«ДДТ» с новой программой в «Олимпийском», титан еврохауса Mano Le Tough в «Бессоннице», фестиваль «Абстрасенция» в Yotaspace, Лев Рубинштейн с проектом «Круглый год» в театре «Тень», открытие выставки «Всегда современное. #три. Жилинский. Обросов. Рабин», маркеты и другие события выходных.

Кино

«Лунный свет»

Неспешная гей-драма про обретение себя, завоевавшая «Оскар» как лучший фильм года

Детство, отрочество и юность Широна — чернокожего парня из гетто-района Майами, который болезненно переживает свою гомосексуальность. Фильм поделен на три главы, в каждой из которых героя играют разные актеры, причем Треванте Родс, которому досталась взрослая и брутальная версия Широна, в третьем акте гениально играет замешательство. «Лунный свет» — легкая мишень для нападок, фильм несложно обвинить в спекулятивности выбранной темы (чернокожие геи!), однако Барри Дженкинс воспаряет над конъюнктурной повесткой и мастерит драму из пауз и недосказанностей, тектонических внутренних переживаний героев, сыгранных, однако, без надрыва. В итоге у него получается история про то, что человеку нужен свет, и не только синий, но и лунный — самый теплый свет, как известно по фильму «Жизнь Адель». На прошедшей недавно 89-й церемонии вручения премии «Оскар» «Лунный свет» был признан лучшим фильмом года. О других победителях читайте здесь, а подробнее о картине тут.

«Персональный покупатель»

Кристен Стюарт видит призраков

Американка Морин (Кристен Стюарт) работает личным ассистентом покупок у немецкой супермодели в Париже, а еще она медиум: умеет общаться с привидениями и ждет сигнала от своего брата-близнеца с того света. Новый триллер бывшего кинокритика Оливье Ассайяса («Ирма Веп», «Карлос»), освистанный на Каннском фестивале, но получивший приз за режиссуру, — очевидно, жюри увидело в нем призрак какого-то стоящего кино. Вот текст о фильме критика Зельвенского.

«Логан»

Росомаха на пенсии

Уже третий персональный фильм про когтистого героя Хью Джекмана из запутанной кинематографической вселенной «Людей Икс» — неожиданно в постапокалиптических декорациях. Впрочем, если фильм основан на комиксе «Старик Логан», то ничего удивительного в этом нет. По сюжету Росомаха заботится о профессоре Ксавье (Патрик Стюарт) и маленькой девочке (Дафне Кин), у которой тоже имеются коготки, а также противостоит банде отъявленных негодяев. Новую часть снял режиссер предыдущей, которая была чистым недоразумением, но теперь у Джеймса Мэнголда есть возможность исправиться.

«Sex Doll»

Драма про девушек по вызову

В мире порочного Лондона, где женщины — это всего лишь сексуальные игрушки в похотливых руках состоятельных людей, Руперт (Эш Стаймест) намерен вытянуть Вирджинию (Афсия Эрзи) из бизнеса, построенного на торговле девушками легкого поведения. Социально ответственная драма француженки Сильви Веред, разруганная западной критикой.

«Золото»

МакКонахи пускается во все тяжкие

Испытывающий финансовые затруднения прощелыга Кенни Уэллс (растолстевший Мэттью МакКонахи с лысиной) уговаривает геолога Майкла Акосту (Эдгар Рамирес) отправиться в индонезийские джунгли — искать золотоносное месторождение. И это только начало их диких и захватывающих приключений. В основе фильма — скандал 1993 года вокруг компании Bre-X и золотых залежей в Индонезии. В режиссерском кресле Стивен Гейан, поставивший умный и завораживающий политэкономический триллер «Сириана». В главной роли — Мэттью МакКонахи, реанимировавший свою карьеру после всяких ромкомов типа «Золота для дураков». На сей раз это тоже «Золото», но без дураков.

«Зверопой»

Звери поют музыкальные хиты

Что-то типа шоу «Голос», но с антропоморфными животными. Чтобы предотвратить закрытие своего театра, коала решает устроить конкурс певцов, в котором не замедлят принять участие многодетная мама-свинка, боящаяся сцены слониха, юная дикобразиха, высокомерный белый мышонок и не желающий быть гангстером горилла Джонни. В мультфильме звучит более 60 классических песен — в том числе и оригинальная композиция Стиви Уандера и Арианы Гранде «Faith».

