Сегодня мир бюрократической волокиты сталкивается с миром электронных уведомлений и автоматического списания долгов. «Афиша Daily» записала несколько неприятных историй в духе Франца Кафки.

В марте этого года с москвича Антона Белицкого списали более 140 тысяч рублей из-за задолженности за электроэнергию в снесенном доме. После волны возмущения в фейсбуке деньги ему вернули, однако выяснилось, что это далеко не единичный случай.

На бумаге было дописано от руки: «Не заплатите долг — вырубим свет!»

Елена Филиппова
54 года, домохозяйка

«Я всегда исправно оплачивала квитанции, которые мне приходили от «Мосэнергосбыта», и никаких претензий с требованием оплатить задолженность мне ни разу не поступало. 27 января я получила от них предупреждение, что должна оплатить задолженность в размере 170 тысяч рублей. На бумаге было дописано от руки: «Не заплатите долг — вырубим свет!» 3 марта так и произошло — моя квартира осталась без электричества.

Свет мне отключили незаконно: не был составлен протокол и меня никто официально не предупредил. Все это время я пыталась разобраться, откуда возникла такая безумная сумма. Сначала сотрудник «Мосэнергосбыта» мне заявил, что за мной числится долг с 1988 года, хотя я живу в этой квартире всего 12 лет, а прежние хозяева никаких долгов не оставили. Я предъявила подтверждающие документы, и они быстро сменили свою позицию: теперь заявляют, что эта сумма набежала всего лишь за 12 лет.

По существующим правилам, если есть очевидная путаница, «Мосэнерго» обязан прислать специалиста и сделать сверку счетов, чтобы найти ошибку. Я просила их — меня проигнорировали. Попыталась разобраться сама: выяснилось, что по их расчетам в 2008 году моя сумма потребления составляла 73 000 кВт, хотя до этого счетчик у меня стоял всего 2 года. Чтобы за 2 года нагорело столько энергии, мне бы потребовалось снабжать электричеством целый завод. Я знаю свое реальное потребление: у меня дома нет ни пола с подогревом, ни даже электрочайника и СВЧ-печи, и мы тратим в пределах 100 кВт в месяц. Скорее всего, в какой-то момент в расчетах появился лишний ноль, и 7300 кВт превратились в 73 000 кВт.

Я писала письма, претензии, ходатайства, но безрезультатно. Теперь это дело будет рассматриваться судом. Сейчас мне пришло письмо из центрального офиса «Мосэнергосбыта» — они вроде бы готовы поговорить со мной. Но беседовать с ними я уже не буду — слишком долго я ждала. Свет мне, кстати, до сих пор не включили. Я уже вообще подозреваю, что это заказ из-за того, что я активно поддерживаю бастующих дальнобойщиков (когда «Афиша Daily» записывала комментарий Филипповой, она была доступна только в определенное время, и сказала, что экономит батарейку на телефоне, а заряжает его в кафе. — Прим. ред.)».

Долг есть, но я не понимаю, почему он такой большой

Ольга Квасова
32 года, ассистент рекламного отдела

«Моя история длится три месяца. Я всегда платила не по показаниям счетчика, который стоит внутри квартиры, а по счетам от «Мосэнергосбыта». По непонятным причинам эти счета всегда оказывались сильно занижены — мне присылали квитанции на 600–700 р. в месяц. Год назад я перешла на оплату через приложение, но сумма там была такой же.

В январе этого года сотрудники «Мосэнергосбыта» пришли снять показания, я пустила их, а через неделю в приложении высветился долг в районе 140 тысяч. В офисе мне никто не смог толком объяснить, как так получилось, и сказали, что у меня неисправен счетчик. Я заплатила 3000 р., чтобы прислали проверяющего электрика, тот заявил, что со счетчиком все в порядке и выдал акт без какой-либо печати и подписи. После этого я неоднократно ездила в «Мосэнергосбыт», и каждый раз мне называли разную сумму долга. Сначала было 130 тысяч, потом — 170. Самое интересное, что в какой-то момент долг исчез из приложения — при этом задолженность есть в их системе, но никаких бумаг с претензиями мне так и не приходило.

Именно поэтому у меня создается ощущение, что виновата в этой ситуации не только я, но и компания. Дело в том, что мой счетчик был установлен в 1998 году, и с 1998-го по 2012-й набежало 50 000 кВт. Сейчас они выставляют мне счет на 35 000 кВт, которые якобы я потратила с 2012 по 2017 год. Непонятно, почему за пять лет я израсходовала почти столько же, сколько за предыдущие четырнадцать. Я признаю: долг у нас должен быть, но непонятно, почему он такой большой».

Кто-то заметил ошибку и на запросе судьи от руки подписал «9/29». Это всех устроило

Александра Рожкова
30 лет, менеджер

«В феврале 2017 года со сбербанковской карты моей мамы-пенсионерки накануне ее госпитализации на химиотерапию было списано около 50 000 рублей. Ей пришло СМС, из которого мы поняли, что «Мосэнергосбыт» имеет к нам претензии из-за неоплаты электроэнергии, а также узнали номер судебного участка, который вынес это решение.

