27 главных премьер, спектаклей, концертов и выставок

15 октября 2018 в 17:11
Драмы «Закат» и «Дикая жизнь», новая часть «Хеллоуина» и неонуар «Галвестон» с Эль Фэннинг, а также лучшая современная хореография на фестивале Context, концерт «Мальбэк» & Сюзанны в «Главклубе», Роберт Айки Обри Лоу в «Плутоне» на «Synthposium Live» и продолжающийся фестиваль «Территория».

Понедельник, 15 октября

Сontext. Diana Vishneva

Современная хореография в лучшем виде

Фестиваль современной хореографии Context проходит параллельно в Москве и Петербурге. В программе — смотр работ молодых российских хореографов и гастрольные показы самых интересных мировых команд современного балета. Главные события этого года — спектакль «Венесуэла» знаменитой израильской танцевальной компании «Батшева» (хореограф Охад Нахарин) и три одноактных балета в одном «Вечере национального балета Канады»: «Emergence» Кристал Пайт, «Paz de la Jolla» Джастина Пека и «Being and Nothingness» («Бытие и ничто», по Сартру) Гийома Коте.

Когда:

15 октября — 6 ноября

Подробности:

здесь

Михаил Плетнев в Консерватории

Бетховен без чистой музыки

Так получилось, что Бетховена считают адептом чистой музыки: с театром у него не складывалось (закончил всего одну оперу), а в написанных по заказу сочинениях экстрамузыкальные отсылки искать нужно c лупой. Дирижер Михаил Плетнев со своим оркестром попытаются доказать, что у композитора хорошо и с музыкой «по поводу»: к примеру, впечатляющая и неожиданно легкая Кантата в честь восшествия на императорский престол Леопольда II или увертюра «Эгмонт» с нехарактерным драматическим настроем.

«Вист/Whist»

Выставка-танец с VR-очками

Новые британские звезды современного искусства — компания АФЕ. Это японец Аой Накамура и француз Эстебан Фурми. Они занимаются танцем на территории выставочных пространств с применением разнообразных гаджетов наступившего будущего. Вы читаете аннотацию с упоминанием Зигмунда Фрейда, надеваете VR-очки, виртуально оказываетесь в старинном английском особняке, при этом окружающие вас герои никуда не деваются и ведут себя несколько непредсказуемо. Выставка входит в программу «Территории». О других событиях фестиваля читайте в гиде «Афиши».

Вторник, 16 октября

«Лекция о ничто» в Театре Наций

Моноспектакль классика американского авангарда

В середине шестидесятых Роберт Уилсон изобрел современный театр. Он задал вектор на стерильный дизайнерский минимализм и обнаружил великую красоту в отсутствии всякого смысла. «Лекцию о ничто» по тексту другого классика мирового авангарда — композитора Джона Кейджа — Уилсон исполняет сам единолично. Билетов осталось совсем немного — это одно из главных событий фестиваля «Территория», гид по которому читайте здесь.

Премьера фильма «Как прогулять школу с пользой» и встреча с актером Франсуа Клюзе

Французский актер, известный по комедии «1+1», впервые в Москве

Фильм «Как прогулять школу с пользой» выйдет в широкий прокат с 25 октября. Первыми его увидят зрители кинотеатра «Пионер» — там новую работу Николя Ванье, автора первой части кинотрилогии «Белль и Себастьян», покажут уже во вторник. Представить картину о приключениях мальчика-сироты Поля в Москву приедет актер Франсуа Клюзе, известный многим по комедии «1+1».

Когда:

16 октября, 19.30

Где:

«Пионер», Кутузовский просп., 21

Подробности:

здесь

Среда, 17 октября

Kymatic в «Плутоне»

Новая электроакустическая музыка с видео

Московский ансамбль Kymatic открывает серию электроакустических концертов «1oScillate», на которых будет играть новую композиторскую музыку с электронным уклоном. На первом же из них запланированы важные российские и мировые премьеры: впервые у нас исполнят партитуры крупных немецких композиторов Михаэля Байля, Бригитты Мунтендорф и Александра Шуберта, а еще четверо россиян и один аргентинец написали новые вещи специально для ансамбля. В большинстве сочинений частью партитуры является видео: к примеру, у Байля оно снимается и трансформируется в реальном времени, а Мунтендорф жестко синхронизирует видеодорожку со звуками электрогитары.

