«Свалка»: барахолка для тех, кому не хватало берлинских блошиных рынков

Фотографии:
Надежда Панина
Текст и интервью:
Кристина Сафонова
19 марта 2017 в 09:26
Фотография: Надежда Панина
За смешные деньги здесь продаются VHS-кассеты, советский хрусталь, старые книги, солдатские пиджаки и прочая милая сердцу ерунда. «Афиша Daily» подышала запахом нафталина на барахолке «Свалка», которая переехала в помещение под Крымским мостом.

Как все начиналось

Эту историю авторы «Свалки» рассказывают всем журналистам: два года назад инвестиционный директор одной IT-компании Алексей Баринский вместе со своей женой Ириной — она на тот момент работала в сервисе BlaBlaCar.ru — решили переехать. Собрав все нужные вещи, супруги обнаружили, что у них осталась целая гора хлама: шоссейный велик, музыкальные инструменты, позабытая одежда и непонятные сувениры. Продавать все поштучно через интернет — отдельная работа. Тогда Алексей и Ирина подумали о создании специального сервиса для съезжающих: обращаешься в службу, и она разом забирает все ненужное и сама уже пристраивает ваше барахло. Алексей поделился замыслом со своим коллегой, IT-директором Дмитрием Ухановым. Тот идею оценил, но реализация проекта затянулась. Только спустя год, 23 сентября 2015 года, друзья решили: пора!

Алексей Баринский
Основатель проектов «Свалка» и «Расфигачечная»

«Мы с Димой чуть ли не в обеденный перерыв купили мобильный телефон и запилили одностраничный сайт. А дальше было вообще круто. Хрен знает, как запускать бизнес! Мы решили сначала опробовать нашу идею на друзьях. Так как среди нас троих аккаунт в фейсбуке был только у моей жены Иры, мы попросили ее написать пост. Утром у него было уже 1500 репостов, на следующий день — 2500, а потом — 4000.

У парня, которому мы дали телефон, был очень интересный день: с восьми утра ему одновременно звонили несколько человек. Закончив один разговор, он сразу же переключался на вторую линию. В итоге непринятых звонков было в 4 раза больше, чем принятых. Мы еле-еле успевали обрабатывать заявки. В первую неделю работы их было больше тысячи. Изначально мы рассчитывали, что вывезем пару коробок в гараж. Но, поняв масштабы, скинулись деньгами, нашли водителей, грузчиков, склад на территории завода АЗЛК на Волгоградском проспекте и создали юридическое лицо — все это буквально за пару недель».

Набив пространство склада от пола до потолка старыми телевизорами, книгами, одеждой и даже ножными протезами, друзья стали думать, что с этими «сокровищами» делать. На помощь пришла одна из сотрудниц, предложившая устроить гаражную барахолку. Баринский с партнерами закупили шампанское для покупателей и пригласили диджея. Распродажа провалилась: за выходные удалось выручить 30 тысяч рублей. Но так как делать было нечего, ее решили повторить — на этот раз без алкоголя и музыки, зато с милыми постами в соцсетях, и все получилось! Баринский рассказывает, что на подъезде к их помещению на АЗЛК увидел бесконечную толпу: одни стояли на «Свалку» в очереди, другие шли к метро с мешками. В тот день пришло больше 1500 человек. За выходные они заработали столько денег, что хватило еще на три с половиной недели работы сервиса со всеми зарплатами, вывозами и так далее.

Проект получился. Через несколько месяцев Алексей, Ирина и Дмитрий расстались со своим четвертым партнером и вместе с частью сотрудников решили начать все заново на территории завода НИИДАР на Преображенке. Там «Свалка» преобразилась: в просторном помещении появилась карусель с лошадьми и царские троны, как в «Игре престолов». Однако от потенциальных клиентов — тех, кто обожает рыться в старом виниле и ворохах одежды на винтажном маркете в берлинском Мауэр-парке, — находилась она далеко. Только спустя 2 года Баринскому удалось пробиться со своей барахолкой в парк Горького: в прошлую субботу, 11 марта, «Свалка» перезапустилась в пространстве под Крымским мостом.

