Осенью в Дагестане резко увеличилось количество стильных и классных мотоциклов: группа москвичей из Enthusiast Tours отправилась в приключение по региону. «Афиша Daily» поговорила с ними о том, как организовать мотопутешествие в наполненный стереотипами регион и увидеть кучу красот, не выезжая за пределы России.

© Максим Балабин
© Максим Балабин
Семен Берчанский

Мотоциклист, основатель объединения Enthusiast Tours

Свободные мотопутешествия: как они появились и кому это нужно

Enthusiast Tours был сформирован мотопутешественниками на базе мастерской и затем мотокафе «Энтузиаст». Философия такова: мы все питаем огромную тягу к путешествиям и мотоциклам. И направление, которое мы выбираем, определяется интересом тех людей, которые вовлечены в сообщество.

Все началось с моей поездки на остров Сааремаа в Эстонии, где я был вожатым в лагере «Камчатка». Я влюбился в этот остров и предложил всем путешествие из Москвы в Прибалтику. Так родился Baltic Tour, одно из наших классических направлений.

Когда мы рассматриваем поездку куда‑то, то нам важно, чтобы среди нас был некий инсайдер, человек, по-настоящему влюбленный в этот регион. Он вовлекает всех остальных своей энергией. Наша задача — исследовать регионы и открывать их людям. И теперь многие ребята уезжают в самостоятельное мотопутешествие в Прибалтику, вдохновившись нашим опытом.

Еще одна наша задача — показать, что мотоциклисты очень приятные ребята, которые красиво и культурно путешествуют, ничего не ломают, оставляют чистоту после себя. Хочется, чтобы люди вокруг понимали, что езда на мотоцикле может быть эстетичной, чтобы с мотоциклистами хотели дружить, а не пытаться выгнать их отовсюду. Поэтому мы никогда ничего не нарушаем, не хамим, не портим природу и вообще аккуратно относимся ко всему вокруг.

© Максим Балабин
© Максим Балабин
Мурад Калаев

Мотоциклист, сооснователь сети «Дагестанская лавка»

Я езжу на мотоциклах с 16 лет, сейчас регулярно бываю в мотопутешествиях. Долго думал над идеей мототрипа по родным местам, но по-настоящему загорелся ей после того, как мы съездили в Латвию под эгидой Enthusiast Tours: это был промотур, который для нас устроило местное Министерство туризма. Мы не просто катались на мотоциклах и снимали видео, но и ходили в музеи, узнавали что‑то новое о местности, а по вечерам в кемпингах готовили еду. Было классно по многим причинам: все придумали и спланировали за нас заранее, оставалось только сесть утром на мотоцикл, мы не тратили время и силы на придумывание и обсуждение досуга, а просто наслаждались происходящим.

Почему Дагестан

Я вернулся и подумал, что такая история применима к моему родному Дагестану: во-первых, я отлично знаю культуру и местность (сам неоднократно путешествовал по региону на машине и мотоцикле) и могу составить классную программу, а во-вторых, никто из моих друзей-мотоциклистов никогда не поедет сюда самостоятельно, а тем более со своим мотоциклом.

В Махачкале живет мой друг и единомышленник Ахмед Алиев, который не раз предлагал мне привезти московских друзей в мотопутешествие, поэтому я сразу обратился к нему за помощью в организации. Затем создал чат в телеграме, рассказал о нем друзьям, и туда сразу добавилось 6–7 человек, потому что они понимали, что за них все придумают. Еще у нас есть традиция — делать для каждого путешествия свой мерч. Фотографии и видео — это, конечно, хорошо, но иметь какие‑то осязаемые артефакты намного приятнее. Поэтому я позвал Никиту Богомолова, который на энтузиазме сделал футболки и значки.

Мы с Ахмедом наметили основные точки для посещения — бархан Сарыкум, Сулакский каньон и село Старый Забутли, Хунзахское плато, — и я вылетел заранее, чтобы забронировать гостиницы и прочие активности. Решили не ехать из Москвы на мотоциклах, потому что после 2500 километров в седле ты вряд ли захочешь что‑то еще делать на месте. Всю технику мы отправили транспортной компанией: мотики очень надежно упаковывают, и через три дня ты получаешь их уже на месте.

© Максим Балабин
© Максим Балабин

Увидеть кучу красот, не выезжая за пределы России

Нас оказалось 12 человек — намного больше, чем я изначально себе представлял, — и еще три джипа с вещами. Все были на классных мотиках, в брендированных футболках.

Так как людей оказалось много, я предупредил всех, что местами буду командовать, потому что иначе никакого толкового путешествия не получится. В первый же день мы поехали стрелять на полигон: мне показалось, что это классное развлечение — приезжаешь в Дагестан и сразу едешь стрелять и выплескивать все накопившиеся эмоции. Поначалу все немного стеснялись, сторонились оружия, но в итоге все вдоволь повеселились, постреляли, кто‑то даже пробовал делать это сидя на мотоцикле.