Анастасия Кристенсен, Никита Забелин на вечеринке Resonance в «НИИ»

Не исключено — следующая европейская техно-звезда российского происхождения

Анастасия Кристенсен живет в Копенгагене, но росла в Москве, занималась балетом, но делает карьеру техно-диджея, выступает на Boiler Room и в Tresor, играет на фестивалях Present Perfect в Петербурге и Atonal в Берлине, резидентствует в датском клубе Culture Box — словом, уже на старте имеет завидный список достижений. А в «НИИ» она окажется, чтобы сыграть бэк-ту-бэк с Никитой Забелиным на его вечеринке Resonance.

Выставка Сергея Зарянко

Мастер кружева и бархата на картинах

Выходец из семьи крепостных, Сергей Зарянко получил звание свободного художника и прославился в Санкт-Петербурге — он писал парадные портреты, иконы и миниатюры, а особенно ему удавалась фактурность тканей. При жизни его слава начала уходить, и пышный реализм сменился другими направлениями — на выставке в Третьяковке можно будет увидеть десяток его работ, воплотивших вкусы и нравы начала XIX века.

Четверг, 18 октября

«Дикая жизнь»

Семейная драма с Джейком Джилленхолом и Кэри Маллиган, увиденная глазами маленького мальчика

Режиссерский дебют Пола Дано по одноименной книге Ричарда Форда. Действие происходит в 60-е, когда одна семья переезжает в Монтану. В объективе — страдания подростка, который наблюдает, как разваливается брак его родителей и мама заводит отношения с новым мужчиной. В фильме снялись Джейк Джилленхол и Кэри Маллиган, и, похоже, картина обещает быть красивой ретростилизацией. Рецензию «Афиши» читайте здесь.

«Галвестон»

Суровый неонуар, поставленный по роману создателя «Настоящего детектива»

Экранизация дебютного романа Ника Пиццолатто, который он написал до того, как прославился с сериалом «Настоящий детектив». Книжка имеет такую же структуру, что и сериал, то есть смешивает временные пласты, а главным героем оказывается круто сваренный парень по имени Рой Кэди (Бен Фостер), некоторые черты которого передались Расту Коулу. По сюжету перешедший дорогу своему боссу Рой вынужден пуститься наутек, а его неожиданной спутницей становится совсем молоденькая проститутка Ракель (Эль Фэннинг) и ее маленькая сестренка Тиффани (Тинсли Прайс). Изначально картину должен был снять датский режиссер Янус Метс, но он вместо этого поработал над вторым сезоном «Настоящего детектива», а за постановку романа взялась красивая французская актриса Мелани Лоран. В ее женских руках этот суровый неонуар обретает новое звучание — и выглядит как генеральная репетиция перед третьим сезоном «Настоящего детектива».

«Примадонна»

Мерил Стрип и Хью Грант в комедийном байопике Стивена Фрирза про певицу, которой слон на ухо наступил

Не совсем традиционный фильм из жанра success story — «история успеха». Это кино про Флоренс Фостер Дженкинс (Мерил Стрип), образ которой уже использовался в картине «Маргарита», а теперь она удостоилась настоящего байопика. Всю жизнь Флоренс мечтала петь и выступить на сцене Карнеги-холла. В своем страстном стремлении она нашла горячую поддержку у сэра Клэра Бейфилда (Хью Грант) и, если так можно сказать, пришла к успеху. Но во всей этой истории есть подвох: пела Дженкинс чудовищно.

«Лукас»

Жан-Клод Ван Дамм защищает дочку

Жан-Клод Ван Дамм с печальными глазами сенбернара убивает всех, кто только посмеет прикоснуться к его дочери. Такое кино мы видели миллион раз (от «Леона» до «Защитника» с Джейсоном Стэтемом), но не все наверняка видели, как за последние годы ЖКВД набрал неплохую актерскую форму, которой не мог похвастаться в начале своей карьеры. И пусть Ван Дамм сейчас снимается в основном в ширпотребе, сам он прекрасен.

«Безупречная жизнь»

Жесткий португальский триллер про пленника ужасного доктора

У доктора Ивана Моура (Эрик Да Силва) очень интересный подход к работе с пациентами: он уверяет одних, что они смертельно больны (хотя они на самом деле здоровы), а других похищает, чтобы сделать их счастливыми. Одной из таких жертв безумного доктора становится Жил Морейра (Руй Оливейра), у которого до этого была депрессия, а теперь, по задумке Моура, должен проснуться интерес к жизни. Трансгрессия в фильме будет только нарастать, пока не выльется в настоящий хардкор.

