На прошлых выходных на ВДНХ запустился «Парк ремесел», где можно самому сварить мыло или сыр, поработать с деревом или обжарить кофе. «Афиша Daily» посмотрела, как устроен этот проект.

Фирменным стилем проекта занималось бюро «Щука», уличную мебель разрабатывали выходцы студии Wowhaus — творческое объединение «Утро». Сам комплекс включает в себя общественные мастерские с сыроварами и стеклодувами, а также фермерский рынок.

По соседству уже некоторое время работают «Городская ферма», пасторальный уголок сельскохозяйственной жизни с козочками и чаем в самоваре, и стародавний аттракцион «Рыбацкая деревня». Все это — и старое, и новое — выделено в отдельное умозрительное построение на ВДНХ с акцентом на промыслы и ручной труд, причащение к которому для жителя большого города — тоже отдых.

Идея

Еще команда Ильи Ценципера, взявшаяся переосмыслить одряхлевший советский комплекс два года назад, предложила разделить огромную территорию ВДНХ на парки поменьше — чтобы у каждого была своя тема и «уникальный пользовательский опыт». К домикам бывших павильонов «Овцеводство», «Коневодство» и «Свиноводство» отлично подошла идея публичных мастерских: при определенной доли воображения они могут напомнить европейскую деревушку, где селяне занимаются всяческим рукомеслом.

Павильоне № 47, он же «Свиноводство», теперь называется «Дом ремесел». Сюда поселили тех, кого принято называть мейкерами: владельцев маленьких, если не сказать микроскопических бизнесов, поднимающих отечественный дизайн, сыроделие, кофейную альтернативу и штучный дизайн. Важным критерием на кастинге резидентов стала их готовность показывать процесс производства общественности и предлагать социальные инициативы.

Примером служит «Авоська дарит надежду» — проект Евгения Раппопорта, который одним из первых в России стал налаживать производство, где заняты инвалиды, и активно про это рассказывать. Теперь их продукция продается по всей стране, а от плетеных авосек тут перешли к кожаным изделиям. Кроме «Авоськи» здесь также размещаются цветочная мастерская «Май–Май», кофейная лаборатория SmartCoffee, студия архитектуры и дизайна Uniquely, школа стеклодувов, мастерская Ольги Батуриной — что-то про раскрытие творческого таланта, вышивальная лаборатория Лизы Смирновой и школа сыроделия Олеси Шевчук. В соседних с павильоном домиках давно обжилась «Дымов Керамика» и косметическая лаборатория Pure Love — эти товарищи перенесли на ВДНХ все свое производство.

Анна Ковалевская
руководитель департамента развития территории ВДНХ

«Парк ремесел» — наш флагманский проект. Где, как не здесь, создавать общественные мастерские? Мы собрали более 15 проектов — от обжарки кофе до стеклодувного производства, так что каждый сможет найти для себя что-то интересное. «Дымов Керамика» работают у нас на протяжении полугода — учат лепить горшки и тарелки. Главное, что у каждого из арендаторов есть программа работы с детьми и взрослыми с особенностями развития: каждая мастерская приспособлена под это. Это социальное предпринимательство, поэтому арендная ставка наших у резидентов ниже, чем в среднем по городу и на самой территории ВДНХ».

Как это выглядит

«Свиноводство» расчистили и поделили на стеклянные боксы, вдоль них идет ничем не приметный коридор, так что посетители могут прогуливаться и подглядывать за работой мастеров. У входа здесь своего рода коммунальная кухня — общее пространство, где собираются проводить собрания, читать лекции, а зимой — устраивать маркеты. Ремонт на ВДНХ сделан скромный, чтобы арендаторы сами приспосабливали пространства под свои нужды.

