В 2016 году Александр Балковский вместе с режиссером Тимуром Бекмамбетовым основал агентство Z Agency, занимающееся рекламой у популярных блогеров. Долгое время Балковский был единственным менеджером своей дочери, ютьюб-звезды Саши Спилберг. «Афиша Daily» встретилась с ним, чтобы узнать, сколько стоит русский YouTube и как закончит человечество.

— Здравствуй, дорогая «Афиша». Меня зовут Папа Спилберг. Я очень люблю Винни Пуха.

— Правда?

— Конечно, а кто не любит Винни-Пуха? Ладно, давай серьезно.

— Куда пропали? Ничего громкого последнее время нет.

— Я менеджер. Клиенты нанимают меня, чтобы больше зарабатывать. Когда общественный резонанс помогает зарабатывать или прозвучать — мы резонируем. В последнее время коммерция не требует громкости, вот и не слышно ничего. Блогинг как рынок сформировался, идет рутинный рабочий процесс.

— Самому никогда не хотелось попробовать блогерство?

— Не хотелось, но в декабре открываю свой канал и становлюсь ютьюбером.

— Зачем?

— Я много знаю об индустрии соцсетей, о ютьюбе. Меня даже пригласили в Московскую школу кино курировать курс «Видеоблогинг как профессия». В январе стартуем. Хочу вместе со студентами начать свой видеоблог. Условное название — «Как потратить миллион». Сейчас много блогов на тему «Как заработать миллион», но зарабатывать — тяжело и скучно, а тратить — приятно и весело. Главные человековеды, британские ученые, раскопали, что люди любят больше всего на свете [тратить деньги]. Ну за исключением периода с 18 до 35, когда они больше всего любят заниматься сексом.

— Тратить деньги.

— Да. Потратить — особенно миллион и особенно не рублей — это наука. И конкурентов нет пока, нет каналов на эту тему. Рассказывать буду о красивых и дорогих товарах, услугах и явлениях. Покупать ничего не буду, потому что многое у меня уже есть. Ты бы хотел купить дорогие часы?

— Вы без часов, кстати.

— Да, я без часов, крестов и галстуков. У меня аллергия на них, как у пирата Джека Рэкхема, — у него тоже была аллергия на кольца и галстуки. В результате его повесили, но я надеюсь, что меня не повесят.

Так вот. Если часы стоят дороже 1000 долларов, это уже почти инвестиция. Нужно понимать, для чего нужны часы, хоть немного знать рынок. Одно из видео будет с торговцем часами, очень понимающим. Пришлю тебе ссылку и узнаешь, как правильно выбрать часы в ценовых категориях до пяти тысяч долларов, до десяти, до двадцати, до пятидесяти, до ста, до пятисот.

Будут плейлисты с уникальными специалистами в различных областях. Например, «Этикет с Альбиной Холговой». Альбина — один из главных экспертов по этикету в стране.

Короче, [это будет] канал о том, как потратить миллион с толком и удовольствием.

— Зачем вам это?

— Последние семь лет своей жизни я работаю с очень молодыми людьми, которым есть что сказать. Видеоблогер — это человек, которому есть что сказать. Набрался опыта у клиентов и решил реализовать свое право на свободу слова. Мне есть что сказать.

Я буду успешен потому, что мне нравится то, что буду делать. Если человек делает что-то с удовольствием, с любовью, то он обязательно добьется успеха.

— Чего вам не хватает в жизни?

— Возраста. Хотел бы, чтобы мне было снова хотя бы тридцать лет, чтобы время пошло в обратную сторону. Это только после пятидесяти начинаешь понимать.

— Какие черты в себе больше всего не любите?

— Я — дитя эпохи перемен. Наши новые друзья китайцы говорят, что упаси господь жить в эпоху перемен. Жизнь очень неблагополучная была, жестокая, резкая, и я остался в тех временах. Часто веду себя так, будто не в 2018 году живу. Борюсь с этим, работаю над собой. Тогда все было очень конкретно, быстро, у людей было больше ответственности, чем сейчас

— Я не жил в 1980-е и 1990-е. Можете рассказать про главную особенность того времени?

