Реклама
Новое место
Как в павильоне «Свиноводство» на ВДНХ делают одну абсолютно счастливую деревню
24 июня 2016 06:10
На прошлых выходных на ВДНХ запустился «Парк ремесел», где можно самому сварить мыло или сыр, поработать с деревом или обжарить кофе. «Афиша Daily» посмотрела, как устроен этот проект.

Фирменным стилем проекта занималось бюро «Щука», уличную мебель разрабатывали выходцы студии Wowhaus — творческое объединение «Утро». Сам комплекс включает в себя общественные мастерские с сыроварами и стеклодувами, а также фермерский рынок.

По соседству уже некоторое время работают «Городская ферма», пасторальный уголок сельскохозяйственной жизни с козочками и чаем в самоваре, и стародавний аттракцион «Рыбацкая деревня». Все это — и старое, и новое — выделено в отдельное умозрительное построение на ВДНХ с акцентом на промыслы и ручной труд, причащение к которому для жителя большого города — тоже отдых.

Идея

Еще команда Ильи Ценципера, взявшаяся переосмыслить одряхлевший советский комплекс два года назад, предложила разделить огромную территорию ВДНХ на парки поменьше — чтобы у каждого была своя тема и «уникальный пользовательский опыт». К домикам бывших павильонов «Овцеводство», «Коневодство» и «Свиноводство» отлично подошла идея публичных мастерских: при определенной доли воображения они могут напомнить европейскую деревушку, где селяне занимаются всяческим рукомеслом.

Павильоне № 47, он же «Свиноводство», теперь называется «Дом ремесел». Сюда поселили тех, кого принято называть мейкерами: владельцев маленьких, если не сказать микроскопических бизнесов, поднимающих отечественный дизайн, сыроделие, кофейную альтернативу и штучный дизайн. Важным критерием на кастинге резидентов стала их готовность показывать процесс производства общественности и предлагать социальные инициативы.

Примером служит «Авоська дарит надежду» — проект Евгения Раппопорта, который одним из первых в России стал налаживать производство, где заняты инвалиды, и активно про это рассказывать. Теперь их продукция продается по всей стране, а от плетеных авосек тут перешли к кожаным изделиям. Кроме «Авоськи» здесь также размещаются цветочная мастерская «Май–Май», кофейная лаборатория SmartCoffee, студия архитектуры и дизайна Uniquely, школа стеклодувов, мастерская Ольги Батуриной — что-то про раскрытие творческого таланта, вышивальная лаборатория Лизы Смирновой и школа сыроделия Олеси Шевчук. В соседних с павильоном домиках давно обжилась «Дымов Керамика» и косметическая лаборатория Pure Love — эти товарищи перенесли на ВДНХ все свое производство.

Как это выглядит

«Свиноводство» расчистили и поделили на стеклянные боксы, вдоль них идет ничем не приметный коридор, так что посетители могут прогуливаться и подглядывать за работой мастеров. У входа здесь своего рода коммунальная кухня — общее пространство, где собираются проводить собрания, читать лекции, а зимой — устраивать маркеты. Ремонт на ВДНХ сделан скромный, чтобы арендаторы сами приспосабливали пространства под свои нужды.

Еда в сегодняшней Москве остается важнейшим из искусств (и ремесел), и тут ей тоже уделено много внимания. Олеся Шевчук училась готовить сыр в маленьком городе под Турином у мастера в третьем поколении. На ВДНХ она будет сама учить варить и выращивать сыр в камерах созревания. Пока в ее школе проходят первые мастер-классы сырных сомелье, стоят они недешево — например, секреты французских сыров продают за 6000 р.

Ростеры SmartCoffee — проект одной из основательниц «Даблби» Ольги Мелик-Каракозовой, тут собираются давать уроки обжарки кофе. Своя обжарка — это, прежде всего, гарантия качества, которая нужна профессионалам. Ольга также считает, что погружение в тонкости процесса поможет ценителям напитка понять его суть.

Большую комнату занимает студия архитектуры и дизайна Uniquely и шоу-рум Клуба промышленных дизайнеров. У них в планах тоже просвещение: например, собираются проводить лекции о плагиате и заимствованиях в дизайне. Уже сейчас проходят мастер-классы по изготовлению воздушных змеев. У соседей Uniquely — столярной мастерской «СМ-47» — можно под руководством профессионала качественно обстругать доску или сколотить табурет.

Большинство резидентов утверждают, что рентабельность для них не так важна: тут собрались уже сложившиеся производства, которые искали себе приятную компанию. Пока еще не все рабочие зоны функционируют, но уже сейчас можно записаться на двухдневный курс введения в сыроделие (13 500 р.) или в мастерскую вышивки Лизы Смирновой (3000 р. за мастер-класс) — художницы, рукоделием которой восхищается даже Vogue. А в «Дымов Керамика» за 12 000 р. можно научиться делать садовую скульптуру и обеспечить украшениями всех соседей по дачному кооперативу.

Двор и фермерский рынок

Во дворе «Свиноводства» на лето устроено многофункциональное пространство с лавками и клумбами на колесиках: при желании его можно конвертировать в филиал двора «Стрелки» — проводить тут маркеты, конференции или вечеринки.

В цветовом решении архитектуры, придуманной студией «Утро», были использованы те же цвета, что и для фермерского рынка, — из палитры фирменного стиля «Щуки».

Рынок

Он, как это принято, состоит собственно из торговой части (30 точек) и фудкорта (15 проектов). Продают овощи, фрукты, выпечку и молочную продукцию — все это можно тут же слопать. Впрочем, есть вещи и поэкзотичнее репы с картошкой — например, мясо страуса с его же яйцами в парадной упаковке за 2200 р.

Специфику проекту добавляет главный партнер — Министерство сельского хозяйства Подмосковья, куратором рынка выступает советник министра Анатолий Бойко. В этом отличие от Lavkalavka или Даниловского рынка — упор, пусть и неофициально, делается на продукты фермеров и хозяйство из Подмосковья, в том числе и потому, что оттуда дешевле везти, чем из Тульской или Рязанской области. Фудкорт устроен привычно: тут и бургеры (например, «Бургер Федя, простой и родной», 300 р.), и разнообразная пицца, и плов с шашлыком от проекта «Ура, шампура!»

Вердикт

Мастерские любят объединяться, чтобы снимать одно пространство, — получается дешевле и веселее. Можно вспомнить ювелирный магазин «Двенадцать» или «Флакон», который задумывался как дизайн-завод с небольшими производствами, хотя в итоге превратился в конгломерат магазинов.

На ВДНХ эта затея в меньшей степени ориентирована на коммерцию (может, поэтому некоторые мастер-классы так заградительно дороги), и в большей — на просвещение, социальную миссию. На старте все выглядит крайне симпатично. Будто попал в уютный 2012 год с его разговорами о том, как среда меняет людей, когда казалось, что через велодорожки проявляется промысел божий, когда было модно подворачивать джинсы и фотографироваться на фоне реечной архитектуры Wowhaus.

расскажите друзьям
Читайте также
События недели на afisha.ru
Рекомендации партнеров