Эдриан Гэррард и Диана Эбаньес Лопес — эксперты по развитию культуры из британской компании Create London. В феврале 2019-го они проведут лекции по культурному проектированию в пяти городах России. «Афиша Daily» поговорила с ними о том, как правильно работать с художниками, местными жителями и властью, чтобы объединить их ради общей цели.

Эдриан Гэррард
Генеральный и креативный директор Create London. Его команда занимается проектами на стыке культурных, социальных и гражданских инициатив.
Диана Эбаньес Лопес
Руководитель отдела инвестиционных проектов Create London, преподаватель магистерских программ в Королевском колледже искусств и Университете Сент-Мартин.

Почему искусство не нужно выносить из музеев на улицу

Эдриан: Команда Create London работает преимущественно в Восточном Лондоне. Это район, где живет много творческих людей, но несмотря на это местные жители почти не ходят в галереи и музеи. Они никак не взаимодействуют ни с искусством, ни с художниками. Чтобы изменить эту ситуацию, художественные практики должны быть включены в город, а сами художники — больше взаимодействовать с местными сообществами.

Это вовсе не значит, что искусство необходимо вынести из музеев на улицу. Это просто не сработает. Точно так же, как не сработает создание большого количества паблик-арта на улице в надежде, что люди поймут его ценность. Мы скорее хотим, чтобы художники становились частью местного сообщества и вносили свой вклад в район, взаимодействуя с государственными программами образования и здравоохранения.

Команда Create London создает проект доступного и комфортного жилья для художников в Лондоне. Проект поможет творческим людям больше заниматься искусством и чуть меньше переживать о финансах.

Например, в Великобритании есть серьезная проблема с культурным образованием: из расписания многих школ убрали предметы, связанные с искусством. Но это можно исправить, вовлекая художников в школьные процессы, например, через мастер-классы и другие формы обучения.

Диана: То есть в нашей практике художники — это посредники, а не конечная цель. Мы не говорим, что больше детей должны увидеть Пикассо, потому что это уже норма. Мы скорее про непосредственное взаимодействие между ними. Это один из важных способов сказать, почему творческие люди нужны городу.

«Искусство может быть тем медиатором, который поможет бороться с одиночеством и злостью»
Диана Эбаньес Лопес
Руководит отделом инвестиционных проектов Create London

Как правильно работать с художниками

Эдриан: Просто искать художников: «Ой, а что ты собираешься делать? Какая у тебя мечта? Мы поможем тебе!» — не наш способ. Обычно мы начинаем работать с городской администрацией или конкретным пространством. Например, для начала мы ищем здание, которое принадлежит городу и которым никто не пользуется, а уже потом привлекаем в него художников. Пространство оживает, а у художников появляется недорогое место для работы и жилья. Другими словами, мы всегда знаем, для решения каких проблем привлекаем людей искусства, а уже вместе с ними придумываем способы.

Однажды мы делали проект в районе Dagenham, где проживает очень много пожилых людей. Чаще всего они живут одни, поэтому чувствуют себя одиноко. Мы хотели изменить эту ситуацию и привлекли к проблеме специалистов из сферы здравоохранения и художников. Так появился проект, который объединил почти 300 человек. С нами работала художница из Германии Kathrin Böhm, которая вместе с пожилыми людьми организовала производство напитков. Они ездили в пригород, собирали фрукты, потом делали из них напитки и продавали.

Здесь и далее: проект, созданный для борьбы с одиночеством среди пожилых людей, — совместное мини-производство напитков

1 из 4
2 из 4
4 из 4

К решению каждой из проблем мы подходим с расчетом на 3–4 года: только спустя это время может быть заметен результат. Весь этот период мы экспериментируем, ищем новые способы взаимодействия в проекте и тестируем их. Например, мы создаем библиотеку, потом находим место для художников, которые будут работать с местным сообществом, затем организовываем фестиваль, создаем арт-резиденции, куда приглашаем международных художников, делаем арт-школу, мастерские для работы с деревом или металлом, а также агентство для поиска работы. Все эти проекты очень разные, и у каждого из них есть своя бизнес-модель. В процессе становится понятно, какие из них лучше всего подходят для работы с сообществом. Конечно, не все наши идеи бывают успешны.