— На дворе 1990 год. Выходишь из метро. Зима, минус двадцать градусов и стоит очередь, человек сорок, в ларечек с надписью «Мороженое». Знаешь, зачем она стоит? За маслом сливочным. Становишься в хвост. Минут через пятнадцать берешь две пачки, потому что больше двух в одни руки не дают, и это делает твой вечер.

— Не поздно заходить на ютьюб в 2018-м?

— В самый раз. Сейчас масса компаний, которые ищут информацию, сортируют, продают, покупают, расчленяют… Знаешь, какой у них какой самый главный дефицит? Контент!

«Контент первичен. Если вы производите контент, который нужен зрителю, то заходить на ютьюб никогда не поздно. Найдется и зритель, и покупатель»
Александр Балковский
Папа Спилберг

— Какой самый плохой фильм Бекмамбетова?

— У Тимура-режиссера нет плохих фильмов.

— Почему вы не любите BadComedian?

— Я очень люблю BadComedian, особенно жаренного в кляре. Если серьезно, то это не мой контент. У меня не так много времени, чтобы смотреть трэш.

— Обзор на «Взломать блоггеров» смотрели?

— Конечно. Это классический образец разборок звезд соцсетей. BadComedian и Катя Клэп спят вместе. Катя Клэп и Саша Спилберг — злейшие враги. Как нагадить Саше Спилберг? Попросить своего парня обосрать неудачный проект, в котором та участвует. Вот и вся история.

Тот самый обзор

— За что вам больше всего стыдно в жизни?

— Стыдно в жизни? О, блин… Ну это, я не могу сказать. Это слишком личное и никому не интересно. Чаще всего стыжусь моментов, когда был к людям несправедлив или незаслуженно груб.

— Выступление дочки в Госдуме было с вашего разрешения?

— Она со мной посоветовалась. Саша — один из лидеров своей индустрии. У нее есть менеджмент. Когда контрагенты — будь то Госдума или коммерческий бренд — хотят пообщаться с артистом, они выходят на связь. Никто не приходил в Госдуму и не говорил: «Давайте Саша Спилберг у вас выступит». Сотрудники Госдумы связались с Сашиным менеджментом, обсудили возможность коллаборации. Договорились. Вице-спикер Госдумы прислал Саше официальное приглашение выступить. Процедура была абсолютно стандартной.

Саша согласилась потому, что до ее выступления в Госдуме большая часть населения страны вообще не знала, кто такие видеоблогеры.

То самое выступление

— И не знала, кто такая Саша.

— Да конечно. Это был прекрасный повод, чтобы о моем клиенте и нашей индустрии узнали больше людей. И это совсем не позорный повод.

Подробности по теме
Кто такая Саша Спилберг и почему власть заинтересовалась видеоблогерами
Кто такая Саша Спилберг и почему власть заинтересовалась видеоблогерами

— За что вы в последний раз ругали Сашу?

— Мы по работе периодически ругаемся, но как папа дочку я ее не ругаю уже много лет. Саша совершенно самостоятельна как артист, она самостоятельна финансово. У нас бывают разногласия, но это разногласия взрослых людей, а не папы и дочки. Личные тоже бывают, но я не могу говорить за нее о ней, о ее личной жизни. Она не давала мне санкций это обсуждать.

— У кого самая дорогая реклама?

— На русском ютьюбе сейчас нет ни одного человека, который зарабатывает регулярно больше 100 тыс. долларов в месяц после налогов и комиссий. 100 тыс. долларов — некая черта, психологическая отметка.

— А почему ее не получается пересечь?

— Рынок узкий, мало денег, кризис, санкции. Хотя русскоязычный сегмент соцсетей весит много миллиардов рублей, по сравнению с англоязычным рынком он микроскопический.

«Из девочек-ютьюберов Саша самый дорогой рекламоноситель. Она зарабатывает несколько миллионов рублей в месяц»
Александр Балковский
Папа Спилберг

— А поточнее?

