Несмотря на звание культурной столицы, Санкт-Петербург печально известен нелюбовью к уличному искусству: в городе постоянно закрашивают стрит-арт, а власти так и не достигли взаимопонимания с уличными художниками. Рассказываем, почему в городе арт-объекты не живут долго и как относятся к рисункам на стенах в других городах мира.

24 мая, в день 80-летия Иосифа Бродского, в Санкт-Петербурге появилось граффити с изображением поэта. Участники галереи «URBAN-фреска» создали арт-объект напротив музея-квартиры поэта на улице Пестеля, где Бродский прожил семнадцать лет. «В день своего 80-летия Бродский вернулся на улицу Пестеля — смотрит прямо на свой балкон в доме, где жил в тех самых полутора комнатах и откуда уехал навсегда. Но поэты всегда возвращаются», — прокомментировали работу в инстаграме музея.

Уже на следующее утро работу закрасили. В администрации Центрального района города заявили, что непричастны к уничтожению работы, но предположили, что инициатива могла исходить от администрации школы, на территории которой появилось изображение. Выяснилось, что указание стереть работу действительно отдала завхоз школы № 189. Ссылаясь на действующий регламент, она заявила, что на территории школы запрещено нанесение любого рода надписей и рисунков.

Конфликты уличных художников с административными структурами происходят в Петербурге с пугающей регулярностью.

В 2018 году коммунальные службы уничтожили несколько работ уличного искусства после соответствующих обращений горожан на портале «Наш Санкт-Петербург». Среди закрашенных арт-объектов оказался портрет Виктора Цоя, размещение которого было согласовано с местными властями. Жителям города удалось добиться сохранения лишь нескольких работ путем обращения к администрации.

Работа Паши Каса «Окно в другую реальность»
© Pasha Cas

В начале января прошлого года с городских стен исчезли две работы уличного художника Паши Каса — изображение девочки с новогодней елкой и инсталляция «Окно в другую реальность». Местные жители пытались очистить работы от краски собственными силами, однако после этого коммунальные службы снова удалили работу, а одного из активистов задержали. Тогда же от действий коммунальщиков пострадали и работы арт-группы «Явь»: из изображения Егора Летова в Некрасовском саду почти сразу пропали цитаты, а художники предположили, что решение их закрасить исходило от властей города.

После уничтожения нескольких арт-объектов на улицах города петербургские власти задумались о создании законодательной базы для защиты уличного искусства. В феврале 2019 года Заксобрание приняло в первом чтении законопроект о легализации уличного искусства. Согласно документу, художники должны заранее предоставлять эскизы работ в Комитет по архитектуре и градостроительству, который займется согласованием работ. По мнению инициатора законопроекта Дениса Четырбока, такой порядок размещения работ позволил бы художникам учитывать специфику архитектурного облика города, а властям и жителям — представлять, что будет изображено на том или ином объекте.

Тем не менее инициатива была принята арт-сообществом неоднозначно: художники отмечали, что согласовать работы с Комитетом по архитектуре и градостроительству проблематично из‑за бюрократических сложностей. Некоторые представители арт-сообщества предложили заменить предварительное утверждение арт-объектов на согласование постфактум, однако эта идея также не была реализована. Кроме того, критике подверглось и обсуждение законопроекта: в дискуссии участвовал лишь узкий круг художников, а многих заметных представителей петербургской арт-сцены до обсуждения не допустили. В настоящий момент проект по-прежнему находится на стадии согласования.

Неоднозначный статус уличного искусства создает серые зоны в коммуникации властей и художников во многих городах мира.

Однако если раньше в конфликтных ситуациях власти вставали на сторону коммунальных служб, то в последние годы наметилась обратная тенденция: произведения стрит-арта причисляются к произведениям искусства и охраняются в соответствии с законами об авторском праве. В 2018 году уличные художники Нью-Йорка выиграли суд против владельца зданий неофициального стрит-арт-центра 5pointz, который уничтожил создававшиеся с 1990 года рисунки. По итогам судебного процесса собственник выплатил художникам компенсацию за каждую из 45 уничтоженных работ, а общий размер компенсации составил 6,7 миллиона долларов.

Стрит-арт-центр 5pointz
© Ezmosis/Wikimedia Commons

Обилие уличного искусства расширяет туристический потенциал городов, поэтому создание работ поощряется властями, а их статус начинает законодательно закрепляться. После того как коммунальные службы закрасили два арт-объекта в литовском Каунасе, местные власти нашли эффективное решение проблемы. Городские власти отметили все официально признанные работы специальными табличками, которые предупреждают коммунальщиков о том, что произведение создано художниками, а не вандалами. Кроме того, местные власти считают стрит-арт важной частью городской идентичности, поэтому запустили открытую платформу, которая способствует коммуникации художников с владельцами городской недвижимости.

Даже в странах, где уличное искусство вообще не обладает легальным статусом, основные правовые конфликты художников происходят с владельцами частных зданий, а городские власти лояльно относятся к нанесению рисунков на здания, не обладающих исторической ценностью. Районы с большим количеством граффити — например, берлинский Кройцберг или пражский Жижков — становятся городскими достопримечательностями, а их привлекательность для туристов позволяет развиваться малому бизнесу и независимым институциям.

Подробности по теме
Путеводитель по московскому стрит-арту: маршрут для инстаграма от Славы ПТРК
Путеводитель по московскому стрит-арту: маршрут для инстаграма от Славы ПТРК