«Человек на Луне», «Экстаз» и еще 30 премьер, концертов, выставок и спектаклей

12 октября 2018 в 07:48
Фильм «Мэнди» про лютую месть с Николасом Кейджем, Райан Гослинг в роли Нила Армстронга в «Человеке на Луне» и танцевальный трип «Экстаз» Гаспара Ноэ, а также концерт канадца Мака ДеМарко, вечеринка с хаус-продюсером Галчером Ластверком, Ян Фабр и Роберт Уилсон на фестивале «Территория» и ретроспективная выставка классика абстракции Игоря Вулоха.

Кино

«Человек на Луне»

Режиссер «Ла-Ла Ленда» высаживает Райана Гослинга на Луне

Новый фильм режиссера «Одержимости» и «Ла-Ла Ленда» Дэмиена Шазелла с Райаном Гослингом: еще более амбициозный. Гослинг играет астронавта Нила Армстронга — первого человека, ступившего на поверхность Луны. И хотя большую часть картины занимают бесконечные тренировки, это не суровая производственная драма про полет в космос (какой, например, были «Парни что надо»), а история про невосполнимую утрату и большой побег. У Армстронга от рака мозга умирает дочь — и это меняет все: жизнь потухает в глазах у астронавта. В итоге, чтобы попасть на небеса, ему (в метафорическом смысле) приходится умереть на Земле — а за пределами родной планеты понять: от себя не убежишь. О том, почему «Человек на Луне» — лучший фильм Дэмиена Шазелла на данный момент, читайте в рецензии Станислава Зельвенского.

«Мэнди»

Невероятное кино с Николасом Кейджем про лютую месть

Причудливую жену (Андреа Райсборо) простого дровосека Рэда (Кейдж) похищают сектанты, явно связанные с дьявольскими силами. Кейдж берется за арбалет, секиру, бензопилу и идет мстить. Кино, как будто бы снятое с точки зрения магического кристалла, переливается всеми цветами, искажая восприятие. По настрою и звучанию оно похоже на недавний хоррор «Дары смерти». По визуальной стороне — на дебют самого Косматоса «По ту сторону черной радуги», а еще на третий сезон «Твин Пикса», «Восставшего из ада», «Зловещих мертвецов» и даже финал «Апокалипсиса сегодня». Но также можно сказать, что оно не похоже ни на что. Это удивительный и, вне сомнений, шокирующий опыт, настоящее путешествие в сердце тьмы, которое в финале вводит в чистый транс. Рецензию Станислава Зельвенского на фильм читайте здесь.

«Ничего хорошего в отеле «Эль Рояль»

Новая вариация «Десяти негритят» от режиссера «Хижины в лесу»

В отель «Эль Рояль», находящийся на границе двух штатов — Калифорнии и Невады, заселяется пестрая компания подозрительных лиц (Джон Хэмм, Джефф Бриджес, Дакота Джонсон и др.), но даже они меркнут перед лидером культа (Крис Хемсворт), зашедшим к ним на огонек. Крышесносный триллер Дрю Годдарда — «лостовского» сценариста и режиссера хоррор-деконструкции «Хижина в лесу», который любит брать жанры и выворачивать их наизнанку, так что залюбуешься. Подробнее о фильме читайте в рецензии Зельвенского.

«Экстаз»

Танцевальный трип Гаспара Ноэ

Группа танцоров решает отметить предстоящее американское турне вечеринкой, но тут кто-то решает подсыпать в сангрию ЛСД — и начинается настоящая вечеринка. Не фильм, а водородная бомба — «Экстаз» похож на новый духовный опыт, правда, с изрядной долей жести. Но оно и понятно — в кинематографе Гаспара Ноэ («Необратимость», «Вход в пустоту») пленных не берут. Это кино, которое делает тебя немного другим. Подробнее о фильме Гаспар Ноэ рассказал в интервью «Афише».