«Счастье быть одной»

Итальянская мелодрама про женское одиночество

Пережившая несколько неудачных браков, патологически неуверенная в себе Флавия (Лаура Моранте) ходит к женщине-психотерапевту по имени Грюневальд (Пьера Дельи Эспости), чтобы обрести уверенность в себе, — но уверенность не приходит, а Флавия вечно попадает во всякие курьезные ситуации. Вторая режиссерская работа приятной итальянской актрисы Лауры Моранте, лауреатки Венецианского фестиваля.

«Автобан»

«Дорога ярости» в Старом Свете

Прошедший крещение «Безумным Максом: Дорогой ярости» Николас Холт играет в кошки-мышки с мафией на немецком автобане — как бывает в таких случаях, перестрелки и переворачивающиеся в воздухе тачки прилагаются. Задорный криминальный экшен от Эрана Криви («Добро пожаловать в капкан»), мечтающего прослыть британским Майклом Манном.

Концерты

«ДДТ» в «Олимпийском»

Премьера программы «История звука»

Лучшие песни ключевых альбомов «ДДТ» оказались объединены в одну программу, получившую название «История звука». Это масштабное представление в трех частях, символизирующих три этапа в жизни коллектива. Представители «старой школы» русского рока традиционно обставляют свои концерты по последнему мультимедийному слову и регулярно выступают на многотысячных спортивных аренах, но на этот раз готовится нечто особенное даже по меркам «ДДТ». На официальном сайте и вовсе утверждается, что к этому туру группа шла всю жизнь.

Российский национальный оркестр и Мари-Николь Лемье

Самый низкий женский певческий голос

Могучее и пышное контральто Мари-Николь Лемье без особенного труда покорило самые известные театральные и филармонические сцены — Венская и Берлинская оперы, Ковент-Гарден, Театр Елисейских Полей, Консертгебау; на очереди Москва. В столицу Лемье едет вместе с канадским дирижером Жан-Мари Зейтуни и программой к 225-летию Россини. В большом успехе сомневаться не приходится, но сохраняется место и для некоторой интриги — интересно, как зазвучит Российский национальный оркестр в компании с двумя оперными звездами.

Солисты ансамбля «Студия новой музыки»

Композиторы, которые притворяются кем-то еще

Японец Ясумаса Моримура прославился виртуозными перевоплощениями в известных исторических персонажей. К выставке художника в Пушкинском «Студия новой музыки» готовит концерт по мотивам: ансамбль исполнит партитуры, авторы которых ведут диалог с другими композиторами. Шнитке в «Moz.Art» из понятно чьей музыки составляет темноватый коллаж, Губайдулина понятно о ком думает в «Размышлениях на тему BACH», Щедрин шутит над Чайковским в «Трех веселых пьесах», «Форельный квинтет» Карманова подмигивает фортепианным квинтетам и американским минималистам.

Вечеринки

Mano Le Tough в «Бессоннице»

Не нуждающийся в представлении титан еврохауса

Уроженец Ирландии Нилл Маннион — регулярный фигурант списка лучших диджеев мира по версии Resident Advisor, серьезная величина на современной хаус-сцене. Тут даже объяснять ничего не нужно, достаточно изучить расписанный надолго вперед график гастролей.

Фестиваль «Абстрасенция»: Synkro, Vacant

Дабстеп как новый транс

Около десяти лет назад вышли два альбома загадочного британского электронного артиста Burial, подружившие слушателей с термином «дабстеп» и впоследствии спровоцировавшие сразу несколько направлений в электронной музыке. Из ритмов, заданных двумя пластинками Burial, во многом выросли альтернативный Rʼn’B, future garage, а также ответвление под названием «атмосферная электроника», в котором присутствуют и ломаные дабстеповые биты, но акцент сделан на эмбиентную составляющую. Фестиваль «Абстрасенция» призван дать исчерпывающее представление именно об этой сцене: в течение одной ночи здесь выступят полтора десятка отечественных музыкантов (среди которых Monokle, Volor Flex и другие), а также хедлайнер, британцы Synkro и Vacant.

