Фудшеринг и посуда из крахмала: 10 примеров того, как компании стараются быть экологичными

16 марта 2020 в 14:58
Экология потихоньку приходит в экономику. Наряду с симпатичными локальными инициативами то ли под давлением общества, то ли из‑за курса на сознательность все чаще меняют работу глобальные корпорации. Рассказываем о 10 примерах того, как у бизнеса — большого и маленького — появляются полезные практики.

Surf Coffee

Фудшеринг и кофе в свой стаканчик

Первая кофейня Surf Coffee открылась десять лет назад в Калужской области — сейчас их точки есть более чем в 20 городах России. Сеть кофеен участвует в движении My Cup, Please против использования одноразовой посуды. Можно прийти в любую точку со своим стаканчиком и получить 10% скидку на напиток. Несколько лет назад Высшая школа экономики запустила проект «Сытый час», посвященный фудшерингу. Это экологическое движение направлено на то, чтобы сократить выброс неиспользованной еды, которая в огромных количествах остается в магазинах, кафе и ресторанах. Вместо того чтобы отправлять продукты на помойку, активисты предлагают поделиться ими с нуждающимися. Surf Coffee была одной из первых кофеен, которая согласилась принять участие в «Сытом часе» и поддерживает его до сих пор.

«Вкусвилл»

«Сумка-бумеранг» и «Добрые крышечки»

В 2015 году в некоторых магазинах «Вкусвилл» установили первые контейнеры для сбора батареек. Постепенно поход за фермерским творогом и свежими овощами превратился в полноценный экопроект — контейнеры поставили во всех точках сети. С недавних пор магазины принимают в переработку старую упаковку: сдать ее можно в контейнеры, которые располагаются недалеко от каждого магазина.

На бумажные пакеты «Вкусвилл» переходить не планирует, говорит, что они наносят окружающей среде не меньший ущерб. Вместо этого компания предлагает покупателям пользоваться многоразовыми сумками: если собственной нет, можно воспользоваться сервисом «Сумка-бумеранг» и взять шопер на прокат. После Нового года «Вкусвилл» объявил сбор елок, сосен и пихт для правильной утилизации.

Александр Цыганков, куратор экологического направления: «Наш любимый проект — по сбору крышечек. Всего полгода назад мы договорились попробовать посотрудничать с фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам» и в качестве эксперимента предложить нашим покупателям в нескольких магазинах сдать крышки в пользу «Добрых крышечек». Отклик был быстрый и положительный, поэтому сейчас мы вместе с покупателями собираем крышки в 100 магазинах в 4 регионах России — каждый месяц люди приносят по 90 000 штук крышечек. Для этого был разработан специальный игровой автомат, и это отлично привлекает внимание детей, позволяя сделать заботу о природе легкой и интересной».

«Эльдорадо»

Утилизация техники и обмен старого товара на новый

Магазины по продаже бытовой техники и электроники взяли курс на экологию еще два года назад, отказавшись от пластиковых пакетов. Проект охватил более 400 магазинов по всей России. В прошлом году «Эльдорадо» запустил проект по утилизации техники: в Москве и Московской области установили точки сбора и построили три завода по переработке. В планах организаторов — перерабатывать около 4 000 тонн электронного мусора в год и вовлекать в программу новые города. Клиенты могут просто отдать старую технику — от телевизора до соковыжималки — на утилизацию (принимаются даже вещи в неполном или нерабочем состоянии), а могут обменять на скидку в магазине.

«Макдоналдс»

Раздельный сбор и переработка отходов

В конце прошлого года «Макдоналдс» запустил пилотный проект по разделению и переработке отходов. Это первая из сетей фастфуда в России. Пока раздельный сбор есть всего в 14 точках Москвы, Московской области и Тулы, но через пять лет раздельный сбор должен быть налажен во всех заведениях компании.

В «Макдоналдсе» на Никольской улице установлены три двухсекционных контейнера, куда можно выбросить пустые бутылки, стаканы, упаковки от «Хеппи Мил» и листовки с подносов. По словам старшего директора по устойчивому развитию «Макдоналдс» в России Ирины Коршуновой, с переработкой не возникает проблем, так как 86% упаковки сделано из бумаги.

Ирина Коршунова, старший директор по устойчивому развитию «Макдоналдс» в России: «Глобальным обязательством «Макдоналдс» к 2025 году является производство 100% упаковки из материалов, которые можно отправить на переработку для вторичного использования в других отраслях (бумага, картон, пластик, другие материалы) или/и из сырья, полученного из возобновляемых ресурсов и/или сертифицированного сырья (бумага, картон). Это продолжение уже реализованного в России обязательства производить всю бумажную и картонную упаковку из переработанного или сертифицированного сырья, что не наносит ущерба лесам. Мы надеемся, что со временем большинство наших посетителей будет правильно утилизировать отходы, 70% которых можно будет переработать».

Coca Cola

Очистка водоемов и экологические уроки для школьников

Coca-Cola — одно из первых предприятий, которое начало масштабный проект по переработке и утилизации упаковок еще пять лет назад. В 2008 году компания поддержала инициативу WWF по сохранению популяции белого медведя: благодаря финансовой поддержке Coca-Cola на Арктическом побережье России создали «Медвежьи патрули», которые охраняли медведей от браконьеров и предупреждали местных жителей о приближении хищников к селам. Большое внимание сотрудники компании уделяют также охране и чистке водоемов, лесов и городских парков.

