Легендарный гараж на Новорязанской улице, построенный по проекту Константина Мельникова и Владимира Шухова, закрывается на реставрацию. В 2023 году в нем появится музей «Московский транспорт». «Афиша Daily» узнала, что будет в музее, когда он откроется.

Гараж грузовых автомобилей на Новорязанской улице в Басманном районе Москвы был построен в конце 1920-х по проекту архитектора Константина Мельникова и инженера Владимира Шухова. Гараж Мельникова и Шухова — архитектурно-инженерный эксперимент с формой и функциональностью здания тогда и один из ярких образцов наследия советского авангарда сейчас. Мельников спроектировал гараж в виде подковы, конструкции Шухова опираются только на внешние стены — в результате таких находок в пространстве могло помещаться максимально возможное число автомобилей.

Здание долгое время было законсервировано. В 2017 году Гараж было решено переделать под музей и культурный центр «Московский транспорт». В феврале пространство закрывается на реставрацию. Перед стартом трехлетнего процесса здесь прошел показ театрализованной музыкальной инсталляции «Назад в будущее», которую сделали лауреаты «Золотой маски», композитор Алексей Сысоев и режиссер Филипп Григорьян.

Оксана Бондаренко

директор музея «Московский транспорт»

Что будет в экспозиции?

Мы находимся в самом начале пути формирования концепции постоянной экспозиции. Музею «Московский транспорт» повезло с коллекцией. Сейчас в ней более 300 объектов транспортного искусства: легковые автомобили, крупногабаритная и обслуживающая город техника, личный транспорт. Мы выберем самые интересные экспонаты, не только с исторической точки зрения, но и важные культурные символы. К примеру, у нас есть автомобиль и троллейбус из фильма «Берегись автомобиля». Одна из главных задач — показать богатейшую историю создания метро. Будут и интерактивные элементы, и реальные предметы.

Откуда экспонаты?

Все машины были частью транспортных парков. Все экспонаты когда‑то эксплуатировались, и мы продолжаем собирать некоторые прямо с улиц города. Если нам не хватает какого‑то объекта 50–60-х годов, мы ищем его в регионах.

Навсегда утерянный транспорт придется восстанавливать. Это касается, например, двухэтажного троллейбуса, который в хрущевские времена ездил краткое время по городу, но затем был уничтожен. По эскизам будет воссоздан его сценографический дубликат.

Кто будет курировать коллекцию Музея транспорта, когда он откроется?

В работе над концепцией принимает участие творческая студия Lorem Ipsum совместно и в полной коллаборации с музеем и его творческой командой, которую возглавляет креативный директор музея Дарья Беглова. Однозначно будет собрана рабочая группа, в состав которой войдут эксперты, журналисты, краеведы и культурологи.

Как будет устроен процесс реставрации?

Тончайшим образом. Самый главный экспонат музея для нас — само здание. Памятник архитектуры, созданный Мельниковым и Шуховым в виде символичного полукольца. Мы делаем акцент на возвращении и сохранении внешнего вида памятника на уровне 1931 года, когда он только-только появился в Москве.

Приспосабливать здание к деятельности музея будем аккуратно, не задевая историческую кладку стен. Мы уже одной ногой в ЮНЕСКО, поэтому, понимая сложность задачи, пригласили к участию в разработке проекта реставрации одного из самых мощных игроков в музейном архитектурном мире — Юрия Григоряна и его бюро «Меганом». У них большой опыт: они занимаются мастер-планом Музейного городка ГМИИ имени Пушкина и нового Музея Кремля.

Любопытно, что сверху здание напоминает форму серпа и молота, хотя документальных подтверждений этому мы не нашли. После реставрации в «серпе» будет располагаться постоянная и временная экспозиции, а также детские мастерские. В «молоте» появится районный культурный центр с залом-трансформером для концертных и театральных постановок, конференций и кинопремьер, маленькой чайной, коворкингом и библиотекой. Между «серпом» и «молотом» есть узкая дуга музейного двора. Надеемся, что там будет активная городская зона. Музей планируем открыть городу через три года.

Подробности по теме
Уедет ли из Москвы последний троллейбус
Уедет ли из Москвы последний троллейбус