Диана: Для нас очень важно незнание каких-то вещей. Например, мы уже знаем, как создать в старом фермерском доме комьюнити-центр, но мы не будем делать это снова, потому что хотим всегда придумывать новые проекты и пробовать их. Думаю, это похоже на то, как работает искусство. Но если кто-то захочет использовать какую-то из наших идей, мы всегда это поддержим.

Подробности по теме
Как подружиться с соседями и вместе сделать двор и город лучше. Пример из города Выкса
Как подружиться с соседями и вместе сделать двор и город лучше. Пример из города Выкса

Как выстроить диалог между властью и художниками

Эдриан: У нас есть несколько важных принципов работы. Один из них — рассчитывать на долгосрочную перспективу. Мы всегда представляем и прогнозируем то, как проект будет развиваться в ближайшие 10–20 лет. И очень критически относимся к кратковременным проектам.

Второй важный принцип — истинное желание узнать всех жителей района и дать им возможность участвовать в обсуждении и принимать решения. Когда создаем новый проект, мы всегда проводим общественные обсуждения, на которых присутствуют местные жители, а не только художники и представители власти, которые обычно решают за всех. Никто не знает район так хорошо, как люди, которые в нем живут.

При таком подходе власть выступает в роли стейкхолдеров. Чаще всего они четко понимают, каких вещей хотят достичь, работая в партнерстве с нами. А уже мы становимся тем связующим звеном, которое соединяет их с художниками и местными жителями. Для нас важно создавать нетипичные партнерства и отношения.

Еще один проект Create London — общественный сад на бывшей автостоянке, которые местные жители создали своими руками с помощью художников и разных мастеров.

Где искать средства на развитие искусства в городе

Эдриан: В Великобритании есть Английский искусствоведческий совет, который распределяет деньги на разные проекты. И если честно, в последние годы мы наблюдаем значительное сокращение расходов в сфере культуры: около 30% за три года. Это, конечно, отражается на работе.

В США, например, искусство поддерживают бизнес и частные лица. Но лично я не сторонник идеи финансирования культурных проектов не из государственных ресурсов. Считаю, что в таких случаях почти невозможно сохранить демократию. Но, безусловно, всегда есть место для спонсорства и частных инвестиций, например, их можно привлекать для одного из направлений проекта.

«Вопросы доступа к искусству не могут принадлежать частному сектору»
Эдриан Гэррард
Генеральный и креативный директор Create London

Диана: Но есть и другой способ финансирования: проект, в который изначально вложены деньги, полученные от правительства, филантропов или спонсоров, со временем становится самоокупаемым. Например, сейчас мы работаем над созданием местной пивоварни на территории бывшей железнодорожной линии. Со временем производство начнет приносить деньги, которые мы будем вкладывать в его дальнейшее развитие. В долгосрочной перспективе это очень выигрышная идея.

Эдриан: То есть в проекте с пивоварней деньги приходят от продажи пива, в проекте с домом для художников — от аренды. Поэтому, чтобы не зависеть от государственного финансирования или конкретного спонсора, всегда необходимо думать о бизнес-плане в долгосрочной перспективе. Но это не значит, что мы нацелены на большую и быструю прибыль, мы скорее за социальные и пространственные изменения в городах.

Подробности по теме
Как устроить идеальный городской фестиваль: 10 советов Собянину
Как устроить идеальный городской фестиваль: 10 советов Собянину

Мероприятия City & Culture организованы Институтом «Стрелка» и Отделом культуры и образования Посольства Великобритании в Москве, совместно с Creatе London.