На следующий день мы поехали в горы, и тут на парней реально накатили эмоции. Мы приехали в Сулакский каньон, и я стал замечать, как у ребят меняется выражение лица. То есть ты понимаешь: все эти люди были во многих уголках Земли — в Норвегии, Шотландии, Исландии, Индонезии, — но прямо сейчас их завораживает здешняя природа настолько, что им сложно сказать что‑то связное.

Никита [Богомолов] сказал мне, что вообще никогда в своей жизни не видел такой красоты. И для меня всегда немного странно слышать такое, потому что мне кажется, что на планете есть куча других мест, где еще красивее, думаешь, что ребята шутят.

Свобода для маневра или маршрут без переживаний

Если честно, то у нас вообще не было какого‑то спланированного маршрута: были отдельные точки, которые хотелось посетить, но в целом мы просто ехали по горам, кайфовали, фотографировались. День строился таким образом: у нас было время, когда мы стартуем утром и когда обедаем, потому что чаще всего обед был забронирован в кафе или ресторане. В остальном была полная свобода, но не на уровне хаоса и так, что каждый делает то, что хочет, а на уровне отсутствия переживаний. Мне хотелось, чтобы все просто ехали на своих мотоциклах и испытывали кайф, и это, наверное, получилось. В первый пару дней все спрашивали: «Мурад, а когда обед? А когда приедем?» — а потом все расслабились и поняли, что все под контролем. И мне самому не хотелось перегибать с какими‑то наставлениями, спешкой и таймингом, потому что никто бы не получил те эмоции, что получил.

Еще каждый день у нас были кулинарные вечера, где я готовил на всех какую‑то еду. Все продукты покупали в основном в горах, а в последние дни вообще купили барана, сделали плов. Это тоже своего рода местный опыт, возможность раскрыть культуру через кухню. Мы с Ахмедом и Шамилем много рассказывали про дагестанскую культуру и традиции, что тоже расширяло представление о регионе, о котором никто не знает ничего, кроме лезгинки и Хабиба Нурмагомедова.

© Максим Балабин
© Максим Балабин

Что особенного в путешествии по Дагестану

Главная фишка Дагестана в том, что здесь много нетронутых мест и, несмотря на всю здешнюю красоту, не так много туристов. Например, в горах есть заброшенное селение Гамсутль: уникальное место, красивое село на горе, в котором уже никто не живет — последние жители были там два года назад. Это невероятно красивое село, в котором все сохранилось — просто будто людей убрали. И попасть туда можно, только если ты очень хорошо знаешь местность: нет никаких троп, указателей, магазинов с сувенирами. То есть ты понимаешь, что у тебя под боком очень красивые места, но почти никто не едет их смотреть, потому что нет инфраструктуры.

Другое дело, что здесь все супердружелюбно. В любом месте подскажут, как и куда проехать, накормят и даже оставят ночевать. Потому что для местных, особенно в горах, гость — это очень важный человек.

Буквально можно приехать в ночи, постучаться в любую дверь в деревне, сказать, что у меня 12 человек, им нужно переночевать — и через час все будут накормленные засыпать в кроватях.

Здесь в каждом доме есть гостевая комната, так принято. И тебя ни в коем случае никто не побьет и не ограбит, это все какие‑то дурацкие стереотипы. У меня даже есть идея путешествия по Дагестану вообще без денег.

Мы даже никаких механиков с собой не брали, потому что я был уверен, что, если что‑то сломается, все пройдет гладко. Однажды у одного из ребят порвалась цепь, мы уехали вперед, чтобы заселиться в гостиницу, а с ним остались парни на джипах. В итоге они дотолкали его до ближайшего сервиса — такого обычного гаража, где ему, естественно бесплатно, залатали цепь, и через пару часов он снова был с нами.

© Максим Балабин
Алексей Калабин

Мотоциклист, фотограф

До нашей поездки я уже был в Дагестане — ездил на съемку, — и мне показалось, что там очень небезопасно и страшно на дорогах. Это было начало зимы, и виды вокруг были уж очень грустные, что влияло на настроение. Помню, что не сильно впечатлился.

В этом путешествии меня с первого дня что‑то зацепило: была очень легкая атмосфера, никто не чувствовал напряжения, не было четких границ, тайминга и маршрутов. По сути, мы просто знали, где будем сегодня ночевать, и неспешно ехали, фотографировали и отдыхали по дороге.

Я, конечно, в шоке от того, что в России есть вот такие места. Ощущение, что прямо сейчас ты один находишься на вершине горы и рядом нет никого, кроме твоих друзей, завораживает. И главное, что это не какой‑то аттракцион, никто не хочет вытягивать из тебя деньги, а все, кого ты встречаешь, хотят вкусно накормить, угостить, показать, рассказать.

© Максим Балабин

Что осталось после

У всех парней по приезду был, кажется, культурный шок, потому что никто не ожидал, что в Дагестане может быть так круто, красиво, вкусно и разнообразно. А для себя я в очередной раз понял, насколько эта местность уникальна — прежде всего благодаря своей энергетике и людям.

Видео Жени Ёлгина
Подробности по теме
Завтрак на Плутоне: зачем ехать на остров Итуруп. Здесь бывает всего 500 туристов в год!
Завтрак на Плутоне: зачем ехать на остров Итуруп. Здесь бывает всего 500 туристов в год!