Как все устроено

На «Свалке» работают двенадцать человек. Они приводят собранные вещи в порядок, ремонтируют и чистят, сортируют их по категориям, чтобы продавать на барахолке под мостом, в онлайн-магазине и оптовым поставщикам — в секонд-хенды и букинисты. Также проект по франшизе действует еще в пяти городах — Санкт-Петербурге, Томске, Краснодаре, Казани и Саратове. К выбору франчайзи подходят строго: важно, чтобы человек уважительно относился к клиентам и не был заточен сугубо на получение прибыли.

Баринский перевернул понятия в бизнесе комиссионной торговли и утверждает, что в основе его затеи лежит социальная миссия. «Свалка» не выкупает вещи у людей, а помогает им избавиться от рухляди, выплачивая «премию за бережное отношение». Ее размер определяется по размеру кучи: за пакет посуды, книг, игрушек, одежды или обуви можно получить 100 р., за старую мебель — 200, за более современную — 700. Кроме того, 70% прибыли идет на благотворительность через сервис «Добро Mail.ru», остальные 30% делятся поровну между партнерами. Алексей объясняет, что иначе они были бы просто барыгами, покупающими вещь за сотню и продающими за 10 тысяч.

Как выглядит

На входе — две карусельные лошадки и нарисованная от руки вывеска. Внутри — обшарпанные кирпичные стены, умиротворяющий запах бабушки и многочисленные статуэтки, чайные сервизы, Книга рекордов Гиннесса за 2004 год, настольная лампа периода упадка Советского Союза, плюшевые медведи и зайцы, допотопный радиоприемник, ситцевое платье, как у мамы на фотографии в 1984 году, рядом с которым висят легинсы из кожзама и армейское пальто, стоит колесо от велосипеда и лодочки в стразах. Цены — от 300–500 р. за книги и мелкую советскую параферналию, одежда стоит от 300 р. за футболку до 2300 р. за костюм, мебель и работающая бытовая техника могут стоит до 7–10 тысяч.

Старый ролик «Расфигачечной».

Если за три недели вещь не удается продать, ее используют в другом проекте команды — «Расфигачечной» («Афиша» писала о нем в 2015 году). Его суть проста: задолбавшийся жизнью человек заходит в похожую на офис комнату с кувалдой в руке и под музыку крушит все подряд, пока не почувствует себя вновь счастливым. После этого весь мусор — макулатура, старые железки, электроника, битая ДСП и ветошь — отправляется на переработку.

Баринский и его партнер Дмитрий Уханов продолжают совмещать основную работу в своей IT-компании со «Свалкой», и только его жена Ирина полностью сосредоточена на барахолке. Алексей говорит, что пока их проект «совсем маленький», и расшифровывает: за прошлый год они обернули около полумиллиона долларов. Звучит как издевательство, если представить себе годовые обороты какой-нибудь винтажной лавочки в Берлине, и правдоподобно, если учесть его намерения превращать «Свалку» в миллиардный бизнес, завоевать часть рынка секонд-хенда в стране и создавать конкурента «Авито».

Но потом Баринский осекается и говорит, что вообще вся эта история не про заработок: «Когда у меня в жизни наступает трешак, я открываю отзывы на фейсбуке и понимаю, что делаю что-то по-настоящему важное. Это придает офигенно много сил». Так или иначе, Москве явно пойдет на пользу переезд «Свалки» на видное место. Под Крымским мостом они квартируют через стенку от Good Café — там варят неплохой эспрессо, льют крафт и на стенках висят велосипедные рамы. И все это вместе воплощает картину абсолютного хипстерского рая — по крайней мере как его представляли лет 5 назад.