24 главных концерта, премьеры, спектакля и выставки

5 октября 2018 в 12:27
Кинокомикс с Томом Харди «Веном», режиссерский дебют Брэдли Купера «Звезда родилась» с Леди Гагой и «Кислота» Александра Горчилина, а также фестиваль актуальной электроники из России «Еще вот!», 48-часовой спектакль-путешествие Всеволода Лисовского, грузинский праздник «Тбилисоба» в cаду «Эрмитаж» и выставка Архипа Куинджи в Третьяковке.

Кино

«Веном»

Злой и смешной кинокомикс про Тома Харди и его симбиота

Веном впервые появился в комиксах про Человека-паука, а в игровом кино — в третьей части «Спайдермена» Сэма Рейми «Враг в отражении». Там он сначала слился с костюмом Питера Паркера, сделав его сильнее, а затем — с журналистом Эдди Броком в исполнении Тофера Грейса. В новом фильме Брока играет Том Харди, однако сам симбиот никак не связан с Человеком-пауком: инопланетного паразита держит в лаборатории ученый и бизнесмен Карлтон Дрейк (Риз Ахмед), чтобы проводить опыты на людях, — но ровно до тех пор, пока Венома не освобождает персонаж Харди. С этого момента начинается история союза, как будто бы заключенного на небесах. Симбиот настойчиво начинает называть себя и своего хозяина «мы» — и призывает Брока пошалить. Что тут скажешь: такого отмороженного марвеловского антигероя в главной роли мы еще, кажется, не видели.

«Черный клановец»

Негр и еврей внедряются в ку-клукс-клан в новой безбашенной криминальной комедии Спайка Ли

Афроамериканский полицейский Рон Сталлворт (Джон Дэвид Вашингтон) в беспокойные и расистские 70-е идет ва-банк и по телефону записывается в местное отделение ку-клукс-клана, чтобы предотвратить убийства черных активистов. В этом ему помогает напарник-новичок Флип Циммерман (Адам Драйвер), который изображает Сталлворта при личных встречах с клановцами — и даже вступает в их орден, будучи евреем. Как это часто бывает у ветерана «черного кино» Спайка Ли, жесткая антирасистская сатира и едкие шуточки соседствуют с серьезной проблематикой, актуальной и сегодня. К этому обязывает и материал — в основу сценария легли мемуары Сталлворта. В итоге получилось мощное и безапелляционное высказывание, которое на Каннском фестивале удостоилось шестиминутной овации. Рецензию Станислава Зельвенского на фильм читайте здесь.

«Звезда родилась»

Уже третий ремейк известного музыкального фильма, поставленный Брэдли Купером с ним же и Леди Гагой в главных ролях

Кантри-музыкант Джексон Мейн (Брэдли Купер) теряет былую популярность и ищет спасения на дне бутылки. Однажды в баре он встречает певицу Элли (Леди Гага), которая снова вдохновляет его на творчество. Они влюбляются друг в друга, начинают вместе писать песни и выступать — но музыканту становится все сложнее воспринимать растущую популярность его подруги. Режиссерский дебют Брэдли Купера — ремейк классического мюзикла 1937 года. От ремейков 1954 и 1976 годов (в последнем сыграла Барбра Стрейзанд) его отличает подход: в прошлых версиях речь шла не о певице, а о молодой актрисе и спившемся актере. Впрочем, это мало помогло фильму: «Звезда» Купера получилась на редкость поверхностной и безобразной.

«Кислота»

Режиссерский дебют и одновременно поколенческий манифест актера «Гоголь-центра» Александра Горчилина

Дебют ученика, соратника и звезды Кирилла Серебренникова — Александра Горчилина, поколенческая драма, в которой вынесенная в название «кислота» — метафора и ключ к пониманию всего фильма. «Кислота» — история про нескольких двадцатилетних ребят, которых изнутри разъедает пустота. И все становится только хуже, когда общий друг Саши (Филипп Авдеев) и Пети (Александр Кузнецов) Иван (Петр Скворцов) сигает с балкона. После этого надломленный Петя выпьет кислоту, а Саша будет стараться ему помочь, попутно выясняя отношения с его родителями, собственной матерью (Александра Ребенок) и нелюбимой девушкой Викой. Несмотря на то что в фильме есть несколько вызывающих сцен — здесь и оргия, и секс с несовершеннолетней (Саша спит с 15-летней сестрой Вики, смышленой не по годам Кариной (Арина Шевцова), — это в меру эпатажное кино, которое только в первые минуты сигает с балкона. Затем оно вдумчиво пытается вглядеться в души миллениалов. И у него это, кажется, получается. Рецензию Максима Сухагузова на фильм читайте здесь.

