Фонд «Городские проекты» Ильи Варламова и Максима Каца выпускает книгу «100 советов мэру вашего города». Деньги на издание книги были собраны с помощью краудфандинга, сейчас она доступна для предзаказа, а еще ее можно отправить мэру вашего города. Публикуем главу про то, как менять транспортные пристрастия горожан.

Как влиять на транспортные пристрастия горожан

При выборе способа передвижения человек учитывает несколько факторов: скорость, безопасность, доступность и комфорт. Жителей можно стимулировать выбирать или отказываться от способов перемещения по городу. В первую очередь этого добиваются через взаимодействие человека с городской средой.

Задача города — сделать так, чтобы человек выбирал для поездок по городу любой вид транспорта, кроме личной машины. Каждая поездка жителя на машине наносит вред городу. Экономисты называют это «проблемой общин», когда положительный эффект для каждого индивида создает отрицательный эффект для всего общества, а затем и для него самого. Если каждый житель города решит поехать на работу на машине, потому что ему так удобно, появятся пробки — и в итоге будет неудобно всем.

Чем больше людей в городе перемещается на личных автомобилях, тем хуже транспортная ситуация в нем
© Илья Варламов
Пример изменения пространства быстрыми методами из Нью-Йорка: на площади уменьшили проезжую часть и с помощью краски, столбиков и столиков создали общественное пространство. Удобство площадей и улиц для пешеходов сильно влияет на восприятие пространства и выбор транспорта для поездок — по таким улицам приятнее ходить пешком до остановки и ездить на велосипеде
© Илья Варламов

Это не водитель стоит в пробке и загрязняет воздух — водитель и есть пробка. Хороший мэр будет мотивировать людей перемещаться не на личном автомобиле, а на общественном транспорте, велосипеде и больше ходить пешком.

Для этого вместо дорогой и долгой поездки на машине предлагают удобный и комфортный общественный транспорт, удобные тротуары с наземными переходами и безопасную сеть велодорожек.

Личные машины занимают слишком много общего места, но перевозят мало людей. Когда машина просто стоит, то пространство выпадает из общественного пользования — с таким же успехом можно хранить зимние шины и другие личные вещи просто во дворе
© Илья Варламов

Нельзя просто запретить машины — люди будут либо нарушать запрет, либо сменят власть. Поэтому мэр должен делать одновременно две вещи: мотивировать людей меньше ездить на своей машине и развивать альтернативные способы перемещения.

Чтобы люди ездили на общественном транспорте, он должен быть быстрым, комфортным и недорогим, находиться в близкой доступности к месту жительства и работы. Важно инвестировать городской бюджет не в строительство дорог и развязок, а в общественный транспорт. Подробнее об этом мы поговорим в следующих советах. Мотивировать людей отказаться от поездки на личной машине в пользу общественного транспорта или велосипеда можно тремя способами:

Административно — например, ввести платный проезд, закрыть проезд по некоторым улицам в какие‑то дни, не пускать иногородние автомобили и так далее.

Политически — например, запретить машины с уровнем экологичности ниже «Евро-6».

Физически — например, перекрыть улицу бетонными блоками, уменьшить количество парковок или сузить широкую дорогу.

Чаще всего применяются административные и физические методы или их комбинации.

Для спасения города от пробок нужно мотивировать людей отказываться от поездок на машине по городу и одновременно улучшать общественный транспорт, пешеходную и велосипедную инфраструктуру
© Аркадий Гершман

Удачные решения

Сейчас почти все российские города выстраивают свои бюджетные и транспортные приоритеты, исходя из удобства езды по городу на машине, а интересы пешеходов, пассажиров автобусов или велосипедистов обычно не рассматривают. Первая задача мэра — изменить эту ситуацию, перевернуть городскую политику с приоритета машин к фокусу на пешеходов и другие виды мобильности. Для этого надо менять сознание людей в отношении автомобиля в городе и роли улиц.

Делать это можно разными средствами:

временными перекрытиями улиц и созданием общественных пространств на проезжей части,

рекламными кампаниями,

платными парковками и дорогами,

созданием образцовых улиц и площадей на месте проезжей части и парковки.

Как правило, сначала от жителей пойдет волна негатива, но люди будут «голосовать ногами» за такие изменения — весь мировой и российский опыт показывает, что транспортное поведение людей поддается изменениям. От этого выигрывают все.

Где это сделано у нас

В Москве при реконструкции улиц расширили тротуары, сделали новые переходы, высадили деревья и другими способами улучшили городскую среду.

Замеры КБ «Стрелка» показали, что за первые несколько лет после комплексной реконструкции улиц в центре Москвы стало больше пешеходов: в среднем поток вырос на 23% в выходные дни и на 14% в целом. Зафиксированы снижение количества пустующих помещений на первых этажах и рост арендной ставки в центре. Замеры «Центра организации дорожного движения» показали рост числа пешеходов в 2–7 раз в зависимости от улиц и увеличение числа пассажиров на 10–15% на маршрутах, проходящих по реконструированным улицам.