Гид по фильмам Венецианского кинофестиваля-2018

27 августа 2018 в 18:45
С 29 по 8 сентября пройдет юбилейный 75-й Венецианский кинофестиваль, за которым мы будем активно следить и писать о главных премьерах. Перед стартом выпускаем подробный гид по программе «Мостры-2018»: много фильмов Netflix, вестерны, хорроры, Евгений Сидихин и новый старый фильм Орсона Уэллса.

«Человек на Луне» («First Man»), реж. Дэмиен Шазелл

Фильм открытия. Выйдет в России 11 октября

Автор «Ла-Ла Ленда» снова открывает Венецианский кинофестиваль, как он это уже делал пару лет назад со своим популярным мюзиклом с Райаном Гослингом и Эммой Стоун. Только теперь Гослинг сыграл астронавта Нила Армстронга, так что теперь от нового фильма открытия Шазелла ждут по-настоящему космических высот. Все снято с размахом, с каким в России принято снимать космодрамы вроде «Времени первых» и «Салюта-7». В роли американских покорителей космоса снялись сплошь приятные артисты от Кори Столла до Джейсона Кларка, а жену Армстронга сыграла Клэр Фой из сериала «Корона». В прошлый раз Венеция открыла «Ла-Ла Ленду» дорожку к «Оскарам», что-то подсказывает — в этот раз у Шазелла тоже все будет хорошо.

Ожидания:

космические

«Голос люкс» («Vox Lux»), реж. Брейди Корбет

Фильм куплен для российского проката с 7 марта 2019 года

Американский актер из фильмов Грегга Араки и Михаэля Ханеке, Брейди Корбет в 2015 году мощно дебютировал в режиссуре с «Детством лидера», за что получил приз за лучший дебют в Венеции, так что его второй фильм уже взяли в основной конкурс. Натали Портман воплотит вымышленную поп-певицу Селесту, которая, пережив насилие в детстве, выстраивает на этом карьеру, но, став матерью, ей придется пережить новую череду скандалов. В роли менеджера Селесты появится Джуд Лоу. Песни для главной героини записала настоящая поп-звезда Sia. Если в «Детстве лидера» через воспитание ребенка прослеживалось зарождение фашизма, то и здесь Корбет через смену эпох постарается задеть болезненные культурные изменения XXI века. Возлагаем на «Голос люкс» и голос нового поколения американской режиссуры большие надежды.

Ожидания:

если в Венеции и будет новый «Ла-Ла Ленд», то вот он

«Двойные жизни» («Doubles Vies»), реж. Оливье Ассайяс

Ранее фильм назывался «Non-Fiction»

Французский умник Оливье Ассайяс после освистанного в Каннах призрачного «Персонального покупателя» снял разговорную трагикомедию из жизни парижского издательства, которому приходится подстраиваться под цифровую революцию. Издателя играет Гийом Кане, а в роли его жены-актрисы снялась Жюльетт Бинош, которая уже играла у Ассайяса в «Зильс-Марии», что принесло ей номинацию на премию «Сезар». Так что новое сотрудничество с Ассайясом тоже вполне может претендовать на награды.

Ожидания:

это должно быть смешно

«Братья Систерс» («The Sisters Brothers»), реж. Жак Одиар

Выйдет в российский прокат 11 октября

Автор насупленных драм «Пророк» и «Ржавчина и кость» француз Жак Одиар вдруг дебютировал на английском языке с комедийным вестерном про двух братьев-головорезов, где юмор строится в том числе вокруг их фамилии Систерс, то есть «сестры». Братьев сыграли Хоакин Феникс и Джон К.Райлли, а их помощника — Джейк Джилленхол. Это экранизация одноименного бестселлера 2011 года канадца Патрика деВитта, который чуть было не получил «Букера» за эту книгу в духе перепалок Квентина Тарантино. Насколько это смешно — пока непонятно, но Хоакин Феникс рассказывал в интервью, что верхом на лошади ему было не до смеха.

Ожидания:

придержите коней

«Баллада о Бастере Скраггсе» («The Ballad of Buster Scruggs»), реж. Джоэл Коэн, Итан Коэн

Выйдет на Netflix

Еще один вестерн в конкурсе на пару с «Братьями Систерс», но уже от братьев Коэн, которым не впервой работать в этом жанре («Железная хватка», «Старикам тут не место»). Ранее задуманная как сериал-антология для Netflix «Баллада» была перемонтирована в двухчасовой фильм, сохранив свою структуру из шести независимых историй. В написанных и снятых Коэнами новеллах про американский Запад 1900-х снялись Джеймс Франко, Лиам Нисон, Том Уэйтс, Брендан Глисон, а также Тим Блейк Нельсон («О, где же ты, брат?») в роли заглавного героя.

Ожидания:

скорей бы уже

«Фаворитка» («The Favourite»), реж. Йоргос Лантимос

Выйдет в российский прокат 31 января 2019 года

Грек Лантимос, который раньше погружался в абсурд только в современном антураже, теперь добрался до полноценной английской костюмной драмы. По сюжету две дворянки (Рейчел Вайс и Эмма Стоун) самыми безумными методами соперничают за право стать любимицей больной королевы Анны (Оливия Колман), включая соблазнение и лесбийские подтексты. Это историческое кино с весьма специфической обстановкой объединит силы двух оскаровских лауреаток Стоун и Вайс в весьма выигрышную комбинацию с эксцентричной Колман, особенно учитывая, что Вайс и Колман уже снимались у Лантимоса в «Лобстере». Единственное, что в этот раз может урезонить экспериментального режиссера, — Лантимос всегда принимал участие в написании сценариев своих фильмов, а тут впервые снимал по чужому тексту.

