Реклама

Посмотрите, каким может стать памятник погибшим журналистам

У торца кинотеатра «Художественный», на месте снесенных палаток, планируют поставить памятник погибшим журналистам. Уже проведен конкурс и определены финалисты. «Афиша Daily» попросила художников, журналистов и экспертов в монументальном искусстве высказаться по поводу работ кандидатов.

Союз журналистов Москвы выступил с инициативой установить возле кинотеатра «Художественный», со стороны улицы Воздвиженка, памятник погибшим журналистам. В конкурсе участвовали более сотни авторов, в конце марта в Доме архитекторов показали эскизы участников, в финал по решению жюри вышло пять работ. Например, вот такая вещь скульптора Балашова или эта работа Алексея Игнатова. Еще один претендент — Михаил Баскаков — прошел во второй тур конкурса по итогам голосования посетителей выставки.

Сейчас финалисты дорабатывают проекты в соответствии с пожеланиями жюри. Союз журналистов Москвы заявляет, что деньги на установку памятника в данный момент активно собираются — источники финансирования не называют. Победителя объявят к концу мая, в начале июня на месте будущего памятника заложат мемориальный камень, а собственно монумент, по словам организаторов, имеет все шансы появиться уже к концу этого года.

Как выглядят работы участников и финалистов конкурса

Что по поводу конкурса и этих работ думают эксперты

Олег Кулик - Аватар
Олег Кулик
художник

«Все авторы достойны дружеского пенделя: они уверенно творят в привычных для наших граждан направлениях «мятый пиджак» и «многопудье бронзы». Работы этого дегенеративного стиля очень нравятся чиновникам от культуры: они напоминают тряпку-кляп, которой можно заткнуть рот особо сомневающимся, что и должна делать пропаганда. Она невозможна без стиля большой монументальной халтуры, которая опять в тренде. Много новых таких штанов, сапогов и польт как грибы повыскакивало у вокзалов и на площадях нашей необъятной столицы.

Мастера Рукавишников, Баскаков, Балашов сделали слабые и очень слабые пластически работы — какая-то грязь вместо музыки. Бунтовских с Михеевым, как прилежные студенты, показали максимум, что могли, — на крепкую четверку, З-й курс «Мухи». А вот товарищ Игнатов создал истинный шедевр смелого сочетания несочетаемого даже с позиции «мятых пиджаков». Это окоченевший труп на пишущей машинке с богатырем без рубахи, но в портках, который еще и замахнулся добить окоченевшего беднягу и, видимо, отрубить ему журналистские причиндалы, то есть голову и руки. Но что это за взрыв из бревен за спиной меченосца, остается пока загадкой».

Сергей Прокофьев - Аватар
Сергей Прокофьев
художник, участник конкурса

«Этот конкурс получился очень подковерной историей. Прошедшие в финал как-то договаривались с Союзом журналистов. В том раунде, в котором участвовал наш проект, все нормальные работы были отсеяны, а победил человек, который сделал то ли пять, то ли шесть макетов, и все совершенно сумасшедшие (Алексей Игнатов. — Прим. ред.). Больше всего мне понравилась композиция в виде бутерброда из дохлых ворон, которые лежат кверху лапками друг на друге. Жюри свой выбор никак не объяснило».

Илья Барабанов - Аватар
Илья Барабанов
специальный корреспондент «Коммерсанта», работал в Донецке, Карабахе и других горячих точках

«Важно помнить коллег, которые погибли при исполнении своего долга, но рядом с Домом журналиста уже стоит монумент репортерам, погибшим в Великой Отечественной войне — и, конечно, возникает вопрос об уместности аналогичной скульптуры рядом. Может быть, в данном случае это должно быть скорее что-то символическое?

Ставить памятники — правильно, но государство могло бы что-то предпринять, чтобы меньше журналистов на таких войнах гибло. Убивают не только сотрудников маленьких частных редакций, но и крупных государственных холдингов, таких как ВГТРК. Они отправляют на войну людей, которые зачастую не имеют ни малейшего представления о том, где они окажутся, в каких условиях, с чем столкнутся.

Много наших журналистов гибнет не только горячих точках. Напомню, что в этом году будет десять лет, как убита Анна Политковская (7 октября 2006 года в подъезде своего дома на Лесной. — Прим. ред.). Может, пора подумать о том, чтобы назвать в ее честь какую-то улицу? Лучше бы наше государство сделало все возможное, чтобы журналистов не убивали. А если такие трагедии случаются — чтобы они нормально расследовались».

Лев Лавренов - Аватар
Лев Лавренов
архитектор, заместитель председателя комиссии Московской городской думы по монументальному искусству

«Союз журналистов нам еще не представил результатов конкурса на рассмотрение, и вот в чем здесь трудности: никаких денег на этот монумент не отпускается. Предполагается, что они будут собраны каким-то образом. Пока это условие не будет выполнено, мы не имеем вообще права рассматривать этот проект. Знаете, сколько таких конкурсов проходит, а затем все откладывается? В любом случае вариант, который был принят, мне кажется не очень убедительным. Однако все равно этот вариант мы должны будем рассматривать на заседании, когда нам его официально представят».

Александр Буренков - Аватар
Александр Буренков
куратор фонда V-A-C

«При оценке современных монументов я бы обращал в первую очередь внимание не на воплощение, а на выбранный метод работы с культурной или исторической памятью. За последние пятьдесят лет мемориальные практики были пересмотрены, и в отличие от традиционного монумента, где тема всегда выражается однозначно, современные памятники и контрмонументы отказываются сейчас от прямой иллюстративности, декоративности, романтизации страданий и искупительного пафоса. Они бывают недолговечны, мобильны, невидимы или намеренно деэстетизированы, так как их целью является прямое воздействие на людей, работа в качестве триггера общественных дискуссий. В двух словах, монумент должен «работать сегодня», быть не знаком истории, а своей формой актуализировать проблему, которую он воплощает».

Примеры хороших памятных знаков погибшим журналистам

Александр Котломанов - Аватар
Александр Котломанов
искусствовед, специалист по современной скульптуре, работал в журнале «Новый мир искусства»

«Результаты конкурса ожидаемы: у нас сохранился набор приемов, которые идут еще от соцреализма, но тогда набор тем был очень узкий, сводившийся в основном к памятникам вождям. А когда аналогично решается другой диапазон тем, получаются вот такие вещи, которые могут казаться комическими. Или трагикомическими. С моей точки зрения это соответствует понятию китча, снижение темы до уровня, понятного любому человеку, который можно объяснить. Я бы вообще результаты конкурса не стал оценивать с точки зрения искусства.

Современный вариант монумента или мемориала идет в сторону альтернативы, он должен напоминать о событии: не вписываться в пространство, может быть, даже перегораживать движение. В конкурсе есть примеры, альтернативные по форме, но при этом они все равно взаимодействуют с пространством, как будто это скульптура для украшения. Такой подход противоречит самому смыслу: это памятник, который должен напоминать о трагических страницах истории, а не радовать глаз. У нас в стране просто нет людей, которые могут сделать такой памятник».

Читайте также