Александр Горбачев, менеджер по устойчивому развитию в «Coca-Cola HBC Россия»: «По всему миру мы придерживаемся глобальной стратегии «Мир без отходов» и к 2030 году планируем собирать и отправлять на переработку столько же отходов потребительской упаковки, сколько продукции выпускаем в продажу».

«Азбука вкуса»

Меньше пластиковой упаковки, больше точек для раздельного сбора мусора

В 2018 году сеть магазинов «Азбука вкуса» отказалась от бесплатных пластиковых пакетов на кассе. Вместо этого «Азбука» предлагает использовать многоразовые сумки. Также развивается сеть точек раздельного сбора мусора рядом с супермаркетами. В кафе и бистро можно попросить бариста налить кофе в свою кружку и получить бонусы за каждый сохраненный бумажный стаканчик. Сейчас компания работает над снижением количества пластиковой упаковки: для некоторых продуктов ее планируют убрать совсем, для других разработают специальную, более тонкую пленку, которую можно будет использовать второй раз.

«Второе дыхание»

Переработка старой одежды и вещи для бездомных

Цену вещам студентка Финансового университета Дарья Алексеева знала всегда. Поэтому и решила однажды организовать вместе с подругами небольшую барахолку, мини-сейл. Надоевшие вещи, которые пылились в шкафах, удалось продать за 134 тысячи рублей — вырученные деньги пошли в центр помощи выпускникам детских домов. Тогда Дарья сняла небольшое помещение на Новокузнецкой и открыла там первый магазин Charity Shop, куда можно было принести старую или ненужную одежду. На базе магазина Алексеева создала фонд «Второе дыхание»: сейчас у него более 100 точек приема одежды в Москве, Костроме, Ярославле, Казани и Ростове Великом. Сотрудники фонда отправляют вещи бездомным и нуждающимся, а если одежда совсем в плохом состоянии, распределяют на переработку. У фонда несколько крупных проектов, например, акции по сбору вещей в московских вузах, трудоустройство людей из незащищенных слоев населения, проведение лекций и курсов для сотрудников различных компаний. Последний — любимая инициатива самой Алексеевой.

Дарья Алексеева, основательница фонда «Второе дыхание» и сети магазинов «Второе дыхание» (Charity Shop): «Рано или поздно любая одежда надоедает и приходит в негодность, а значит, нужно уметь правильно с ней расставаться. Вещи нельзя выкидывать в мусор — они не исчезнут моментально и будут десятилетиями разлагаться, выделяя метан, загрязняя почву, занимая место на свалках. Альтернатива этому — передача вещей на повторное использование или переработку, которые создают рабочие места, могут помочь нуждающимся семьям и решить множество других задач (например, утеплить вольеры для бездомных животных). Обычно самым большим препятствием становится поиск удобного пункта приема ненужной одежды, поэтому мы постоянно работаем над тем, чтобы их было больше. А еще вы можете вызвать курьера «Второго дыхания», и он заберет вещи из дома».

Pure Love

Экологичная упаковка и крем с церамидами

Pure Love — российский косметический бренд Катерины Карповой. В производстве компания использует только растительные масла и физиологичные коже элементы. Всю косметику делают в лаборатории, а некоторые средства помещают во флаконы с дозаторами — настоящий подарок для тех, кто терпеть не может залезать в баночки руками. Срок годности косметики небольшой, но это только подкрепляет доверие к марке. Большей популярностью пользуются средства для лица: маски, пенки, сыворотки. Несмотря на эко-направленность, бренд не прячется за псевдонатуральными названиями, а указывает действующий ингредиент (да, полисахариды и изофлавоны звучат не так привычно, как зеленый чай и персик, но толку от них явно больше). Основная концепция, которой придерживается Карпова, — внимание к себе, к природе и к миру.

IKEA

Электромобили и тарелки из крахмала

Практичность и фрикадельки — не единственные причины любить шведскую компанию. IKEA — одна из первых торговых сетей в мире, которая начала продвигать «зеленые» инициативы вроде приема батареек на переработку и раздельного сбора мусора. В частности, российские магазины сети отказались от пластиковой посуды (заменив ее на биоразлагаемую из кукурузного крахмала и волокон сахарного тростника), организовали прием старой мебели и полностью перешли на светодиодные лампы. В 2015 году IKEA заказала для своих сотрудников партию одежды, созданную исключительно из переработанных материалов: работники «IKEA Химки», например, носили форму с надписью «Моя футболка сделана из 3 пластиковых бутылок». Несколько лет назад дизайнеры представили разработанную для IKEA модель экосумки, изготовленной из упаковки из‑под чипсов, а в декабре 2019 года «IKEA Химки» и «IKEA Белая Дача» запустили пилотный проект по доставке товаров с помощью электромобилей.

Uniqlo

Экофестиваль и необработанный хлопок

Тренд «бутылочных» футболок оказался настолько заразительным, что его решила поддержать японская марка одежды Uniqlo. По словам представителей компании, экологичная коллекция появится в продаже уже весной 2020 года, а ее первыми клиентами станут спортсмены, у которых заключен контракт с брендом. Uniqlo — одна из немногих компаний, которая давно перешла на необработанный хлопок (меньше затрат ресурсов и энергии), присоединилась к благотворительным акциям и принимает одежду на переработку.