«Россия, ты отрезвела?!»: кто пропагандирует ЗОЖ на Никитских Воротах

10 марта 2017 в 17:38
Фотография: Иван Ерофеев
На Никитском бульваре и на площади Павелецкого вокзала появились очередные пропагандистские граффити, посвященные здоровому образу жизни. «Афиша Daily» исследует новую редакцию общественной борьбы за трезвость.

Летом 2013 года с подачи тогдашнего руководителя Департамента культуры Сергея Капкова московские власти пересмотрели отношение к граффити, перестав трактовать их как форму вандализма, и начали активно предлагать стены старых зданий художникам. Логотип для инициированной Депкультом программы «Лучший город Земли» рисовал классик современного искусства Эрик Булатов; в ее рамках стены домов расписывали выдающиеся российские и зарубежные графиттисты, а курировала проект Сабина Чагина, за которой благодаря стартовавшему впоследствии Биеннале уличного искусства «Артмоссфера» закрепилась репутация чуть ли не главного по стрит-арту человека в Москве.

Однако контроль над уличной повесткой Чагина быстро потеряла, переехав со своими инициативами в парки и музейные залы. Еще во времена Капкова уличное искусство со стен начали вытеснять рекламные и патриотические росписи, художественное качество и смысл которых, вероятно, более понятны городским чиновникам, а не экспертам в мире стрит-арта. В итоге, несмотря на регулярное возмущение в фейсбуке, сейчас в Москве граффитти ассоциируются с триколорами, взятием Крыма, летчиками-героями Второй мировой, военной славой Древней Руси и с вещами поважнее курса доллара.

Еще одна важная тема настенных росписей — призывы к здоровому образу жизни, которые исходят в первую очередь от проекта «Трезвая Россия». В последние дни по их инициативе на Никитском бульваре, 25, и площади Павелецкого вокзала появились идентичные граффити — грудь накачанного мужчины на фоне сине-красного щита с белыми надписями «ГТО», «Закон 21», «Спорт», «Здоровье» и «Семья». Трезворосы также были заказчиками существовавших ранее граффити с буквами ГТО на Никитском бульваре, такой же качок украшал в 2016 году стену недалеко от «Третьяковской», был еще «ЗОЖ» в районе Вишняки.

Что такое «Трезвая Россия»

Организация появилась в 2012 году, когда молодежные провластные движения стали трансформироваться в городских активистов («Стоп-хам», «Хрюши против», Probok.net). Имена основателей «Трезвой России» — их было несколько — не разглашают, зато теперешний руководитель проекта Султан Хамзаев на официальном сайте «ТР» фигурирует чуть ли не в каждой новости — как Собянин на сайте vmet.ro. Хамзаев, родившийся в 1982 году в Дагестане, — человек деятельный. Он успел побывать членом Общественного совета «Молодой гвардии «Единой России», координатором по межнациональным и межрелигиозным отношениям взрослого «ЕдРа», поучаствовать в Общественном совете при ФСКН и позаседать в Общественной палате.

Год назад Хамзаев был выдвинут в Государственную думу от партии «Гражданская платформа» и запомнился телезрителям тем, что во время дебатов на Первом канале кидался бумажками в своего соперника — лидера «Зеленых» Олега Митволя, который обвинял «Трезвую Россию» в финансировании государством. По итогам выборов «Гражданская платформа» заняла последнее место и не прошла в нижнюю палату парламента. Митволь тоже не прошел.

С 2013 года проект «Трезвая Россия» плотно сотрудничает с государством в борьбе за популяризацию здорового образа жизни в 70 регионах страны. Хамзаев утверждает, что он стремится существовать вне политики и участвует в ней ровно настолько, насколько это требуется для продвижения собственных инициатив. «Мы не хотим быть окрашенными в какие-либо цвета, — сказал он в разговоре с корреспондентом «Афиши». — Но для качественных изменений необходим максимальный уровень синергии с государством. «Трезвая Россия» — это не какая-то директива, а наша философия и образ жизни».

Деятельность активистов «ТР» намного шире, чем заказ пропагандирующих ЗОЖ граффити. Они продвигают идеи шаговой доступности спортивных площадок и пытаются защитить подростков от алкоголя, наркотиков и табака, для чего проводят комплекс мер. Например, устраивают контрольные закупки, то есть выявляют факт продажи спиртного детям или его сбыта в неположенное время. Ведут борьбу с суррогатами и обращаются с жалобами в прокуратуру и Роскомнадзор на сайты, нелегально торгующие алкогольной продукцией и наркотиками. Также они проводят расследования с федеральными каналами — например, недавно помогли ведущему программы «Честный детектив» Эдуарду Петрову рассказать о том, как устроен серый рынок алкоголя. Почти с самого основания они выступают за принятие «Закона 21», запрещающего продажу выпивки лицам моложе 21 года.