— У меня нет полномочий объявлять цифру. Обязательно ее объявим официально, когда Forbes сделает рейтинг. Реальный, как на Западе (по данным Российского исследовательского агентства блогеров, в начале 2018 года стоимость одной рекламной интеграции на канале Саши Спилберг составляла 600 тыс. рублей, а ее суммарный доход в 2017-м оценили в более чем 36 млн рублей. — Прим. ред.).

— Как вы заработали свой первый миллион?

— В 1990-е я был одним из основателей рекламной индустрии в стране, открыл одну из первых частных типографий. Компания называется LBL Communication Group (по данным СПАРК, в 2003 году Балковский перестал быть владельцем компании. — Прим. ред.). Она существует до сих пор и очень успешна. Знаете фестиваль «Круг света»? LBL — один из партнеров этого великолепного проекта.

Короче, первый миллион заработал сложно, но весело. Это были 1990-е годы с братками и перестрелками.

— Как к вам первый раз пришли братки?

— Понимаешь, в те времена братки были частью экосистемы. Как лягушки в болоте. Без них было никуда. Самая характерная история тех времен такая.

«В 1995 году я жил в Замоскворечье. В один печальный понедельник утром убили соседа, который жил надо мной, а вечером [убили] того, что жил подо мной. Смертность была как на Курской дуге»
Александр Балковский
Папа Спилберг

— Когда я готовился к интервью, мне несколько людей говорили, что Саше помогла раскрутиться реклама на OmskoeTV, которую вы ей покупали.

— Полная … [фигня]. Если хоть один пруф будет предоставлен, я выплачу 10 тыс. долларов наличными. Какая реклама на ТВ для того, чтобы раскрутиться на ютьюбе? Никогда за Сашину раскрутку ни одной копейки заплачено не было. Никем.

Вероятно, ты имел в виду Андрея Нифедова и его канал? Саша много раз рассказывала, что, когда у нее было 1000 подписчиков, она заработала 6000 рублей. Монтировала на заказ. Эти деньги Саша потратила на рекламу на очень популярном шесть лет назад канале Андрея. Это был единственный в ее карьере случай, когда она продвигала свой контент за деньги.

Последнее видео на канале Спилберг, который насчитывает уже более 6,2 млн подписчиков

— Что с Сашей будет дальше на ютьюбе? Революция уже начала пожирать собственных детей?

— На ютьюбе есть циклы жизни: год, три, пять. Остается тот, кто делает контент регулярно и следит за тем, чтобы было интересно аудитории. Саша выросла и сейчас много делает для того, чтобы перейти в более старшую аудиторию. Она музыкант, композитор — скоро мы это все увидим на ютьюбе. А вообще, Саша — самая просматриваемая женщина русского ютьюба, столько просмотров, сколько у нее, нет ни у кого. Причем надо учесть, что очень много видео закрыто. Если она их откроет, то будет больше миллиарда [просмотров]. Сейчас там 950 миллионов.

— Если бы судьба дала вам карт-бланш на освоение абсолютно новой области, что бы это было?

— Я бы остался там, где я есть. Зачем осваивать новое новое, пока интересно старое новое?

— А что дальше?

— Все мы умрем обязательно. В ближайшем будущем соцсети продолжат пожирать наш мозг. Искусственный интеллект на подходе со всеми его ужасами.

«Первого «Терминатора» смотрел? Персонажей помнишь? Эти милые существа уже давно сидят в подвалах министерства обороны США и России. Главная проблема, чтобы они не вышли прогуляться без разрешения»
Александр Балковский
Папа Спилберг

— Вы стебетесь или серьезно?

— Я в этом глубоко уверен. Восстание машин или глобальная техногенная катастрофа обязательно случится.

— Как бы вы хотели умереть?

— Быстро.

Подробности по теме
Познакомьтесь с Эльфом-торговцем блогерами. Он продает Соболева, Масленникова и Гасанова
Познакомьтесь с Эльфом-торговцем блогерами. Он продает Соболева, Масленникова и Гасанова