревни, был Николай Полисский, компаньон Василия Щетинина по «Митькам», который приехал к нему в начале 1990-х в резиденцию, да так и остался. Но, строго говоря, первый проект с участием местных жителей, принадлежал Василию: когда на его глазах Троицкая церковь пришла в аварийное состояние, он позвал двух экспертов, разработал проект восстановления и предложил участвовать в нем всем желающим — «местным колхозникам, пьяницам, тунеядцам, детям, студентам, отдыхающим — и превратил процесс в «стройку-праздник». Как он сам рассказывал, «…помогать приходили даже участницы местного конкурса красоты во главе с победительницей, что резко поднимало энтузиазм строителей».

Бешеный табурет, 2005. Интерактивный пространственный объект

В нулевых Щетинин становится одним из видных персонажей среди художников, которые работают с дизайном и архитектурой как формой. Он работает над массой затей: его объекты — от бешеной табуретки до светящейся люстры — показывают на фестивалях и арт-ярмарка, сам он снимает сосульки и замерзшие водонапорные башни по всей Калужской области, придумывает проект гостиницы и музея современного искусства в Никола-Ленивце. В 2006 году стартует первое «Архстояние» — как раз в очередную годовщину приезда Щетинина в Никола-Ленивец, в конце июля. Щетинин строит свой первый объект, который, к сожалению, не сохранился, — 27-сантиметрового журавля на месте старого колодца, который, раскачиваясь, «приветствовал каждого входящего в Никола-Ленивец».

Телец позолоченный, 2009. Скульптура

К «Архстоянию» 2009 года он строит своего «Тельца» — в ответ на мировой финансовый кризис, коснувшийся также и Ленивца. В итоге сейчас это единственный его объект, сохранившийся в деревне. С 2010 года он фактически становится бумажным архитектором и рисует планы развития Никола-Ленивца: разрабатывает проект коттеджного поселка, придумывает концепцию художественной распашки полей и воссоздания древнего города.

Его кинетическая скульптура «Икарушка», разросшаяся и превратившаяся в «Махалыча», на фестивале Burning Man должна был стать первым за долгое время реализованным объектом. Автору так и не довелось увидеть его на плайе: Василий Щетин потерял сознание, прилетев в США, и пролежал в коме неделю в больнице в Солт-Лейк-Сити. Вчера стало известно, что он скончался. Ему было 52 года.

Видеописание «Махалыча», на который несколько лет собирали деньги для установки на фестивале Burning Man
Иван Щетинин
Ландшафтный архитектор, сын Василия Щетинина

«Отец всегда горел своими идеями, он многих вдохновлял. Он создал свой мир — мир Никола-Ленивца и свободного творчества, всегда был готов делиться всем этим. Я верю, что его дело будет расти и развиваться».

Николай Полисский
Художник, основатель Никола-Ленивца и фестиваля «Архстояние»

«Я еще не до конца понимаю, что произошло. Ушел человек моложе меня, с которым я прожил больше тридцати лет. Чудовищно жалко, все выглядит так несправедливо… Даже не могу в это поверить. Сегодня мне пришлось всем об этом рассказывать; в Никола-Ленивце так мало жителей, что эти смерти становятся этапами. Это трагическое событие проведет черту: совершенно неизвестно, какой будет жизнь без Васи. У меня сегодня нашелся фильм, где мы оба молодые, и я попрошу своего сына выложить его на сайт, чтобы все желающие могли увидеть. Это были времена, когда мы только приехали и жили в одном доме. Все было так по-юношески прекрасно… Что тут еще скажешь — постараемся жить дальше».

Екатерина Дроздова
Журналист и ресторатор

«Вася — один из самых привлекательных мужчин, которых я знала, с особой аурой, которая распространялась на весь его дом, да и на Никола-Ленивец в целом. Для меня он был духом этого места. Пять лет подряд мы с детьми проводили лето в его доме, и всегда было ощущение, что мы гостим у родного человека. Я не знаю его как художника или архитектора — я знаю его как потрясающего хозяина дома, в котором все всегда были счастливы. И любимы».

Юлия Бычкова
Продюсер фестиваля «Архстояние»

«Вася искренне любил Никола-Ленивец и много вкладывал в его становление как проекта и как отдельной культурной единицы. Он был человеком большого вкуса, высокой мысли, мечтатель и всегда всем был рад. Он мог объединить вокруг идеи удивительных людей и заставить их поверить в невероятное. В его руках все горело, находило особенный смысл: будь то строительство дома или появление еще одной кинетической скульптуры. Вася, духом твоим наполнен Ленивец, нам будет тебя не хватать».

Радмила Хакова
Писатель

«Вася красивый и сильный был человек, по деревне ездил на белой машине, всегда в белой рубашке — останавливался на дороге, чтобы поздороваться, поговорить. Звал в гости, и нельзя было зайти на пять минут: если ты пришел, то проваливаешься в его мир. Он любил людей, любил создавать для них свою реальность, обвораживал и даже немного пугал своими мифами, легендами о Никола-Ленивце. Ему очень хотелось подарить этому месту сказку. Еще ему признания хотелось, но этого вот мы ему не дали все — мы все недодали этого ему, и теперь уже об этом горько думать, не то что говорить. Его уход — потеря команды мечтателей. Я не знаю, скажет ли это кто-то еще, но я знаю, и мы все знаем это: он ушел недооцененным, нами недооцененным».

Юрий Григорян
Архитектор, сооснователь и руководитель архитектурного бюро «Меганом»

«Вася сделал один из самых светлых и важных проектов в современной России — Никола-Ленивец. Когда-то, принеся большую жертву, уйдя из МАРХИ, он решился искать свой собственный язык в искусстве и жизни. И, находясь тогда под влиянием своего отца, Евгения Михайловича, бросился создавать что-то абсолютно новое. Он купил мотоцикл и уехал, валил лес, я лично это видел, хотел построить будущее своими руками — и, собственно, сделал это.

Все, кто потом приехал в Никола-Ленивец, и все, что здесь происходит, началось с Васи. Это он всех заразил, увлек. Тогда были тяжелые времена, очень много пессимизма, а он так зажег всех. Вася всех нас изменил. Привел в места, которые до этого считались абсолютно непригодными для какой-то творческой, созидательной деятельности. То, что он сделал — это определенный подвиг. Я уверен, что свою страницу в истории современного искусства Вася точно написал».