Несмотря на тесную связь с госструктурами, по словам Хамзаева, власти финансируют лишь малую часть деятельности «Трезвой России». Он говорит, что привлечь к финансированию представителей бизнеса пока не получается, поэтому проект в основном существует за счет гражданского общества. Как сознательные граждане передают свои сбережения «ТР», неизвестно — на главной странице сайта нет ничего похожего на кнопку «Поддержать».

Кто делает пропагандистские граффити

Среди исполнителей работ с политическим и пропагандистским уклоном фигурирует компания «НЭЗО Street Art» — они сделали «Возвращение в родную гавань» на Покровке и хоккеиста-военного и Крым на Новослободской, — а также фирма «Городские галереи»: их авторству принадлежат граффити с Пушкиным и Натали и «ГТО» на Никитских Воротах. Они же занимались и новым рисунком для «Трезвой России». По словам исполнительного директора «ГГ» Ольги Фридман, с трезвенниками их связывает «братско-духовное» партнерство.

У Фридман тоже интересная биография: до создания «Городских галерей» она училась в МГИМО и занималась общественно-политической деятельностью — участвовала в молодежном сионистском движении «Ор Цион», организовывала общественные дебаты совместно с Союзом израильских студентов и помогала в проведении предвыборной кампании депутатов муниципальных собраний Москвы. А еще вела ЖЖ, в котором делилась результатами своей политической деятельности и размышлениями об оппозиции и судьбе страны. Параллельно девушка закончила годовые курсы в Миланском институте моды и дизайна Marangoni, но до запуска собственной линии одежды дело не дошло.

Основанная ею в 2014 году компания выполняет граффити не только на социальную и политическую тематику, но также и заказы от крупных корпораций. Например, перед Новым годом «ГГ» сделали рамку для интерактивной открытки Raffaello на все том же Никитском бульваре. Большой вопрос во всей истории с рекламными и патриотическими граффити — согласование с властями: кто именно разрешает наносить на здания рисунки, до сих пор неизвестно. Ответить не могут ни в районных управах, ни в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства, ни в Департаменте капитального ремонта города.

О процессе согласования не смогла рассказать и Фридман: «Единственное, что могу сказать, — мы делаем все в рамках закона, — ответила она на вопрос Daily. — В этом достаточно сложном и кропотливом процессе задействовано большое количество различных органов. К тому же согласование каждого дома проходит индивидуально, а не под копирку».

Хамзаев тестирует спортивную площадку вместе со слабовидящим

Какой вообще в этом смысл

Хамзаев рассказывает, что каждая деталь их граффити наполнена глубоко проработанным значением. Так использованные цвета обозначают российский триколор. Щит символизирует защиту: он убежден, что его организация охраняет интересы и здоровье подрастающего поколения. «ГТО» — потому что «ТР» горячо пропагандирует советские спортивные нормативы: пару лет назад Хамзаев предлагал распространить их и на людей с ограниченными возможностями. С «Законом 21» и «Общественным контролем» вроде понятно — это неотъемлемая часть работы «Трезвой России». Слова «семья» и «дети» отражают еще один аспект их деятельности: организация ведет свой рейтинг рождаемости, основанный на открытых источниках; в 2016 году лидерами стали Чечня, Ингушетия и Тыва.

Собрать свидетельства о том, что кто-то из посетителей баров Мити Борисова на Никитском бульваре, увидев пропаганду «Трезвой России», променял алкоголь и промискуитет на дворовую спортплощадку, не представляется возможным. Сооснователь фитнес-сообщества Nula Project и спортивный мотиватор Милан Милетич сомневается в эффективности такой рекламы: «Если мы хотим развивать здоровый образ жизни, то надо начинать со школ, с колледжей и университетов, а не навязывать свои идеи уже взрослым людям, — говорит он. — Надо работать над созданием новой системы. Рисовать подобные граффити все равно что выбрасывать деньги на ветер. В Москве есть столько бесплатных и крутых проектов, направленных на развитие спорта. Почему не поддержать их?»

Однако «ТР» не планирует останавливаться на достигнутом. Хамзаев убежден в правильности действий: «За три года наш проект максимально качественно зарекомендовал себя на разных уровнях взаимоотношений с властью и обществом. Мы считаем, что можем потратить интеллект, энергию и другие ресурсы на дальнейшее продвижение этой истории». Очевидно, что город ожидает дальнейшая экспансии патриотическо-оздоровительных рисунков Хамзаева — Фридман на тему ЗОЖа. Интересно, что эта идеология в нулевые годы ассоциировалась с правыми, листовка со слоганом «Трезвый — значит русский!» даже попала в список запрещенных материалов, а теперь идею здорового образа жизни пытаются продвигать с помощью граффити — искусства, которое выросло из городских субкультур и связано с левым движением. Новые патриотические инициативы у всех берут понемногу.