Здесь, кроме всего прочего, есть мастерская профессиональных стеклодувов

Слева — школа сыроделия, справа — кофейный склад

Еда в сегодняшней Москве остается важнейшим из искусств (и ремесел), и тут ей тоже уделено много внимания. Олеся Шевчук училась готовить сыр в маленьком городе под Турином у мастера в третьем поколении. На ВДНХ она будет сама учить варить и выращивать сыр в камерах созревания. Пока в ее школе проходят первые мастер-классы сырных сомелье, стоят они недешево — например, секреты французских сыров продают за 6000 р.

Ростеры SmartCoffee — проект одной из основательниц «Даблби» Ольги Мелик-Каракозовой, тут собираются давать уроки обжарки кофе. Своя обжарка — это, прежде всего, гарантия качества, которая нужна профессионалам. Ольга также считает, что погружение в тонкости процесса поможет ценителям напитка понять его суть.

Большую комнату занимает студия архитектуры и дизайна Uniquely и шоу-рум Клуба промышленных дизайнеров. У них в планах тоже просвещение: например, собираются проводить лекции о плагиате и заимствованиях в дизайне. Уже сейчас проходят мастер-классы по изготовлению воздушных змеев. У соседей Uniquely — столярной мастерской «СМ-47» — можно под руководством профессионала качественно обстругать доску или сколотить табурет.

Ольга Мелик-Каракозова
кофейная лаборатория SmartCoffee

«Нашему проекту уже полтора года. Раньше мы были направлены на бизнес — у нас собирались профессионалы и обжаривали кофе, еще мы вместе экспортировали зерно. Сейчас мне захотелось открыть профессиональную сторону дела и для любителей, сделать кофе более доступным, объяснить, как все это работает. Во многих кафе приходится ждать по полчаса, и бариста с вами не разговаривает. Мы же хотим по выходным проводить экскурсии, семинары и рассказывать о том, как жарить кофе дома. А по будням будем работать в основном для себя — то есть жарить кофе на продажу».

«Авоська» сменила несколько локаций в городе и теперь дарит надежду на ВДНХ

Цветочная мастерская «Май–Май», помимо всего прочего, будет объяснять, как правильно ухаживать за цветами, чтобы они прожили подольше

Большинство резидентов утверждают, что рентабельность для них не так важна: тут собрались уже сложившиеся производства, которые искали себе приятную компанию. Пока еще не все рабочие зоны функционируют, но уже сейчас можно записаться на двухдневный курс введения в сыроделие (13 500 р.) или в мастерскую вышивки Лизы Смирновой (3000 р. за мастер-класс) — художницы, рукоделием которой восхищается даже Vogue. А в «Дымов Керамика» за 12 000 р. можно научиться делать садовую скульптуру и обеспечить украшениями всех соседей по дачному кооперативу.

Олеся Шевчук
Школа сыроделия Олеси Шевчук

«В нашей школе вы сможете получить профессию сыровара: у вас будет рабочее место, кастрюлька с молодым сыром, который вы заберете домой и будете за ним ухаживать, как за ребенком. Я хочу доказать, что для производства сыра не нужен огромный завод — этим можно заниматься и дома. О каких-то прибылях своего проекта я вообще не думаю: мне скоро исполнится сорок, и я поняла, что выросла менеджером и хорошим человеком, но хочется оставить что-то после себя».

Чучаева Полина,
менеджер Pure Love

«Как-то нам привезли крем из одной лаборатории, и у него и консистенция, и цвет были жуткими — просто оттого, что его мешали неправильно. Так мы поняли, что нужно организовать производство, а заодно дать возможность москвичам что-нибудь сделать своими руками. Многие хотят приготовить маленькую партию косметики, но заводы просят минимум 200 литров. Здесь мы решаем эту проблему; также собираемся учить делать бальзамы для губ и свечи. А вот ресторан «Московское небо» хочет проводить мастер-классы про молекулярную кухню, и мы будем знакомить его гостей с ароматами еды».