«На районе»

Очень тухлое пацанское кино

Режиссерский дебют пассии Данилы Козловского Ольги Зуевой, которая снималась в его «Тренере», а тут они поменялись местами. На сей раз Козловский играет у Зуевой — пацанчика с района по прозвищу Киса, который вместе со своим другом Вовой (Илья Маланин) проворачивает всякие мутные дела. Фильм снимался на родине режиссера — во Владивостоке и, очевидно, задумывался как этакое мачистское кино про то, как мужская дружба проходит проверку на прочность на злых улицах приморского города. Однако вместо тестостеронового боевика в духе «На гребне волны» у Зуевой получилось донельзя клишированное и неубедительное кино. Кэтрин Бигелоу такое бы не одобрила.

«Школа»

Австралийский хоррор про сон разума, рождающий чудовищ

Врач Эмми Уинтеркрейг (Меган Друри) мучается чувством вины из-за того, что ее маленький сын в результате несчастного случая впал в кому. Хотя коллеги говорят, что надежды на выздоровление нет, она продолжает верить — а вскоре и сама оказывается на грани между жизнью и смертью в заброшенной школе. Эта школа — своеобразный лимб, где героине предстоит найти сына и спастись от потусторонних сил. Новый ужастик в плеяде австралийских хорроров — на сей раз про страшные сомнамбулические фантазии и монстров подсознания.

«Любовник моей жены»

Необязательная французская комедия с Даниелем Отеем

Новая режиссерская работа Даниеля Отея — с ним же в главной роли. По сюжету Даниель (собственно, Отей) приглашает на ужин своего друга Патрика (Жерар Депардье), который приходит с молодой подружкой по имени Эмма (Адриана Угарте). Даниель довольно быстро теряет от нее голову — и званый вечер превращается в череду неловких и комичных ситуаций вперемешку с фантазиями главного героя о счастливой жизни с красавицей. Ситуацию усугубляет еще и то, что за происходящим конфузом наблюдает его ревнивая жена (Сандрин Киберлен).

«Пришельцы в доме»

Мультик про мальчика, который подружился с пришельцами

Луис — обычный подросток с ворохом проблем и вечно занятыми родителями. Но вскоре в его жизни все резко поменяется: ему удастся подружиться с тремя пришельцами-недотепами из космоса, чье НЛО потерпело крушение неподалеку. Мальчику предстоит не только скрывать новых друзей от взрослых и спецслужб, но и следить, чтобы они случайно не укокошили друг друга. Забавный мультфильм, в котором, правда, слишком мало от «Инопланетянина» и «Альфа», чтобы полюбить его всерьез.

ММОМА Cinema: Кинолекции c Алисой Таежной

Кино и современность: взгляд режиссеров на социальные проблемы XXI века

Как современный кинематограф реагирует на социальную и политическую повестку? Разобраться в этом начиная с 7 октября предлагает журналист и кинокритик Алиса Таежная. Образовательный проект, совместный для ММОМА и онлайн-кинотеатра Okko, включит 12 лекций Алисы и сопровождающие их кинопоказы. На примере фильмов, снятых с начала нулевых, обещают охватить все сферы человеческой жизни: от детства, взросления и влюбленностей до политики и экономики. Начнут в это воскресенье с темы гендерных стереотипов и романтических отношений. Смотреть будут картину режиссера Джо Сванберга «Собутыльники». Стандартный билет обойдется вам в 250 рублей.

Когда:

7 октября — 23 декабря

Где:

Образовательный центр ММОМА, Ермолаевский пер., 17

Подробности:

здесь

Концерты

Фестиваль «Еще вот!» в «Смене»

Актуальная электроника из России

На трех этажах «Смены» в пятницу уместятся три десятка электронных артистов из России, танцевальных и не очень, большинство — с лайвами. Это удачная возможность увидеть выступления «Аигел» и «Интуриста», а также первым услышать материал дебютного альбома «Дэка» — совместного проекта Андрея Ли (Obgon) и Филиппа Горбачева (они на фотографии) при участии Котзи Брауна.

Когда:

5–6 октября, 23.55–10.00

Где:

«Смена 2.0», Товарищеский пер., 4, стр. 5

Подробности:

здесь

Масая Танака в Консерватории

Что происходило в японской классике в ХХ веке

Сегодня у Японии статус бесперебойного поставщика музыкальной (и не только) дичи — вспомнить хотя бы нойз-активиста Merzbow или бесконечный поток метал-групп со школьницами. Всего этого, конечно же, не случилось бы без крепкой академической школы ХХ века — и из этой области в России хоть как-то знают разве что авангардиста Тору Такэмицу. Японский пианист Масая Танака проведет экспресс-курс по японской классике — от старательного основателя академической традиции Косаку Ямады до уже упомянутого Такэмицу. Бонусом — произведения русских композиторов, от Глинки до Прокофьева.

