«Афиша» запускает новое приложение «Афиша Дети» — гид по детским развлечениям и занятиям. К выходу проекта мы попросили журналиста и кинокритика Антона Долина написать о своем опыте отцовства.
Антон Долин
Антон Долин

Журналист, кинокритик и отец двоих детей

Я всегда беру детей с собой. Везде, куда могу; везде, куда можно. Я никогда не рассматривал появление детей как помеху для нашей жизни — культурной в особенности. Возможно, потому, что сам вырос в такой семье, но вопроса «А куда их взять?» не стояло никогда. Если нет ограничения «18+», значит, дети идут со мной. Если ограничение есть, мы попробуем его обойти.

У меня всего три возможных барьера в отношении детей на культурных мероприятиях. Во-первых, я ограничиваю их присутствие там, где речь идет о сексе в каких-то особо откровенных формах, то есть «Ромео и Джульетту» можно, а с маркизом де Садом или Ларсом фон Триером стоит повременить. Хотя со старшим сыном (ему сейчас 15) это давно не проходит, он с 12 смотрит «Игру престолов» — сам, мы пытались ему запрещать! Во-вторых, я не хочу показывать детям то, что их может испугать (это не всегда относится к хоррорам, их дети любят, но вот «Забавные игры» — только со временем). И в-третьих, я очень боюсь показать им что-то, что они опознают как скучное. Поэтому Тарковского или Антониони — не сразу и с дополнительными разъяснениями, что в них хорошего. Впрочем, с Тарковским удачный опыт уже был (сначала «Иваново детство», потом «Андрей Рублев», а там и «Солярис» можно). И даже с Антониони: мой старший, Марк, года в четыре прилепился со мной к экрану и смотрел так «Красную пустыню». Его очень заинтересовала судьба заброшенного мамой мальчика. Сейчас я отправил его на «Фотоувеличение», он вернулся довольный.

В музеи мы ходим вместе. Лайфхак для тех, кто боится таскать детей в музеи: начните с современного искусства. Чем современнее, тем лучше. Раздавленные автомобили, интерактивные инсталляции, эпатажные и хулиганские картины, смешные скульптуры… такой музей — это лабиринт неожиданностей, как аттракцион, где взрослый чувствует себя дезориентированным. Отсюда столь частые претензии к contemporary: фиг разберешь, где там талант, а где сплошная профанация. Дети таких вопросов не задают. Им просто нравится, что все вокруг разное, непонятное и странное. Так они привыкают к самому типу времяпрепровождения — походу в музей. Картины и классика — потом, когда привыкнут. И заранее приучайте себе к мысли, что вашему ребенку Ротко или Мондриан могут понравиться больше, чем Тициан или Левитан. Честно, и так бывает!

Наконец, поездки. Замки, храмы, старинные города — все это прекрасно, особенно если вы обойдетесь без скучной экскурсии, а сами прочитаете заранее что-то по теме: пусть даже «Википедию» или путеводитель, но лучше — «Занимательную Грецию» Гаспарова или «Осень Средневековья» Хейзинги. А потом перескажете детям своими словами, гуляя по развалинам или разглядывая витражи. Отличный способ коммуникации с собственным ребенком, кстати говоря, и ваш родительский авторитет заодно повысится.
В общем, не пытайтесь стать равными детям, говорить на их языке или играть в их игры — обычно это выглядит и звучит фальшиво, а фальшь они чувствуют моментально. Лучше признайте их равными себе и достойными смотреть те же фильмы, посещать те же музеи, выставки и театры, читать те же книги, что нравятся вам. Потом они еще много раз поблагодарят вас за это. Или не поблагодарят — какая разница? Главное, что сейчас вам будет хорошо, и будет хорошо вместе.