14, 15 и 16 июля в Петербурге пройдет фестиваль Gamma — если понимать слово «техно» буквально, то главное российское мероприятие в этой области. «Афиша Daily» прогулялась по территории завода Степана Разина и рассмотрела его во всех подробностях.

Прошлым летом новый фестиваль Gamma застал многих врасплох. За три недели до мероприятия промогруппа m_division внезапно вбросила в соцсети лайнап, от которого у фанатов ортодоксального техно отвисла челюсть, — целая россыпь актуальных звезд, включая Абдуллу Рашима, Answer Code Request, Byetone, Function и ключевых фигур лейбла Raster-Noton. К тому же был заявлен марафонский режим, с субботнего полудня до утра понедельника, — уже давно забытый в Петербурге стиль тусовки. Другое дело, что от звука фестиваля проснулись жители Васильевского острова: диджеи доигрывали в клубе Dot. Тем не менее промогруппа m-division смогла честно собрать на Gamma 5 тысяч человек.

Второй фестиваль Gamma идет на территории завода имени Степана Разина на Обводном канале, где начали варить пиво в 1795-м году, а закончили — в 2009-м. Масштаб впечатляет: 3 дня, 6 танцполов, более 85 диджеев, музыкантов и художников.

Завод построили архитекторы Бонштедт (он же автор Латвийской национальной оперы) и Юргенс (его же — десятки доходных домов в Коломне и Литейной части). Пионер русской промышленной архитектуры, а также памятник, находящийся под защитой КГИОП. Изначально здесь располагался пивоваренный завод Абрахама Крона, придворного хлебопека Екатерины II, а позднее завод получил знаменитое название «завод Степана Разина». В смежных с историческими зданиями находятся склады, магазины и мастерские. В одном из домиков пекут сушки — и во время фестиваля останавливаться не собираются.

Около десяти лет основные корпуса стоят без дела. Единственное исключение — майское мероприятие Beta, ставшее своего рода препати к Gamma (вы уже, наверное, оценили любовь авторов к греческому алфавиту). Фестиваль Gamma стартует в пятницу, 14 июля. По новой для России моде, это проходит обособленно — на новой сцене Александринского театра, где аудиовизуальные перформансы отыграют резидент лейбла Raster-Noton Роберт Липпок, Recent Arts (дуэт немецкого музыканта Тобиаса Фройнда и чилийской медиахудожницы Валентины Бертелон) и Antarctic Takt (Даша Раш и берлинский медиахудожник Станислав Глазов), дебютировавшие на Atonal Berlin в этом году.

Основная программа начнется во дворе и корпусах завода Степана Разина в субботу, в 15.00. Закончится все утром в понедельник. Будет и перерыв: с 11 утра воскресенья до 5 часов вечера, когда все заведется по новой. «В том году мы хотели сделать нон-стоп-историю, но поняли, что петербуржцы не любят тусить по двое суток подряд, как москвичи. Делать же такой фестиваль для 30 человек нет смысла. В первую половину воскресенья мы будем приводить здесь все в порядок к вечеру, а люди пусть приведут в порядок себя», — говорит Иван Логос из m_division.

Выучен и другой урок прошлого года: функционирующая на улице Live Stage работает оба выходных дня строго в дневное время, до 22 часов, — ночью музыка играет только в корпусах. На живой сцене выступят, например, мексиканский композитор Murcof, немецкий пианист Мартин Кольштедт и местные фавориты вроде Long Arm или All in Orchestra.

Гулять же во дворах можно сколько угодно. Более того — нужно. Здесь будет и фуд-корт, и бар, а главное — огромное количество разнообразных арт-объектов. «Это больше, чем рейв. Рейв — это когда приехали, поставили звук,… [выпили], потанцевали, уехали. Сейчас это пошло дальше. У нас участвуют 67 художников, отобранных из 450 заявок со всей России. Мы не всех смогли одобрить: на всех спонсорских грантов не хватило. Пришлось отказаться и от некоторых крутых работ», — Иван Логос категорически не хочет сводить фестиваль к тусовке, и его можно понять.