«Прогулка по Риму»

Приключенческий фильм про детей, которые сбежали от родителей, чтобы побродить по Вечному городу

Мама обещала показать девятилетнему Франческо (Либеро Натоли) Сикстинскую капеллу, но непредвиденные обстоятельства заставляют их покинуть Рим. Тогда Франческо со своей младшей сестренкой Марией (Теа Буранелли) сбегает, чтобы увидеть памятники архитектуры своими глазами. Режиссерский дебют итальянской актрисы Карин Проя, снятый с любовью к детям и к их маленьким шалостям.

«Зимние братья»

Тяжеловесная скандинавская драма с участием двух братьев

Два брата, старший и младший, Йохан (Симон Сирс) и Эмиль (Эллиотт Кроссет Хов) работают зимой на известняковых шахтах. Младший варит самогон и влюблен в Анну (Виктория Кармен Сонне), но Анна предпочитает Йохана, а один из шахтеров после самогона сваливается с отравлением. Ситуация начинает накаляться. Разыгранная в современных реалиях ветхозаветная притча с отменным саунд-дизайном и гипнотической атмосферой, за которую исландского режиссера-дебютанта Хлинюра Пальмасона сравнивают с Лантимосом и Линчем.

«Хеллоуин»

Самый главный на свете слешер возвращается к истокам

Спустя 40 лет после первого фильма на экраны выходит новая часть «Хеллоуина» — на мощностях хоррор-студии Blumhouse и с благословения создателя франшизы, Джона Карпентера, который специально для этой картины записал несколько музыкальных композиций — свой фирменный карпентеркор. За постановку слешера взялся Дэвид Гордон Грин, одинаково уютно чувствующий себя и в комедии «Храбрые перцем», и в драме «Джо». С написанием сценария ему помогал комедийный актер Дэнни МакБрайд, а к роли постаревшей, но изрядно заматеревшей Лори Строуд вернулась Джейми Ли Кертис. Стоит сказать, что новый «Хеллоуин» как бы обнуляет события предыдущих частей франшизы — и предназначается главным образом для фанатов: это стремительное, чуть более комичное, но по-прежнему острое, как отточенное лезвие, кино про маньяка Майка Майерса, который возвращается в Хэддонфилд, чтобы пустить кровь, — но Лори готова встретить его во всеоружии.

«Слоны могут играть в футбол»

Трагикомедия про зануду, ищущего себе взрослую дочку

Очень странное кино режиссера «Рассказов» и «Кино про Алексеева» Михаила Сегала. Не сразу понятно, по каким правилам оно играет, поэтому первая его половина приводит в замешательство. Это история про дотошного, педантичного и занудливого руководителя какой-то компании (Владимир Мишуков), который так пристально присматривается к дочерям своих друзей, что начинает казаться, что он маньяк. Однако все не так просто. Оказывается, мужчина ищет себе для сугубо платонических отношений девушку, которая стала бы для него дочерью. Сегал в свойственной ему манере смешивает реальность и абсурд, чтобы на выходе получить совершенно ни на что не похожее, хоть и несколько болезненное (в духе набоковской «Лолиты» или даже фаулзовского «Коллекционера») кино, способное ввести как в искренний ступор, так и удивить нетривиальностью формы и содержания. Название фильма, кстати, метафора постели.

«Закат»

Концептуальная драма режиссера «Сына Саула» про Будапешт накануне Первой мировой войны и закат цивилизации

Новый фильм Ласло Немеша, в котором юная Ирис Лейтер (Юли Якаб) отправляется в Будапешт, чтобы стать модисткой в шляпном магазине, принадлежавшем раньше ее семье. Но все идет не так, как задумано, к тому же вокруг девушки начинает твориться всякая чертовщина — что не удивительно, действие происходит в 1913 году в Будапеште. Европа находится на пороге Первой мировой войны, которую каннский лауреат Немеш рифмует с закатом цивилизации, а из самого фильма делает что-то столь же волнующее и захватывающее, как и «С широко закрытыми глазами» (напомним, что оригинальная повесть Артура Шницлера «Новелла о снах», по которой был снят фильм Кубрика, тоже имеет австро-венгерские корни). На Венецианском фестивале 2018 года «Закат» получил только приз от Ассоциации кинокритиков — и, если честно, выглядит самым недооцененным фильмом последней «Мостры».

«Ученик чудовища»

Боевое аниме про мальчика, которого вырастил человек-медведь

Добравшееся до России с трехлетним опозданием аниме Мамору Хосоды («Девочка, покорившая время», «Волчьи дети Амэ и Юки»), которому не впервой рассказывать про антропоморфных животных. Вот и тут обычный токийский мальчик Кюта становится воспитанником человека-медведя Куматэцу. Больше всего это похоже на анимационного «Каратэ-пацана», но с изрядной долей фэнтези и волшебства.

