В городе Нарва на границе Эстонии и России прошел фестиваль Station Narva с фуд-маркетом, экскурсиями и концертами. Директор фестиваля Хелен Силдна и главный архитектор города Иван Сергеев рассказали «Афише Daily», как устроить идеальное событие в Москве, — эти советы вполне могут пригодиться для следующего «Московского варенья».

Справка

Station Narva — фестиваль от создателей Tallinn Music Week, который прошел в городе Нарва впервые. Там выступили не только Трики, Echo & the Bunnymen, но и русские музыканты — от Гречки до группы «Электрофорез». Кроме концертов, которые прошли по всему городу — во дворах, магазинах и на больших площадках, — состоялись фуд-маркет от местных ресторанов, экскурсии по Кренгольмской мануфактуре, главной фестивальной площадке, и завтраки от арабской семьи, которая просто решила угостить всех желающих.

Начинайте с концепции

Хелен: Работать над фестивалем всегда непросто — у всех свои интересы: основатели, спонсоры, локальная и международная аудитория — все тянут одеяло в разные стороны. Каждому из них нужно понимать, что за фестиваль ты делаешь и почему, а также какая планируется программа. Без концепции это объяснить невозможно.

Как правило, спонсоры с самого начала хотят знать о хедлайнерах. Но благодаря тому, что на Tallinn Music Week хедлайнеров не было, мы поняли, что это тупиковая ветвь в переговорах и намного полезнее рассказывать то, по какому принципу мы выбираем артистов. Так мы научили спонсоров давать нам деньги не из-за симпатии к той или иной группе.

Проведу аналогию организации фестиваля с проектированием здания. Рем Колхас, когда ему приносят проект, говорит следующее: «Отлично, у вас есть свое видение, вы строите шедевр искусства, но почему вы не размышляете при этом о тысяче практических вопросов: кто будет жить в этом доме? как это сделает повседневную жизнь людей лучше?» В случае организации фестиваля нужно задавать вопрос: кто пойдет на этот фестиваль? Художественное видение невероятно важно, но совершенно неосмотрительно проводить фестиваль ради искусства и считать людей, которые не понимают его смысл, попросту глупыми. Если люди не поняли, чем вы занимаетесь, это только ваш провал, а чужие деньги вы потратили безответственно.

Не забывайте о приоритетах

Хелен: На Tallinn Music Week нам важно показать новые таланты, а в Нарве мы целенаправленно решили выбирать из известных групп хедлайнеров. Мы сфокусировались на российской музыке, потому что нам ужасно нравится ее новая волна. Это была одна из причин, почему фестиваль в Нарве в принципе состоялся.

© Пресс-материалы

Работайте с контекстом города и вдохновляйтесь им

Хелен: Нет никакой формулы идеального события, нет заранее правильных и неправильных решений — есть просто решения, которые влияют на то, по какому пути пойдет фестиваль. Для меня самое важное — изначально поразмышлять о контексте, в котором вы оказались. Например, если в городе раньше преобладало промышленное производство и остались заброшенные предприятия, вы можете договориться с администрацией и сделать из этих заводов площадки для проведения мероприятий. Каждый город разный, и контексты в нем тоже разные, поэтому всегда здорово, когда ты уважаешь место, где оказался, и можешь им вдохновиться.

Москва для меня — один из самых вдохновляющих городов в мире: здесь так много всего. И в зависимости от того, кто ваш гид, вы можете увидеть город совсем другим. И так же фестиваль может показать город таким, каким его сам человек, может быть, и не увидел.

Я совсем не люблю моду на фестивали с франшизами: Sónar Tokyo, Sónar Barcelona, Lollapalooza Berlin, Lollapalooza in America. Почему-то создатели думают, что одну и ту же концепцию можно применить везде. Мне это кажется скучным: единый рецепт убивает уникальность и аутентичность каждого опыта.

