«Афиша Daily» публикует фрагмент из книги «Тактический урбанизм издательства Strelka Press, которая рассказывает о теории малых дел в сфере городского развития. Отрывок посвящен созданию парклетов — общественных пространств нового типа.

Создание парков: временные парки, парклеты, паркмобили

Более 85% мирового населения сосредоточено теперь в городах, и как никогда велика потребность обеспечить всем городским жителям доступ к общественным пространствам. Собранные данные убеждают, что наличие парков и других открытых пространств заметно повышает уровень экономического благосостояния резидентов, качество их жизни и здоровья и даже субъективную оценку счастья. Недавнее исследование, проведенное организацией «Забота об общественных землях» (Trust for Public Land), показало, что появление открытых пространств, например на Лонг-Айленде, в числе прочих факторов «повысило ценность прилегающей недвижимости на 5,18 миллиарда долларов в 2009-м, в результате чего доходы от налогов на собственность возросли на 58,2 миллиона долларов в год».

Но, несмотря на то что парки и другие открытые пространства столь очевидно полезны для здоровья и социального благополучия жителей и приносят финансовую выгоду городу, во многих районах, особенно там, где проживают малообеспеченные люди, все еще недостает открытого пространства. Так, город Майами заметно отстает от большинства американских городов по площади свободного пространства на душу населения (всего 2,8 акра на 1000 человек, менее четверти медианного значения по стране, составляющего 12,4 акра). С другой стороны, никогда еще городские центры не заполнялись таким количеством парковок. Одно исследование выявило два миллиарда парковочных мест на улицах и во дворах американских городов. Примерно восемь мест на каждый автомобиль!

К сожалению, тот тип величественных открытых пространств, который был предложен Олмстедом и его единомышленниками во второй половине XIX века, встречается крайне редко — и потому, что городские средства ограничены, и потому, что в городских центрах нет излишков земли. Конфликт возрастающих потребностей и недостатка свободных участков и прочих ресурсов породил особую систему тактических мер, которые преображают парковки и малоиспользуемые участки мостовой в небольшие открытые пространства, где люди могут собираться и отдыхать. Парклеты, паркмобили, временные парки, парки на мостовой становятся новыми способами высвободить отданную под автомобили территорию и адаптировать ее таким образом, чтобы она удовлетворяла потребность в открытом пространстве.

Парклеты — благоустроенные компактные территории общего пользования; чаще всего они возникают на месте бывших уличных парковок и позволяют коммерческим или волонтерским организациям продемонстрировать преимущества парковой зоны в районе, где общественное пространство ограничено, зато высока плотность населения и движение пешеходов интенсивно. В связи с малыми размерами и стоимостью парклетов даже те из них, которые в теплом климате используются круглогодично, могут при необходимости считаться временными: если парклет окажется невостребованным или будут проблемы с уходом за ним, всю «инсталляцию» можно быстро и без лишних расходов разобрать. Даже такая неудача приносит некоторую пользу: город собирает информацию, корректирует практики и в будущем сможет избежать подобных неэффективных решений. А парклет заново соберут в другом месте, где он окажется более подходящим и принесет пользу людям.

Парклеты различаются по типу и качеству. Это могут быть временные мини-парки-газоны или же переносные деревянные платформы, которые можно установить на относительно продолжительное время. На таких платформах устраивают велосипедную парковку, размещают объекты искусства и стритарта, скамьи, столы, стулья, даже тренажеры. Характерное для них местонахождение — вплотную к тротуарам; основная функция — превращать тротуар в общественную территорию. Как и инициатива «Открытые улицы», парклеты поощряют передвижение пешком, на велосипеде и на других немоторизованных средствах, укрепляют связи внутри района, способствуют накоплению социального капитала и росту локальной экономической активности. Назначение их не в том, чтобы заменить большие городские парки, но в том, чтобы послужить альтернативным источником доступного открытого пространства в городе, дополнить традиционные парки. Учитывая потребность районов, имеющих плотную застройку, в такого рода открытом пространстве, понятно, почему четыре города с низкими показателями площади открытого пространства на душу населения — Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско и Бостон — одними из первых стали развивать программы парклетов в дополнение к существующим паркам-заповедникам и открытым пространствам высшего уровня.

Первый современный парклет, еще в качестве бета-версии, появился, как принято считать, в 2005 году в Сан-Франциско благодаря усилиям студии искусств и дизайна Rebar. Но мало кому известно, что уже в 2001-м в Гамильтоне, Онтарио, проводились так называемые вечеринки с парковочным счетчиком. Местные активисты занимали платные парковки и приглашали сограждан: «Берите с собой музыкальные инструменты, противогазы (от смога), баннеры, дорожные знаки, велосипеды, роликовые коньки, коляски и кухонные раковины, помогите проложить путь к будущему, свободному от машин». Трудно определить, послужил ли этот ранний проект источником вдохновения для Rebar, когда студия решилась организовать то, что можно бы назвать предтечей парклета, — День парк[инг]а.

Произошло это так: в 2005 году руководители дизайнерской студии Rebar в Сан-Франциско после обеда вышли из своего офиса, перешли через дорогу и принялись обустраивать на платной парковке мини-парк. Они поставили скамью, разостлали рулон газона, воткнули дерево, чтобы давало тень, — вуаля! Платная парковка мгновенно превратилась в парк. Контролерша возмутилась: что это они делают? Но дизайнеры ответили, что заплатили по счетчику, и с полным правом расположились на арендованном участке. «Когда оплаченное время истекло, мы свернули газон, запаковали скамейку и дерево, подмели хорошенько и ушли», — вспоминает инициатор этой акции Блейн Меркер. Чем нарушать правила и «задним числом просить прощения» — нередко тактические урбанисты действуют именно так, — Rebar предпочла другую, тоже хорошо известную стратегию: нашла дыру в системе. Нигде ведь не сказано, что парковку нельзя использовать как мини-парк, лишь бы по счетчику было уплачено. Опять-таки, говоря словами Блейна Меркера: «Мы заранее изучили правила, так что знали… мы ничего не нарушаем. Мы действовали в полном согласии с законом… воспользовались прорехой в законодательстве, чтобы сделать свое заявление».

Этот тактический ход получил название День парк[инг]а, и за считанные недели фотографии с первого мероприятия облетели Сеть. Rebar получила десятки запросов — провести День парк[инг]а в других городах. «Мы решили не воспроизводить одну и ту же инсталляцию, а предложить наш проект в качестве «открытого источника», снабдить его подробным руководством — и пусть люди создают собственные парки без активного участия Rebar».

Дальнейшее, как говорится, история. Несколько лет спустя в Сан-Франциско начались масштабные преобразования паркингов в парки, то есть мечта Rebar полностью воплотилась. Мэрия в сотрудничестве с местным бизнесом и владельцами домов запустила ставшую ныне знаменитой программу парклетов. И хотя проблем у Сан-Франциско по-прежнему хватает, теперь активистам и урбанистам, действующим в не столь прогрессивных городах, приходится решать вопрос, каким образом дух парк[инг]а можно распространить в их местах проживания и добиться долгосрочных перемен такого же масштаба, как в Сан-Франциско.

Издатель Strelka Press