«Вечная жизнь Александра Христофорова»

Бывший актер терпит череду неудач, но внезапно встречает любовь

У работающего аниматором Александра Христофорова (Алексей Гуськов) что ни день, то новые неприятности: бывшая жена и сын не хотят видеть, а на работе разжаловали (или возвысили, тут как посмотреть) из гладиаторов в мессии. Но тут актер знакомится с доктором (Оксана Фандера), в которую влюбляется. Возрастная комедия от режиссера «Ч/Б».

«Шестой пост»

Основанная на реальных событиях казахская драма про заключенного и охранника, которые когда-то были друзьями

Созданная по мотивам побега из колонии строгого режима в Актау с привлечением настоящей военной техники суровая казахская драма, в которой два друга оказываются по разные стороны баррикад: один на стороне охранников, другой — заключенных.

«Тайна магазина игрушек»

Потерпевший крушение на Земле робот попадает в магазин игрушек

В магазин с живыми игрушками попадает робот Таймбот, которому с новыми друзьями предстоит пережить массу приключений и схлестнуться с Повелителем Подземелья, а также его подручными: крысами Шмыгуном и Пискуном. Бюджетная китайская версия «Истории игрушек», которая стоит даже меньше, чем первый пиксаровский мультфильм.

«Мальбэк» & Сюзанна в «Главклубе»

Новый русский поп

«Трек «Равнодушие» — настоящий хит, который должен дать серьезный толчок их карьере», — обещала «Афиша» чуть больше года назад. Игра ускорилась: альянс дуэта «Мальбэк» c украинской певицей Сюзанной превратил их в легитимных новых поп-звезд. «Есть ощущение, что в небольших клубах вроде Powerhouse им осталось выступать очень недолго», — сообщали мы. Так и вышло.

Юбилейный концерт «Студии новой музыки» в Консерватории

Концерт новой академической музыки о (не)существующих городах

«Суррогатные города» — вероятно, самый содержательный и разнообразный тематический концерт из тех, что в этом году ансамбль «Студия новой музыки» подготовил к празднованию своего 25-летия. В программе много крупных российских премьер — среди них Стокгольм из «Карт несуществующих городов» Дмитрия Курляндского и «Суррогат» из цикла «Суррогатные города» влиятельнейшего современного режиссера и композитора Хайнера Геббельса — и несколько сочинений, которые очень редко играют в России. В городские партитуры как-то затесалась даже «Атлантида» раннего Мортона Фельдмана (ее в России тоже сыграют впервые).

«Synthposium Live»: Роберт Айки Обри Лоу в «Плутоне»

Спокойная аналоговая электроника с мистическим уклоном

Специально для тех, кто что-то упустил на пятом Synthposium (а потеряться в его громадной программе было проще простого), в Москве пройдет серия сольных концертов главных музыкантов фестиваля. Откроет их американец Роберт Айки Обри Лоу, также известный как просто Robert Lowe. Один из псевдонимов Лоу, Lichens (Лишайники), указывает на его музыкальные намерения: это спокойная аналоговая электроника с мистическим уклоном, которая ищет гармонии с природой и окружающим миром. Однозначно придется по вкусу любителям не самой радикальной медитативной музыки.

«Текст» в Театре им. Ермоловой

Спектакль Максима Диденко по Дмитрию Глуховскому

Дмитрий Глуховский, автор бестселлера «Метро 2033», в 2017 году закончил роман «Текст». Это история про молодого человека, отсидевшего за подкинутые наркотики семь лет в тюрьме и после возвращения в Москву увидевшего совсем другой мир, в котором у каждого по смартфону. Найдя в соцсети негодяя из ФСКН, испортившего ему жизнь, герой начинает мстить. Максим Диденко вкладывает в руки артистов смартфоны с включенными камерами, видео с которых тут же проецируется на разные плоскости на сцене. «Весь мир этого спектакля — это мир внутри телефона», — говорит режиссер.

«Социалистический сюрреализм»

16 больших фотографий уходящей натуры

Последние три года жизни Саша Генцис старался сохранить на пленке исчезающий ЗИЛ — огромные цеха, двигатели, наслоения фотографий и документов, которыми рабочие украшали свое пространство. Многих объектов из тех, что мы увидим на выставке, больше нет — как огромной коллекции сигаретных пачек со всех концов земли или забавного дизайна советских вывесок: изнутри завод был ими буквально переполнен, всячески говоря о важности советского труда.