«Основано на реальных событиях»

Ева Грин втирается в доверие к писательнице в новом фильме Романа Полански

Прославившаяся документальным бестселлером про свою мать-самоубийцу писательница Дельфина (Эмманюэль Сенье) впадает в творческий ступор, из которого ее выводит новая знакомая — загадочная и настойчивая Эль (Ева Грин). Экранизировав подряд две пьесы («Резню» и «Венеру в мехах»), Роман Полански вернулся к тому, что у него получается лучше всего, — психотриллерам. Идею поставить фильм по мотивам книги Дельфины де Виган режиссеру подкинула жена — Эмманюэль Сенье. Снова, как и в «Призраке», речь в картине заходит о литературных неграх (героиня Евы Грин пишет биографии знаменитостей под заказ) — и это не случайно: Полански сильно занимает и интригует эта профессия. Снова, как и во многих других фильмах режиссера, саспенс строится на паранойе, а драматургическим топливом для истории выступают отношения двух героев. Нужно отметить, что впервые Полански сталкивает не мужчин, не мужчину и женщину, а женщин.

«Без меня»

Мертвый парень оставляет своим возлюбленным послания — наш ответ «P.S. Я люблю тебя»

Кира (Полина Максимова) узнает, что ее бывший возлюбленный Дима (Риналь Мухаметов) умер, однако кто-то от его лица продолжает слать ей сообщения. Тогда Кира берет под мышку Ксюшу (Любовь Аксенова) — девушку, к которой ушел Дима, и отправляется с ней в путешествие, чтобы раскрыть тайну, стоящую за его посланиями. Вторая режиссерская работа народного актера Кирилла Плетнева («Жги!») — написанная широкими мазками мелодрама по сценарию Дарьи Грацевич («Измены», «Купи меня»), сюжет которой пересекается с «P.S. Я люблю тебя» с Хилари Суонк и Джерардом Батлером. Стоит предупредить, что тумблер эмоций в этой картине выкручен на полную громкость (за кадром надрывается рояль), — но для мелодрамы, смешанной тут с роуд-муви, это простительно. Максимова и Аксенова разыгрывают бадди-муви, а точнее, женский броманс — и, собственно, на химии между двумя этими актрисами держится весь фильм, несмотря на то что в кадр периодически заходит сам Плетнев, а Мухаметов отыгрывает свою роль на флешбэках. Единственный существенный минус фильма — это то, что он до последнего остается гетеросексуальным, а духовная близость между героинями Максимовой и Аксеновой не перерастает в интимную. Как и «Я худею», «Без меня» — это еще одна русская лесби-мелодрама, которую мы потеряли.

«Патрик»

Комедия про неудачницу и резко поменявшего ее жизнь капризного мопса

У Сары (Битти Эдмондсон) дома, в школе (где она работает учительницей) и в личной жизни все всегда идет наперекосяк. Но доставшийся ей в наследство пес Патрик делает ее жизнь совершенно невообразимой. Легкая британская комедия про милую девушку с еще более милым мопсом.

«Гофманиада»

Кукольный мультфильм про немецкого романтика Э.Т.А.Гофмана, который живет сразу в двух реальностях

Мультфильм-долгострой студии «Союзмультфильм»: работа над ним у Станислава Соколова заняла 17 лет. Картина поставлена по мотивам трех сказок Эрнста Теодора Гофмана — «Крошка Цахес», «Золотой горшок» и «Песочный человек», состоит из двух частей («Вероника» и «Гофман и тайна часовщика») и представляет собой переплетение реальной биографии немецкого писателя с миром его фантазий. Тщательность кукольной анимации, конечно, производит впечатление.

«Ремнант: Все еще вижу тебя»

Подростковый хоррор про живущих среди людей призраков

После инцидента часть населения Земли погибла и превратилась в ремнантов — призраков, которые живут среди людей. Однажды к Веронике (актриса и певица Белла Торн) приходит ремнант убийцы — и девушка обращается за помощью к специалисту по ремам (Дермот Малруни) из своей школы. Экранизация очередного young-adult-ужастика от режиссера хоррор-сериала «Крик», а также всяких душещипательных подростковых комедий и мелодрам типа «Статус: Обновлен» и «Полночное солнце».