Alessandro Andriani и Jasss в «Рабице»

Артисты лейбла, несущего ответственность за общее помрачнение танцполов

Уроженец Рима Алессандро Адриани по-настоящему одержим синтвейвом, свидетельством чему — Mannequin Records, берлинский лейбл, которым он управляет. Mannequin переиздает архивные записи обскурного синтипопа и постпанка из 80-х, а с другой стороны, выпускает современные проекты, записи которых содержат частичку этого ДНК, то есть, меланхоличную механистичную музыку, которая требует строгих нарядов, черного цвета и прочей готики. В Москву Алессандро Адриани прибудет в компании Jasss, эйсид-богини лейбла Mannequin.

Джулиан Хорн на «Стрелке»

Вечеринка московского лейбла Thatʼs a Steal с гостем из Австрии

В субботу на «Стрелке» пройдет вечеринка лейбла Thatʼs a Steal, на которой помимо ее главных представителей (основателя и идеолога Леонида Липелиса, Валеры Sputnik и Саши Гришина) выступит Джулиан Хорн. Австрийский продюсер, коллекционер пластинок, автор релизов на Is It Balearic?, Elevator People приедет в Москву специально, чтобы сыграть свой сет. Хорн отлично разбирается в редком балеарике и японской попсе. Увидим, пригодятся ли ему эти знания на «Стрелке». Вход свободный.

Нэйтан Грегори Вилкинс в «Симачеве»

Участник дуэта Cowboy Rhythmbox с частным визитом

Завсегдатаи и резиденты «Симачева» провели не одну ночь под релизы лейбла History Clock, основанного в конце нулевых Нэйтаном Грегори Вилкинсом. Мировую же известность он получил благодаря участию вместе с Richard X в дуэте Cowboy Rhythmbox. Сейчас Нэйтан ведет программу «Channeling» на радио NTS, где знакомит слушателей с редкой музыкой. Возможно, что-то из этого треклиста он приберег для пятничного сета в «Симачеве».

«Ритм Парк» в Dewarʼs Powerhouse

Презентация лейбла веселого хаус-дуэта Cream Soda

Молодой московский дуэт Cream Soda, выпустивший в прошлом году на Electronica Records дебютный альбом «Дилер», запускает собственный лейбл — на «Ритм Парк» будут собирать близких по духу музыкантов, первым из которых стал нижегородский продюсер Руслан Гладков, выступающий под именем Maore Wand. Он же приедет на презентацию — играть будет вместе с теми же Cream Soda, а также диджеями Сашей Хижняковым и Марко Лазовичем. Если судить по музыке группы, на вечеринке ждите качающий танцевальный хаус в духе британских 1990-х.

Когда

4 марта, 23.00

Где

Dewarʼs Powerhouse, Гончарная, 7/4

Подробности

здесь

«Нобель 4.0»

Открытие очередного сезона индустриальных рейвов в Петербурге

Рейвы на заброшенном заводе «Нобель» на Выборгской стороне уже перешли в разряд сезонного петербургского досуга, и подобному постоянству можно только обрадоваться. На этот раз среди хедлайнеров заявлен техно-артист из Швеции Абдулла Рашим и вдохновленный фильмами Линча и Бергмана проект Ancient Methods — детище резидентов знаменитого берлинского лейбла Tresor Микаэля Волленхаупта и Конрада Процмана. Подробнее здесь.

Театр

«Черный монах»

Один из лучших спектаклей Камы Гинкаса

В 2000-м Кама Гинкас поставил один из лучших своих спектаклей, который идет уже очень редко, но посмотреть его стоит непременно. В основе лежит феноменальное пространство — артисты разыгрывают чеховскую повесть на зрительском балконе, спиной к пустоте и темноте зала. Герой Сергея Маковецкого сходит с ума в полуметре от первого ряда, а гуттаперчевый монах Игоря Ясуловича беззвучно прыгает в бездну, через несколько секунд оказываясь где-то на горизонте. Тот случай, когда пространственное решение является единственно верным, а сама история кажется впервые правильно прочтенной.