Двор и фермерский рынок

Двором занималось творческое объединение «Утро» — ближайшая лавочка своим силуэтом напоминает арку главного входа ВДНХ

В кадках растут базилик и мята. Вся парковая мебель двигается — двор можно использовать по-новому

Во дворе «Свиноводства» на лето устроено многофункциональное пространство с лавками и клумбами на колесиках: при желании его можно конвертировать в филиал двора «Стрелки» — проводить тут маркеты, конференции или вечеринки.

В цветовом решении архитектуры, придуманной студией «Утро», были использованы те же цвета, что и для фермерского рынка, — из палитры фирменного стиля «Щуки».

Здесь и далее — элементы фирменного стиля «Парка ремесел»

Иван Васин
арт-директор студии «Щука»

«В парке посетители работают руками с природным материалом. Отсюда естественные цвета, простые геометрические формы — это своего рода графический конструктор, из которого складывается фирменный стиль. Мы придумали достаточно гибкую графическую систему, без модулей и сеток. Это позволяет довольно свободно собирать как милые нашему сердцу иллюстрации, так и лаконичные монохромные паттерны».

Рынок

Он, как это принято, состоит собственно из торговой части (30 точек) и фудкорта (15 проектов). Продают овощи, фрукты, выпечку и молочную продукцию — все это можно тут же слопать. Впрочем, есть вещи и поэкзотичнее репы с картошкой — например, мясо страуса с его же яйцами в парадной упаковке за 2200 р.

Фирменный стиль и цвета — от бюро «Щука», которые, помимо всего прочего, занимались журналами «Большой город» и The Prime Russian Mаgazine

На маркете будут все лето проходить фестивали сезонных продуктов. Ближайший — клубники

Специфику проекту добавляет главный партнер — Министерство сельского хозяйства Подмосковья, куратором рынка выступает советник министра Анатолий Бойко. В этом отличие от Lavkalavka или Даниловского рынка — упор, пусть и неофициально, делается на продукты фермеров и хозяйство из Подмосковья, в том числе и потому, что оттуда дешевле везти, чем из Тульской или Рязанской области. Фудкорт устроен привычно: тут и бургеры (например, «Бургер Федя, простой и родной», 300 р.), и разнообразная пицца, и плов с шашлыком от проекта «Ура, шампура!»

Анатолий Бойко
советник министра сельского хозяйства Подмосковья, куратор рынка

«Не надо нас сравнивать с Даниловским: наш рынок дает возможность перекусить в парке и что-то небольшое взять с собой, а не закупиться на неделю. ВДНХ — это парк достижений, и какие-то вещи у нас можно рассматривать как сувенир. Ну например, яйцо страуса — принесите его домой, приготовьте яичницу со свежими помидорами на 15 человек. Планируем каждую неделю устраивать фестивали, экспериментировать с сезонным продуктом. На следующей неделе темой будет клубника, и хорошо, если каждый резидент сможет сделать с ней что-то необычное. Какой-нибудь бургер с прослойкой из клубники вместо огурцов, скажем».

Вердикт

Мастерские любят объединяться, чтобы снимать одно пространство, — получается дешевле и веселее. Можно вспомнить ювелирный магазин «Двенадцать» или «Флакон», который задумывался как дизайн-завод с небольшими производствами, хотя в итоге превратился в конгломерат магазинов.

На ВДНХ эта затея в меньшей степени ориентирована на коммерцию (может, поэтому некоторые мастер-классы так заградительно дороги), и в большей — на просвещение, социальную миссию. На старте все выглядит крайне симпатично. Будто попал в уютный 2012 год с его разговорами о том, как среда меняет людей, когда казалось, что через велодорожки проявляется промысел божий, когда было модно подворачивать джинсы и фотографироваться на фоне реечной архитектуры Wowhaus.

Прочее
Парк ремесел на ВДНХ
  • Телефон +7 (495) 544 34 00
  • Адрес просп. Мира, 119, ВДНХ
  • Время пн-вс 10.00–22.00
Еще больше статей, видео, гифок и других материалов — в телеграм-канале «Афиши Daily». Подпишись!