«Хэллфест»

Маньяк превращает карнавал ужасов в фестиваль расчлененки

Три подруги — Натали, Брук и Тейлор (Эми Форсайт, Рейн Эдвардс и Бекс Тейлор-Клаус) — идут на фестиваль ужасов Хэллфест, где в роли ведущего выступает Тони «Кэндимен» Тодд (уже повод насторожиться), а за кулисами орудует маньяк, воспользовавшийся тем, что в такой неразберихе никто не отличит настоящую кровь от бутафорской. Режиссерский дебют монтажера хорроров «Паранормальное явление», «Прочь», «Счастливого дня смерти» и комедии «Ночные игры» Грегори Плоткина. Маску маньяка делала та же творческая команда, которая работала над маской убийцы из «Крика». Собственно, если «Хэллфест» и хочет быть на что-то похожим, так это на легендарный слешер Уэса Крейвена.

«Газгольдер. Клубаре»

Мутки, клубы, стволы, шансон — и Баста!

Создатели «Газгольдер: Фильма» во главе с мифическим режиссером Иваном Курским снова мутят тему. На сей раз нас ожидает криминальная комедия с заходом на территорию Гая Ричи, рассказывающая про попавшего в крупные неприятности промоутера Артура (Евгений Стычкин), который взялся за строительство модного клуба, но не рассчитал сил. В остальных ролях — Даша Чаруша и Баста (саундтрек его же).

«Медведи Камчатки: Начало жизни»

Занимательный док про косолапых

Семимесячное наблюдение за несколькими семьями бурых медведей на территории Южно-Камчатского федерального заказника имени Шпиленка. Идея принадлежит фотографу-натуралисту Игорю Шпиленку, исполнение — съемочной группе LesFilm. В роли научного консультанта выступил доктор биологических наук, заслуженный эколог РФ Валентин Пажетнов. Приготовьтесь к путешествию по заповедным местам в компании милых мишек и рассказчика в лице актера Анатолия Белого.

«Queen: Live in Bohemia»

Легендарный концерт и по совместительству разогрев перед «Богемской рапсодией»

Трансляция этого концерта впервые состоялась в канун Рождества 1975 года из музыкального театра «Хаммерсмит Одеон» в Лондоне. С того момента минуло больше 40 лет, на экраны выходит байопик Фредди Меркьюри «Богемская рапсодия», а этот документальный фильм, включающий архивные интервью, дает возможность узнать, как вчерашние задиристые новички стали мировой легендой. Здесь же можно услышать живое исполнение таких хитов, как «Killer Queen», «Liar», «Keep Yourself Alive», «Now Iʼm Here» и, разумеется, «Bohemian Rhapsody».

Концерты

Мак ДеМарко в Arbat Hall

Обаятельный канадский рокер-раздолбай

На последнем альбоме канадского музыканта и обладателя потрясающей щербатой улыбки больше нет неряшливых побасенок. Зато полно неспешной и расслабленной акустики, а также печального фанка и постчиллвейва. ДеМарко поет о старении, о бесконечной череде неудачных отношений и очень много — об отце, которого он почти никогда не видел. Его альбом «This Old Dog» — будто ответ всем, кто до сих пор воспринимает Мака ДеМарко как ходячий мем, бездельника, лениво поющего слакер-рок под нестройную гитару. За этой ухмылкой и дикими выходками есть что-то еще. После концерта в Москве ДеМарко выступит в Санкт-Петербурге — в клубе «Космонавт».