Подробности по теме
Как делают жизнь интереснее в скучном английском городке с населением в 250 тысяч человек
Как делают жизнь интереснее в скучном английском городке с населением в 250 тысяч человек

Импровизируйте

Перед фестивалем мы стали размышлять о том, кто живет в нашем городе, и нашли чудесную арабскую семью, которая к тому же отлично готовит. А потом решили включить их в программу. Вот вам и рецепт идеального фестиваля: ищите то уникальное, что есть в вашем городе, и поделитесь этим с другими людьми.

Все организаторы мечтают составлять программу за год до события, но парадокс в том, что иногда за две недели до фестиваля может случиться какое-то важное событие, из-за которого придется всю программу перевернуть с ног на голову. Мир очень быстро меняется.

Учитывайте масштаб города

Иван: Фестиваль в Нарве охватил весь город, но, например, в огромной Москве провести событие такого масштаба просто невозможно. Придется подумать о другом формате, и, скорее всего, получится нишевый фестиваль.

© Пресс-материалы

Помните, что площадка задает тон всему

Иван: Мы только что говорили с ребятами, которые приехали из Петербурга, чтобы послушать несколько питерских групп у нас. Это может показаться странным: зачем для этого ехать в Нарву? Но я могу их понять — выступление любимого коллектива на интересной площадке в компании с новыми группами может полностью изменить опыт.

Хелен: Мы никогда не говорили об этом с командой, но мне кажется, что весь наш фестиваль — это саундтрек к Кренгольмской мануфактуре. По крайней мере, если бы я снимала фильм про это место, то придумала бы для него именно такой саундтрек: поэтичный и мечтательный, слегка меланхоличный, странный, про настоящее, прошлое и будущее.

Продумывайте все сферы

Иван: Часто бывает, что главная площадка работает отлично, а вот какие-то детали параллельной программы уже не так хороши. Таллинский фестиваль следит, чтобы все — от выступлений музыкантов до бургеров — было на уровне, чтобы все его элементы дополняли друг друга и работали в синергии. Плохая еда может испортить все впечатление. Не думайте, что если одна часть программы будет на высоте, а другая так себе, то в среднем получится хороший фестиваль, — среднее арифметическое здесь, увы, не работает.

Хелен: И не обманывайте себя: никто не поймет, что провал — это ошибка кого-то другого. Конечно, вы можете сказать, что бургеры выбирали не вы, но кому есть дело до этого? Выбирайте партнеров внимательно: на общее впечатление от фестиваля может наложиться впечатление от гостиницы, от разговора с соседями в поезде.

Продумайте, что может произойти вне плана, но пойти фестивалю на пользу

Хелен: Важно уметь спланировать неожиданные повороты в программе. В конце концов человек запомнит приятную беседу на улице около концертной площадки или художественную коллаборацию, которая из ниоткуда возникнет на задворках фестиваля.

Мое любимое событие в Нарве как раз произошло случайно. В первый вечер на площадку возле «РоРо» после концерта на Кренгольме пришли случайные гости из Питера и Таллина, Финляндии и Швеции, а также местные жители. Кто-то из них начал играть на гитаре — это было полной импровизацией. Да, это не имеет отношения к официальной программе, но если бы фестиваля не было, эти люди бы никогда здесь не встретились. Самые красивые моменты в жизни не спланированы заранее, ты можешь продумать 95% всего, но именно 5% сделают происходящее невероятным и запоминающимся. Люди будут влюбляться, найдут новых друзей, случится что-то настоящее, — то, что мы и называем жизнью.

© Пресс-материалы

Спокойно относитесь к тому, что обязательно кто-то будет недоволен

Хелен: Москва — огромный город. Вам никогда не удастся придумать то, что понравится абсолютно всем. Относитесь к этому спокойно.

Главное — это команда

Иван: Я хорошо работаю с пространством, Хелен — управляет всеми процессами. Поэтому считаю, что главное в организации события — собрать вместе нужных людей в отличную команду. В конце концов, фестиваль — это люди, которые его делают. Точно так же, как и с кулинарным рецептом: вы можете разложить на столе все нужные специи, но если повар не знает, что с ними делать, едва ли блюдо получится.