Usssy и Pobeda в «16 тоннах»

Шумная гитарная музыка с головой

В клубе «16 тонн» выступят сразу две российские группы, которые играют шумную гитарную музыку с головой. Постхардкорщики Pobeda звучат как приглаженные и успокоившиеся At the Drive-In; видимо, для пущего южного аутентизма в группе поет англоязычный фронтмен из Венесуэлы. Usssy — авант-рокеры с 11-летним стажем, которые каким-то чудесным образом смешивают нойз-рок, мат-рок и прочие экспериментальные поджанры с восточной мелодикой. Обе группы выпустили в этом году новые альбомы, так что можно ждать кучу концертных премьер.

Вечеринки

Бастьен Каррара в «НИИ»

Грубоватый вязкий хаус от подписанта лейбла Apron

Французский музыкант на подъеме записывает грубоватый хаус, где недостаток какой-то отшлифованности с лихвой компенсируется примитивной мощью и первобытным грувом. Такую музыку очень ценит Стивен Джулиен, он же FunkinEven, который и выпускает Каррару на своем лейбле Apron.

oOoOO, Islamiq Grrrls на «Плутоне»

Один из главных героев жанра витч-хаус начинает все заново

Выходец из панк-сцены Нью-Джерси Кристофер Гринспан в начале десятых перебрался в Сан-Франциско, где занялся мрачной электроникой. И скоро уже выступал на электронных фестивалях уровня Sónar и вообще активно обсуждался в связи с термином «витч-хаус», остромодным 8 лет назад и справедливо забытым сейчас. Прошло 5 лет после выхода последнего сольного релиза oOoOO — а кажется, что пять жизней. Гринспан создал дуэт с берлинской исполнительницей Islamiq Grrrls и в этом году выпустил релиз «Feminine Mystique». Это мерцающий призрачный экспериментальный поп, фрагментированный и дезориентированный, на полпути между Ариэлем Пинком и Анджело Бадаламенти. В нем соединяется несоединяемое и уживается рядом все от трэпа до шугейза.

Театр

«Образцовфест»

Удивительные кукольные спектакли

В программу главного кукольного фестиваля Москвы вошли в этом году спектакли театров, которые практически никогда до Москвы не добираются: из Испании, Киргизии, Азербайджана, Эстонии, Армении, Молдавии, Белоруссии — и даже из Донецка и Луганска. Больше всего интригуют аккуратный «Степной ноктюрн, или Между закатом и рассветом» из Петропавловска и неоново-наскальный «Петя и волк» из Гранады. А один из самых интересных кукольников постсоветского пространства Александр Янушкевич едет на «Образцовфест» с изобретательным брестским спектаклем «Мой папа — птиц».

Когда:

5–14 октября

Где:

Театр кукол Образцова, Садовая-Самотечная, 3

Подробности:

здесь

«Снегурочка» в Новом Пространстве Театра Наций

Островский по-новому

«Снегурочку» в Новом Пространстве поставил актер и режиссер Олег Долин, успевший выпустить ряд детских постановок в Российском академическом молодежном театре и получить «Нику» за лучшую мужскую роль в фильме «Дикое поле». Вместо лубка и традиционного прочтения обещают свежий взгляд на классику — другого Островского: «не школьного и бытового, а образного и волшебного». В главной роли Полина Виторган.

«Сквозь/Скольжение по возможностям»

48-часовая экспедиция под предводительством Всеволода Лисовского

Купившим билет на «Сквозь/Скольжение по возможностям» предстоит освободить пару дней и отправиться в путешествие — своего рода туристическую поездку за пределами МКАД. Вместо гидов — четыре актрисы и режиссер Всеволод Лисовский; вместо их комментариев — фрагменты из книги отца квантовой физики Вернера Гейзенберга «Физика и философия» и платоновского диалога «Тимей». Важно: в ходе всего пути будут производиться измерения самых разных характеристик окружающей среды. Желающие присоединиться к этой экспедиции должны будут заплатить 10 000 рублей (в стоимость включены дорога, ночевка и питание). Те, кто не успеет попасть на ближайший показ, могут встать в лист ожидания до весны (на зиму сделают перерыв). Подробнее о театральном эксперименте и его создателях читайте в материале Алексея Киселева.

