У Политехнического музея появилось новое общественное пространство, и ему уже предсказывают судьбу «Ямы». «Афиша Daily» спросила у авторов проекта, зачем Москве еще один уличный амфитеатр.

Амфитеатр стал частью нового общественного пространства «Музейный парк». Архитектурная концепция музея-парка легла в основу обновления всего Политеха. Реставрационные работы в историческом здании музея идут с 2013 года. Их планируется завершить в 2020 году.

Вдоль фасада музея со стороны Лубянской площади расположилась двухуровневая пешеходная зона. Для ее создания реконструировали Лубянский проезд и сузили проезжую часть Новой площади. Площадь перед главным входом в Политех опустили на уровень подземного этажа музея. Здесь появились амфитеатр и прогулочные галереи, где разместятся кафе, магазины и выставочные пространства. Сейчас в так называемой «холодной» галерее можно понаблюдать за процессом реставрации через окна мастерских. С нижнего уровня можно попасть в Ильинский сквер или к станции метро «Китай-город».

Концепцию пространства разработал японский архитектор Джунья Ишигами в рамках реконструкции Политеха. Проектом «Музейного парка» с амфитеатром и пешеходной зоной занималось архитектурное бюро Wowhaus.

Михаил Козлов

руководитель проектной группы Wowhaus

Как появился проект

«В концепции Джунья Ишигами, которая победила в Международном архитектурном конкурсе в 2011 году, идея заключалась в том, чтобы опустить уровень земли вокруг всего музея и открыть бывший подвал здания для публики, расположив здесь фойе, кассы, пространство временных выставок, кафе и просто свободный проход между станциями метро «Лубянка» и «Китай-город».

Первоначально здесь должен был появиться длинный пологий склон с разнотравьем. В соответствии с концепцией он начинался гораздо дальше от музея, но для этого нужно было бы полностью уничтожить зеленое пространство Лубянской площади — Соловецкий сквер, где находится Соловецкий камень.

Когда мы начали адаптировать эту концепцию, стало очевидно, что город не готов уничтожить целый сквер и перекладывать находящийся под ним подземный коллектор с огромным количеством сетей. Поэтому начало склона переместилось ближе к музею, он стал гораздо более крутым. Так появились естественный ландшафтный амфитеатр и площадь перед главным входом в музей».

Что общего у нового амфитеатра и «Ямы»

«Ровно год «Музейный парк» стоял полностью готовый за забором — в разгаре были строительные работы на фасадах музея, и находиться рядом было небезопасно. Так что, надеемся, свое за забором наш амфитеатр уже отстоял, и в дальнейшем этого с ним не случится.

Будет любопытно понаблюдать, как станут развиваться события в «Музейном парке», и сравнить с историей, которая нам всем хорошо известна. Надо сказать, что ландшафтные амфитеатры существуют во многих городах мира, начиная со времен Древней Греции. Важен контекст и то, как это пространство управляется. «Музейный парк» — это открытая часть Политехнического музея, очень тесно с ним связанная. Там планируются проведение музейных событий, сменная открытая экспозиция.

В наших проектах множество примеров амфитеатров: амфитеатр института «Стрелка», ландшафтная лестница нового входа в парк Горького с Ленинского проспекта, Оливковый пляж тоже можно назвать амфитеатром, все наши парковые кинотеатры построены по этому принципу. Уверены, что сценарий «Ямы» не обязан повторять каждый появившийся амфитеатр в городе».

Подробности по теме
Чему учит кейс «Ямы», или почему Китай-город стал местом силы всех подростков Москвы
Чему учит кейс «Ямы», или почему Китай-город стал местом силы всех подростков Москвы