Digital 21 + Stefan Olsdal на «Плутоне»

Гитарист Placebo и английский электронщик с совместным проектом

Шведский гитарист Стефан Ольсдаль минувшей осенью выпустил альбом «Inside», записанный в компании английского электронщика Digital 21, — размашистое музыкальное полотно в спектре от кинематографичного электропопа до деликатного минимал-техно. Тем не менее есть ощущение, что аудитория на «Плутоне» будет состоять главным образом из слушателей Placebo — основного места работы Стефана.

Томас Лен и Маркус Шмиклер с электроакустической импровизацией в «Доме»

Аналог против цифры в сете авторитетных немецких импровизаторов

Авторитетные немецкие импровизаторы Томас Лен и Маркус Шмиклер приводят к общему знаменателю аналог и цифру: первый использует легендарный английский модульный синтезатор EMS Synthi A, у второго только ноутбук. Если закрыть глаза, то никогда не догадаешься, что их сложнейшие сеты не только создаются прямо на ходу, но еще и преодолевают сопротивление между двумя принципиально разными источниками звука. А посмотреть на их концертах как раз есть на что — хотя бы на ту нечеловеческую скорость, с которой Лен перескакивает с регуляторов на клавиатуру; представить, что это делается не для вау-эффекта, а с определенным умыслом, просто страшно.

«Вивальди в цветах» в «Аптекарском огороде»

«Времена года» с арфой в тропической теплице

В тропическом саду «Аптекарского огорода» арфистка Любовь Юрьева и струнный квартет «Мелодион» исполнят авторскую версию «Времен года» Вивальди. В сущности, задумка не такая странная, как может показаться сначала: к примеру, аутентичная версия «Времен» с шелестящим клавесином тоже лишена струнного лоска, к которому все так привыкли. Однако послушать один из главных барочных хитов в окружении тропических растений — действительно что-то этакое.

Когда:

12 октября, 20.00

Где:

Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород», просп. Мира, 26, стр. 1

Подробности:

здесь

Эдуард Артемьев в Московской филармонии

Мировая премьера от самого известного советского электронщика

Если бы кто-нибудь провел такой опрос, то Эдуард Артемьев наверняка оказался бы самым известным советским электронным композитором. Его мгновенно узнаваемая, по-хорошему наивная и патетическая музыка звучит в культовых советских фильмах, от «Сталкера» Тарковского до «Своего среди чужих, чужого среди своих» еще не сумасшедшего Михалкова. От мировой филармонической премьеры новой партитуры «Девять шагов к Преображению» почти что 80-летнего автора, вероятно, стоит ожидать все того же: щемящей искренности и плакатных высказываний на общекосмические темы.

«25/17» в «Стадиуме»

Программа «Вспомнить все»

Группа, прошедшая путь из рэп-андеграунда к рок-фестивалям и музыкальным премиям, с большим концертом, где обещает вспомнить все.

Airborne Extended в «Электротеатре Станиславский»

Ансамбль новой музыки, который отказался от струнных и басов

Женский австрийский ансамбль новой музыки Airborne Extended нарушает все возможные правила инструментального состава: здесь совсем нет струнных и басов, вместо них — пара флейт, тихие арфа и клавесин, часто используется электроника. Звуковой результат такого сочетания инструментов хорошо описывает название квартета: в его саунде и вправду много воздуха и пространства для тишины, что довольно необычно вообще для всей современной музыки. Программа намекает еще и на репертуарную всеядноcть коллектива: в «Электротеатре» они сыграют как своих авторов, так и партитуры молодых российских композиторов.

Slaves в Санкт-Петербурге

Панк из Англии — молодой, модный и прямодушный

Панк-дуэт из Великобритании попал на радары в 2015-м — молодые и скандальные Slaves, звучащие, как если бы The Clash встретились в студии с The Streets, проникли в престижный список новичков BBCʼs Sound of 2015, а их дебютный альбом «Are You Satisfied» оказался в числе номинантов на Mercury Music Prize. В августе Лори Винсент и Айзек Холлман выпускают третий альбом — «Acts of Fear and Love», а в октябре они уже в четвертый раз едут в Москву: в их списке один концерт в маленьком клубе, один в огромном (открывали концерт Kasabian), один на фестивале — и вот наконец-то полновесное сольное выступление с новой программой и знакомыми хитами. Ожидается простая, громкая, прямодушная и этим прекрасная музыка. В воскресенье Slaves выступят в Санкт-Петербурге в клубе Zal, а в Москве — в понедельник в «Главклубе».