Когда:

5–7 октября

Подробности:

здесь

«Очень смешная комедия о том, как шоу пошло не так» в МДМ

Театр МДМ играет «Монти Пайтон» по-русски

Театральная компания «Московский Бродвей» собрала с крупнейших драматических театров страны артистов, которых чаще всего фотографируют, и сделала перенос на русскую почву спектакля британской компании Mischief Theatre. Постановка повествует, как это заявлено, «гомерически смешную» историю о том, как труппа актеров-неудачников пытается поставить детектив в духе Агаты Кристи, а когда дело доходит до премьеры, у них вообще все идет не так, как надо. Обещают даже — о, современный театр! — участие зрителей в ходе спектакля. Следует иметь в виду, что в Москве уже идет один спектакль про то, как у театра не получается поставить спектакль, — «Му-му» Дмитрия Крымова в Театре Наций.

Выставки

«Давид Бурлюк. Слово мне!»

Основатель «Бубнового валета» от импрессионизма до футуризма

Волы. 1908

50 картин отца русского футуризма из 12 музеев и 10 частных коллекций — событие редкое и стоящее внимания. Работы собраны в панораму 1910–1930-х годов с редкостями и виртуальным образом реконструированными полотнами, фрагменты которых считаются утраченными. Фокус Музея импрессионизма в этом случае можно считать оправданным: неоимпрессионизм после обучения во Франции Бурлюк действительно считал передовым направлением — после, правда, увлекся футуризмом, кубизмом, а затем и вовсе впал в эклектизм. На выставке можно будет увидеть и работы Бурлюка после командировки в Японию, где он показывал русских художников.

Архип Куинджи

И еще очень много пейзажей

Ночь на Днепре. 1880

120 картин из музеев по всей стране с пейзажами теперь уже от Куинджи должны показать его романтический взгляд и новаторский подход и к изображению, и к технике. В своих работах художник много экспериментировал с цветом, светом и красящими пигментами.

Daemons in the Machine

Молодые художники о философско-технологической повестке дня

«Куда бегут собаки»

Романтичная выставка об искусственном интеллекте, блокчейне и вирусе с добротной подборкой участников: тут и Каварга, и один из самых интересных коллективов молодых отечественных художников — екатеринбургский проект «Куда бегут собаки» (эту конкретно работу про Данте и цыплят уже показывал «Гараж»), и художники из Австрии, Австралии, Великобритании. Центральный объект — с симпатичным названием «Чай для Кириллова» — рассказывает о жизни персонажа романа «Бесы», который появляется на выставке как призрак.

«Offline»

Выставка о том, что всем нужно выйти на улицу

До 14 октября на «Винзаводе» проходит III Биеннале искусства уличной волны «Артмоссфера». Тема основного проекта — «Offline». Это романтичное размышление о нашем цифровом настоящем — как мы все ушли в интернет-пространство и оставляем наши мысли на виртуальной стене. Проект заявляет, что реальная стена вполне может стать альтернативой, а уличное искусство спасет мир. Как живет художник в мире постинтернета — и как интернет определяет новую эстетику? Чем становится цифровая эстетика: новым вдохновением или источником протеста? В этом году в проекте участвуют большие имена современного искусства за пределами Москвы: и замечательная краснодарская группа ЗИП, и коллектив «Злые» из Екатеринбурга, всего 40 художников из России и со всего мира — от представителей скандинавской граффити-сцены Finsta (Швеция) и EGS (Финляндия) до американской художницы Faith XLVII. В это воскресенье можно успеть сходить на экскурсию куратора и соорганизатора биеннале Сабины Чагиной по основному проекту, а в пятницу и субботу — на последние экскурсии по выставке «Уличное искусство в России с 1980-х до сегодняшнего дня» в Цехе красного (подробнее о них здесь).

Другое

«Тбилисоба» в саду «Эрмитаж»

Традиционный праздник Грузии в Москве

В субботу, уже восьмой год подряд, в саду «Эрмитаж» отметят «Тбилисобу» — праздник сбора урожая в Грузии. Его гости смогут на весь день (программа растянется с 12.00 до 21.00) перенестись в атмосферу гостеприимной страны и узнать о ней побольше: сходить на уроки грузинского языка, посмотреть документальные фильмы, послушать концерты, выбрать сувениры, выпить вина, попробовать традиционные блюда на фуд-корте и даже самим приготовить чурчхелу. Вход, как всегда, свободный.

Грибной фестиваль в «Аптекарском огороде»

Ежегодный смотр грибов

Одним из главных сезонных мероприятий «Аптекарского огорода» уже третий год становится грибной фестиваль. Пройдет он в этот уик-энд и посвящен, как всегда, будет грибным культурам в науке, искусстве, гастрономии, прикладном творчестве и повседневной жизни. Его центральным событием станет живая ботаническая выставка, помимо которой готовят лекции с участием ученых и исследователей (их расписание можно найти здесь), фуд-корт и ярмарку — все про грибы. Попасть на фестиваль можно с 11.00 до 19.00 по обычному проходному билету «Аптекарского огорода».