«Музей инопланетного вторжения»

Спектакль в жанре мокьюментари, вдохновленный романом «Война миров»

Несколько сводчатых залов «Боярских палат» заняты выставкой артефактов якобы из Томска 1989 года. Экскурсоводы в белых халатах и с фонариком в руках проводят зрителей от объекта к объекту, реконструируя события инопланетного вторжения, попыток его подавления армией и затем засекречивания документов и замалчивания фактов. В ход идут магнитофонные записи, предметы советского быта и, например, пластилин. Проект вдохновлен романом Герберта Уэллса «Война миров». По форме «Музей инопланетного вторжения» — между интерактивной выставкой, променад-спектаклем и предметным перформансом. Притом что команда создателей этого редчайшего в своем роде театрального мокьюментари — сплошь концептуалисты от современного театра и искусства — сняла для проекта еще и короткометражный фильм, а венчает проект захватывающая дух инсталляция.

«Предпоследний концерт Алисы в Стране чудес»

Тихий сюрреалистический спектакль с нацистами, чекистами и монголами

В спектакле Юрия Погребничко 2003 года нет ничего, что напоминало бы привычные традиционные образы кэрролловской «Алисы». Как всегда у маэстро гипнагогического соцабсурдизма, все происходящее напоминает вечер самодеятельности в концлагере. На этот раз участвуют нацисты, чекисты и монголы; ну или в этом обреченном шапито просто не нашлось других костюмов в этот вечер. Как всегда, это невыразимо трогательно и местами отчего-то смешно. Алису играет Алексей Левинский, поющий попутно песни на стихи Саши Соколова и демонстрирующий базовые навыки мейерхольдовской биомеханики.

«Русский роман»

Коллаж из биографии Льва Толстого и образов «Анны Карениной»

Видный литовский драматург Марюс Ивашкявичюс сочинил напряженный коллаж из фантазий и образов «Анны Карениной» и биографии Льва Толстого. Однако сам писатель фигурирует исключительно за кадром, тогда как главным героем стала его супруга — Софья Толстая. История патологической ревности в режиссуре Миндаугаса Карбаускиса обретает масштабы античной трагедии главным образом благодаря феноменальной артистической достоверности Евгении Симоновой в главной роли.

«Четыре жирных у…»

Четверо актеров вместе со зрителями весело убивают время

В «Театр.doc» можно все. Этим решили воспользоваться артисты самозваной команды под названием Театр им. Алехандро Валенсио. Они просто предложили играть на главной независимой площадке города свое импровизационное шоу с нецензурным названием «Четыре жирных уе… (придурка. — Прим. ред.)». Жанр обозначен просто: «Свободная, ничем не ограниченная импровизация вне темы с участием зала».

«Круглый год»

Лев Рубинштейн читает избранные даты проекта «Круглый год»

Ежедневно в течение прошлого года в сети появлялись видеоролики, в которых Лев Рубинштейн рассуждал о произошедших в этот день событиях, из чего получился цикл текстов под названием «Круглый год». В субботу на сцене театра «Тень» поэт, колумнист и один из создателей московского концептуализма прочитает избранные даты из этого календаря и сопроводит их показом тех самых роликов, над которыми работали Илья Эпельбаум и команда мультипликаторов. После гости смогут присоединиться к чаепитию со Львом Семеновичем и пообщаться с ним в неформальной обстановке.

Выставки

«Всегда современное. #три. Жилинский. Обросов. Рабин»

Советское единство и борьба противоположностей

В советское время история искусства как будто бы расстроилась: с одной стороны, были художники-диссиденты, которые шли более-менее в ногу с западным искусством. С другой стороны — так называемые официальные художники — работали в стиле, что одобрял государственный строй. Как написать единую историю искусства, которая бы их примиряла между собой, — вопрос сложный, и оценить его масштаб можно на выставке «Всегда современное. #три. Жилинский. Обросов. Рабин». «Росизо» в этом случае показывает трех совершенно разных художников одной эпохи: классициста Дмитрия Жилинского, представителя «сурового стиля» Игоря Обросова и нонконформиста Оскара Рабина, печально известного своей знаменитой «Бульдозерной выставкой».

«Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель»

Шедевры готики времен идеального государя

Людовик IX вошел в историю как один из самых знаменитых французских королей. Он строил храмы и монастыри, покровительствовал науке и искусству. В 1239 году вместе с другими реликвиями он приобрел Терновый венец Спасителя — и в течение последующих лет собрал более 20 реликвий Страстей Господних: частицы креста, камень гроба, копье сотника Лонгина и другие. Специально для них в Париже был построен собор Сент-Шапель, в свою очередь, знаковый для готического искусства. На выставке в Музеях Московского Кремля будут показаны его демонтированные витражи, реликварий Тернового венца, статуя Святого Людовика, образцы ювелирного искусства времен высокой готики, а также средневековые рукописные книги, напоминающие своим оформлением яркий декор Сент-Шапель.

«Мужики и бабы»

Крестьяне в советской скульптуре

Портреты, характерные типажи, работа в поле и отдых — удивительно, что Третьяковка приготовила эту выставку только сейчас: еще со времен передвижников российские художники много занимались крестьянской натурой. В данном случае будут показаны скульптуры 1920–1950-х годов с участием работ Мухиной (будет и та самая «Крестьянка», что увидела Венецианскую биеннале 1928 года), «Молодайки» Рындзюнской, «Рязанского мужика» и «Рязанской бабы» Сандомирской, «Сеятеля» Шадра и «Бабушки деревенской» Чуракова.

Другое

«Мимоза Market»

Цветы и не только в Dewarʼs Powerhouse

В эту субботу на Гончарной соберутся художники, дизайнеры и фотографы, чтобы предложить свои работы на небольшом, но симпатичном маркете с цветочным названием. Приобрести там можно будет как одежду, принты и украшения, так и картины, гобелены, керамику — все было сделано авторами своими руками. Уйти ни с чем у вас вряд ли получится — купите хотя бы веточку мимозы, подарите маме. За подробностями сюда.

Concept Market

Фестиваль сложной моды под крышей Gipsy

Одежда, обувь, аксессуары и украшения от десятков брендов будут представлены на первом в этом году фестивале Concept Market, для которого характерна любовь к черным цветам и готическому стилю, все еще популярному в московских ночных клубах. Помимо дизайнеров в фестивале примут участие стилисты, визажисты, музыканты, художники и тату-мастера. На территории маркета развернутся зоны с разными активностями: предложат сделать прическу с макияжем (мужчин тоже не обделят вниманием — для них будут работать барберы) и фотосет в обновках. В расписании заявлен мастер-класс для желающих обучиться диджеингу, есть и детская площадка. Откроется Concept Market в полдень, закроется — в 23 часа.

«Зачем средневековой Европе понадобились университеты»

Arzamas с новой лекцией

Как и зачем на Западе появились первые университеты? Как они были устроены и в чем их отличие, скажем, от института? Почему университетская культура вот уже 800 лет сохраняет свои основные черты? На эти вопросы ответит доктор исторических наук, член-корреспондент РАН Павел Уваров. Специально для нее собрали мини-выставку, в которую вошли ценные артефакты: философское сочинение Цицерона «Об обязанностях», астрономический сборник первой четверти XV века с таблицами, которыми больше века пользовались все европейские ученые, и пособие по ла­тинской грамматике конца XV века. Вход, как всегда, свободный.

Когда

5 марта, 16.00

Где

Российская государственная библиотека, Воздвиженка, 3/5

Подробнее

здесь

Татарский бранч

Untitled продолжает знакомить с национальной кухней

Попробовать токмач, эчпочмак, фирменный татарский плов и, конечно же, чак-чак, запив все это чаем с молоком, айраном или кумысом, можно в субботу и воскресенье в арт-клубе в Untitled. Там продолжают знакомить Москву с кухней разных регионов России, теперь это Татарстан. Обещают не только угостить блюдами по местным рецептам, но и воссоздать атмосферу национального праздника. Чтобы попасть на бранч, нужно предварительно зарегистрироваться здесь на субботу и здесь на воскресенье.

Когда

4–5 марта, 13.00–15.00

Где

Untitled, Петровка, 15, стр. 1

Подробности

здесь