Вечеринки

Галчер Ластверк в «НИИ»

Знаковый хаус-продюсер из Нью-Йорка, давний друг «НИИ»

Музыка нью-йоркского продюсера — это причудливая смесь дип-хауса и хип-хопа. Но ассоциации с ультрамодным в России рэп-хаусом вас обманут: Галчер Ластверк под шероховатый, меланхоличный и переливчатый хаус не столько читает рэп, сколько бормочет, нашептывает, колдует и шаманит. Тем не менее по содержанию все максимально борзо, а значит, по-рэперски: спорткары, прайвет-джеты и коктейли на яхте.

Âme в «Бессоннице»

Крупные фигуры европейской хаус-сцены

Владельцы лейбла Innervisions и постоянные клиенты Sonar Kollektiv Франк Видеман и Кристиан Бейер не работают сольно — всю музыку они делают либо в рамках Âme, либо в других проектах, но тоже вместе. И у них получается крайне здорово: это вполне танцевальная, но далеко не примитивная электроника. Причем чем дольше Âme сочиняют музыку, тем интереснее она становится — детройтский звук их релизов со временем сменился достаточно экспериментальным атмосферным дип-хаусом с впечатляющей архитектурой.

Max Cooper в «Газгольдере»

Наука и искусство

Родившийся в Белфасте биолог и обладатель докторской степени,
Макс Купер рассказывает, что диджеинг и продюсирование
электроники укрепились в его жизни неожиданно: когда он не смог
найти финансирование для продолжения исследований, то
сосредоточился на музыке. Так выяснилось, что в этой сфере он
даже более востребован: уже в 2012 году Купер попал в топ-20
живых выступлений в голосовании читателей Resident Advisor. Его
релизы выходят на лейблах Mesh и Fields, а впечатляющие
аудиовизуальные шоу входят в программы топовых фестивалей.

Театр

«Территория»

Танцы, смерть и виртуальная реальность

На фестивале «Территория» надо смотреть примерно все. «Show» британского хореографа Хофеша Шехтера обещает предъявить «пульсирующий ритм с головокружительной языческой хореографией» на пересечении «танца, театра и рок-концерта». «Ангел смерти» Яна Фабра — не «Гора Олимп», но тоже интересно: актриса ведет диалог с видеозаписью, на которой показывают напряженного классика современной хореографии Уилльяма Форсайта, размышляющего о смерти в Музее анатомии. Обязательно надо посмотреть, до чего доводят поиски пересечений современного искусства и технологий дополненной реальности; этим занимается британская танцевальная компания AФE, которая покажет мультижанровый «Whist» в галерее ММОМА на Гоголевском. Если попытаться выделить из лайнапа одного хедлайнера, им, пожалуй, окажется ветеран американского авангарда Роберт Уилсон с моноспектаклем по «Лекции о ничто» Джона Кейджа. Полное расписание — здесь.

Когда:

12–24 октября

Подробности:

здесь

«Смерть и чипсы» в «Практике»

Спектакль по Леониду Андрееву с брусникинцами

В основе спектакля «Смерть и чипсы» шесть рассказов Леонида Андреева, герои каждого из которых — подростки, которые запутались в жизни и подумывают о том, чтобы свести счеты с жизнью. Переложить классику (Андреева, кстати, нечасто ставят в театре) на современную почву взялись режиссер Данил Чащин и драматург Юлия Поспелова. Разбираться в вечных вопросах и искать ответы на них в актуальных условиях жизни будут актеры «Мастерской Дмитрия Брусникина» — Василий Буткевич, Мария Крылова, а также примкнувший к ним Евгений Харитонов.