В «Мосэнергосбыте» мне смогли дать справку, что задолженности по нашему адресу проживания нет. В тот же день я обратилась в судебный участок, и выяснилось, что претензия адресована непосредственно ко мне и моей матери как к собственникам квартиры в соседнем доме. Эту квартиру мы обменяли еще в 1999 году, а претензия относится к 2013–2015 годам. Когда мы меняли, я была несовершеннолетней, и моя мама брала все выписки и закрывала счета по обслуживающим организациям. Без этого нам бы просто не провели сделку обмена. После нас та старая квартира сменила трех собственников, но долг почему-то повесили на мою больную мать.

«Мосэнергосбыт» — достаточно грамотные, и вместе с иском о взыскании долга они направили федеральному судье ходатайство, чтобы установить собственника той старой квартиры. Судья отправил запрос в ЕРЦ на выписку из домовой книги по адресу ул. Трофимова, 5/46 (старый дом), а ему присылали выписку из домовой книги по адресу ул. Трофимова, 9/29 (то есть наш фактический адрес проживания). Кто-то заметил ошибку и ручкой на запросе судьи от руки подписал «9/29». Это всех устроило, и дело передали мировому судье, которая и вынесла решение.

Вскоре я услышала по радио о том, что с товарищем Белицким случилась нечто подобное, и так же, как он, решила написать об этом в фейсбуке. Сотрудники «Мосэнергосбыта» связались со мной — я отправила им документы, они начали активно работать над проблемой и даже извинились. В итоге маме вернули списанную половину денег — около 25 000 рублей. Арестованную часть средств, то есть мою — у меня нет банковских карт, поэтому за меня решили списать с мамы, — никто не компенсировал. Скорее всего, мне надо ждать отмены судебного решения».

Робота-коллектора Сбербанка зовут Iron Lady — в принципе, уже пошутили

В итоге я просто отключил городской телефон

Николай Иванов
27 лет, журналист

«У меня история другого свойства: три месяца назад мне на домашний телефон стали звонить из коллекторского агентства. Сначала это было девять утра, потом восемь — причем как в будни, так и выходные. Звонит робот и говорит, что у меня есть неоплаченная задолженность перед Сбербанком и что мне нужно срочно к ним обратиться. Я клиент Сбера со студенческих лет, но никаких кредитов я ни разу не оформлял. У меня есть их дебетовая карта, но она даже не основная.

Зная, сколько сейчас мошенников такого рода, я первым делом почитал, что пишут в интернете. Оказалось, что многие сталкиваются с подобными звонками. Я попытался понять, почему названивают именно мне. Вариантов масса: например, произошла ошибка или предыдущие владельцы квартиры что-то задолжали. В конце концов, я позвонил в Сбер, где мне заявили, что никаких долгов у меня нет. Я составил заявление, спустя какое-то время пришло письмо, в котором они извинялись и еще раз подтвердили, что задолженностей нет, но чтобы окончательно решить проблему, нужно еще куда-то съездить, что-то предоставить, что-то проверить. Иными словами, какая-то сложная бюрократическая схема, которую трудно осуществить человеку, работающему с утра до вечера. В итоге я просто отключил городской телефон, потому что мне так проще. Скорее всего, робот продолжает названивать, но я просто это не слышу».

Что делать, если с вас требуют долг за ЖКУ

Руслан Назаров
29 лет, юрист

«Предоставление коммунальных услуг осуществляется на основании договора управления многоквартирным домом, по которому собственник обязан платить за ЖКУ. Как правило, спорные ситуации возникают, когда между потребителем и исполнителем продолжает действовать договор, но при этом потребитель продал квартиру. Многие жильцы считают, что продажа квартиры автоматически ведет к расторжению договора, однако это не так: жильцы должны обратиться к исполнителю и расторгнуть договор.

Другая возможная ситуация возникает, когда дом снесен. Здесь работает та же логика: пока договор не расторгнут, обязательства сторон сохраняются, поэтому потребитель обязан платить, а исполнитель услуг — имеет право требовать оплату. Однако в случае со сносом действует ст. 416 ГК РФ, которая предусматривает прекращение обязательств невозможностью исполнения. Так как дом снесен, то исполнитель фактически не может оказывать услуги, а значит обязательства сторон прекращаются.

Если вы всегда исправно оплачивали счета и вдруг получили корректирующую квитанцию с огромной задолженностью, нужно предпринять следующие меры.

01

Обратиться к исполнителю услуг (управляющая организация, ТСЖ) с требованием провести проверку достоверности расчета платы за услуги.

02

Если после этого сумма не изменилась и собственник считает, что долг у него не мог возникнуть, надо написать претензию в адрес исполнителя. В претензии необходимо указать основания, по которым собственник считает действия исполнителя незаконными.

03

Одновременно необходимо направить жалобу в региональную жилищную инспекцию. В жалобе укажите свои ФИО, адрес, суть обращения, можете также прикрепить документы, подтверждающие доводы заявителя. От ГЖИ надо требовать проведения проверки по указанным в жалобе фактам. Наконец, если ответ от управляющей организации и ГЖИ вас не устраивает, то обращайтесь в суд.