Арт-часть фестиваля Gamma делится на четыре категории, и в каждой есть по два куратора. За Public Art отвечает Альбина Мотор (Институт исследования и развития стрит-арта) и Константин Ставров (участник объединениия «Новые уличные»). За архитектуру — Андрей Воронов (объединение «Архатака») и Own Way (единственные российские участники фестиваля Burning Man — они, в частности, строят уличную сцену на Gamma). За ресайкл-инсталяции — работавшее на всех мероприятиях Arma17 объединение Freak Fabrique и Вильгений Мельников (студия OfelyArt). За медиаарт — основатель творческой лаборатории «Медиакультура» Андрей Свибович и берлинская студия Licht.Pfad.

Сцена Delta с жалюзи, дающими возможность сделать эффект Panorama Bar. Посвящена она будет в основном аудиовизуальным перформансам, а работать будет только первую ночь. «Как такового мейна нет, все сцены и по размеру, и по масштабам, и по хедлайнерам — главные», — уточняет Логос.

Все сцены главные, но одна все-таки главнее. То же самое касается и жанрового разнообразия. Именно на сцена Gamma разместятся ударные техно-силы, именно ее краткости ради посетители назовут мейном. Дырки в потолке — это следы от гигантских цистерн, в которых варилось пиво. В них разместятся многуровневые светозвуковые кинетические инсталляции высотой до 30 метров. И здесь, как ни крути, оба дня будут выступать диджеи и артисты, ради которых основное количество людей купит билеты, — Vatican Shadow, Xosar, Zadig, Rrose, Regis, дуэт Абдуллы Рашима и Варга и многие другие. В том числе резиденты m_division, включая самого Ивана Логоса.

Музыка — это 60 диджеев и музыкантов на 6 сценах: «Стилей огромное количество. Уличная сцена вообще не про техно — там больше IDM и неоклассики. Будет много индастриала и жанров, не поддающихся определению».

Верхний этаж займет Omega — последняя буква греческого алфавита и самая долгоиграющая сцена: она будет открыта до утра понедельника. Следует упомянуть два полноценных шоукейса: московского лейбла «ГОСТ Звук» в субботнюю ночь и немецкого Giegling Records во главе с тем самым диджеем Константином, недавно попавшим в сексистский скандал.

Контрастом советскому конструктивизму, которым завод оброс в XX веке, служит оригинальный цех XVIII века, где в первый день будет работать Epsilon Stage, посвященная неоклассике и эмбиенту. Иными словами, здесь будет чилл с пуфиками и сиденьями для тех, кто хочет спрятаться от рейва.

Многочисленные зоны с будущими танцполами, инсталляциями, барами и всем прочим m_divison сделали из заброшенных помещений сами, начиная с заливания полов. Вообще, сил и средств в фестиваль Gamma вложено столько, что немедленно встает вопрос о рентабельности. Кажется, это больная тема. «Чтобы вы понимали, как это сложно делать в России: у нас цена билета — около 26 евро. Европейские фестивали с таким лайнапом, как на Gamma, стоят минимум 70–80 евро. На недавно прошедшем Into the Valley, куда все ездили, — 150–170 евро. При этом там картонные декорации в поле, ничего интересного с точки зрения архитектуры и арта. Билеты на Outline в Москве стоили хотя бы 4000 рублей, но тут, в Петербурге, мы не можем себе позволить и этого. Иначе придет в два раза меньше людей. В прошлом году фестиваль был в минус, мы не окупились и еще долго отрабатывали долги», — сетует Логос. Но есть повод и для оптмизма: «Невозможно скопировать зарубежный фестиваль в России. Мы везде что-то могли подсмотреть, будь то Atonal или Sónar, Dekmantel или Dimensions, но нельзя перенести это сюда без учета особенностей местности. В каком еще крупном городе Европы нам дадут завод и позволят превратить его в арт-объект?»

Фестиваль
Gamma Festival 2017