«Считалка» в Боярских палатах

Личный взгляд на грузино-абхазский конфликт

«Считалка» — постановка «Питерской театральной тусовки (ПТТ)» по одноименной повести грузинской писательницы и активистки Тамты Мелашвили («Афиша» как-то включала «Считалку» в подборку лучших детских книг сезона). В основе сюжета — несколько дней из жизни двух брошенных на произвол судьбы подростков — история 13-летних подруг, Кнопки и Нинцо, чье село оказалось в зоне грузино-абхазского конфликта 1993 года. Специально для спектакля художник Ксения Сорокина создала инсталляции и авторские куклы, отсылающие к картинам Параджанова, Габриадзе и Пиросмани (они на фотографии), а композитор Митя Бурцев написал музыку — аранжировки мировых хитов начала 90-х, переписанные в традиции грузинского женского народного пения. Режиссер-постановщик «Считалки» — Женя Беркович.

Когда:

13–14 октября, 18.00, 21.00

Где:

Боярские палаты СТД РФ, Страстной б-р, 10

Подробности:

здесь

Выставки

«Саша Кочеткова. Комната для девятнадцати человек»

Беспокойный стрит-арт

Инсталляция, 2018

Саша Кочеткова рисует на стенах домов и внутри них странные силуэты, напоминающие исковерканных людей, — то ли призраки, то ли тени. Первый персональный проект художницы оставляет странное ощущение беспокойства и грусти — а по замыслу самого автора должен заставить задуматься о неоднозначной границе общественного, публичного, реального и того, что остается за пределами всех этих понятий.

«Предвкушение послевкусия»

Итальянские сезоны к юбилею винного дома

Чинзано (Зебра в ботиночках), 1950

Постеры XIX–XX веков к серьезному (260 лет) юбилею винного дома будут дополнены размышлением о его влиянии на Советский Союз. В 70-е годы «Чинзано» вдруг появляется и в «Иване Васильевиче», и в «Капитане Врунгеле», и даже в «Котенке по имени Гав». Свое толкование странному феномену представят Зураб Церетели, Андрей Бильжо и Андрей Макаревич, а также выпускники «Свободных мастерских». Поддержат выставку образовательные встречи с экспертами о моде и кинематографе.

«Вспоминая Игоря Вулоха»

Ретроспектива к 80-летию

Утро. 2008

Большой показ классика абстракции и одного из главных художников советского времени. Пейзажи, дружба с Айги и иллюстрации к его работам, «Белый период» и другие ключевые этапы жизни Вулоха будут отражены на выставке к его 80-летнему юбилею.

«От Тьеполо до Каналетто и Гварди»

Венецианская живопись рококо в полной панораме

Время, открывающее Истину. Около 1745

Блокбастер для любителей классики и Италии особенно: больше полусотни работ больших мастеров, которые в таком расширенном составе (коллекции четырех музеев, включая собственные работы ГМИИ) едва ли были до этого представлены в Москве. Гарантом качества экспозиции выступает куратор выставки, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С.Пушкина Виктория Маркова, которая знает об Италии все и даже больше. Выставка работает до 14 октября.

«Уно Моралес. О том, что помнишь, позабудь»

Еще больше сексуальных пиксельных комиксов

Яков. 2015. Анимация

Большой комикс о том, какие опасности подстерегали девушек на вечеринках в 90-е, уже можно было увидеть в галерее «Триумф» — в форме развешанных по стенам листов. Теперь — больше: практически полноценная ретроспектива причудливого художника-иллюстратора из Уфы с полицейскими-оборотнями и пиксельным сюрреализмом показана в МАММ вместе с другими достижениями художника за 10 лет работы. Выставка работает последнюю неделю — до воскресенья.