Ожидания:

Лантимос ворвется в оскаровскую гонку, если никого не распугает

«Рома» («Roma»), реж. Альфонсо Куарон

Выйдет на Netflix

Фильм, который везде преподносится как самый личный проект Альфонсо Куарона, ведь он его сам написал и сам снял в качестве оператора в родной Мексике, в районе под названием Рома, где он родился и вырос. Поэтому сюжет разворачивается в 1970-х и посвящен впечатлениям и событиям из детства режиссера. Фильм поведает историю одной семьи и их домработниц, чьи судьбы тесно переплетаются на фоне митингов, стычек с полицией и политической розни в стране. Куарон с камерой парит над этим через время и пространство, пытаясь запечатлеть портрет эпохи в изысканных черно-белых ракурсах. «Рома» тоже создан с помощью Netflix, где фильм вскоре и выйдет.

Ожидания:

красота невероятная

«Суспирия» («Suspiria»), реж. Лука Гуаданьино

Выйдет в российский прокат 29 ноября

Давно обещанный ремейк классического хоррора Дарио Ардженто в исполнении современного итальянского виртуоза-мультикультурника, автора «Зови меня своим именем» Луки Гуаданьино. Очень амбициозная затея — тут либо пан, либо пропал. Но пока все говорит в пользу итальянца: отточенный визуальный стиль, музыка Тома Йорка, звезды вроде Дакоты Джонсон и Тильды Суинтон, которые уже снимались у Гуаданьино в «Большом всплеске». Ужасы про американку, поступившую в странную балетную школу, идут 2,5 часа — практически на час больше, чем оригинал.

Ожидания:

главный эстетский хоррор года

«Наше время» («Nuestro Tiempo»), реж. Карлос Рейгадас

У фильма красивый постер

Возвращение Рейгадаса спустя шесть лет молчания со времен «После мрака свет». В новом почти трехчасовом фильме о семье фермеров, выращивающих бычков для корриды, главные роли исполнили сам Карлос Рейгадос, его реальная жена, а также их настоящие дети. Речь пойдет об измене (жена влюбится в тренера-американца), открытых отношениях и ревности. Объединив красивые кадры в духе Терренса Малика с провокациями в стиле Ларса фон Триера, мексиканец Рейгадас давно занял особое место в мировом кинематографе. Тем интереснее узнать, что у него получилось сейчас, когда они с женой разыграли перед камерой фактически свои отношения. Так у кого из мексиканцев в конкурсе будет самый личный фильм, Альфонсо?

Ожидания:

возвращение красного дьявола с чемоданчиком

«Гора» («The Mountain»), реж. Рик Алверсон

Два стула на постере

Вкрапление чисто американской инди-индустрии. Выходец из «Санденса» Рик Алверсон, запомнившийся странным кино про ужасного комика «Развлечение», представит в Венеции свой пятый и самый звездный фильм «Гора». Завязка чем-то напоминает «Убийство священного оленя»: молодой парень (Тай Шеридан), потеряв родителей, увязывается за доктором (Джефф Голдблум), который сделал неудачную лоботомию его матери, но продолжает ее практиковать в любой непонятной ситуации. Врач берет мальчика в турне по Америке со своими весьма неоднозначными операциями. Поскольку сюжет разворачивается в 1950-е, а режиссер Алверсон тащится от фильмов Пола Тома Андерсона, то все, кто видел его предыдущие работы, могут себе представить, какая доведенная до абсурда смесь «Нефти» и «Мастера» у него может получиться. Картину дополняют завсегдатаи самых чудных фильмов на свете — актеры Удо Кир и Дени Лаван. Известно, что персонаж Голдблума основан на истории реального врача Вальтера Фримена, который в 1950-х даже обычную депрессию лечил шоковой лоботомией через глазницу.

Ожидания:

большие

«22 июля» («22 July»), реж. Пол Гринграсс

Выйдет на Netflix

Уже второй за год фестивальный фильм по мотивам теракта Брейвика в Норвегии. Норвежская версия под названием «Утёйа, 22 июля» была показана на Берлинском кинофестивале и рассказывала события того дня одним дублем, а версия англичанина Пола Гринграсса расскажет не только о самом взрыве и расстреле, но и о последствиях, общественной реакции в Норвегии и правосудии. И, в отличие от берлинского «Утёйа», у Гринграсса в кадре появится Брейвик — его сыграл Андерс Даниельсен Лье из «Парижа. Города zомби». Гринграсс известен не только как постановщик «Борна», но и как режиссер лучшего триллера про теракт 11-го сентября «Потерянный рейс», так что ждем от него осмысленного кино на непростую тему. Фильм тоже создан при поддержке Netflix.

Ожидания:

будет остро

«Соловей» («The Nightingale»), реж. Дженнифер Кент

Не путать с одноименной экранизацией романа Кристин Ханны

Режиссер хоррора «Бабадук», австралийка Дженнифер Кент вернулась на родину, чтобы рассказать жуткую историю из времен колонизации Австралии. Главная героиня-ирландка бредет через всю пустыню за британским офицером, чтобы отомстить за ужасные вещи, которые он совершил с ее семьей. Большая актерская заявка в главной роли от молодой актрисы Эйслинг Франчиози, знакомой по сериалу «Крах».

Ожидания:

страшнее «Бабадука»

«Петерлоо» («Peterloo»), реж. Майк Ли

Выйдет на Amazon

Британский постановщик Майк Ли и кинооператор Дик Поуп, создавшие красоту в картине «Уилльям Тернер», снова объединились, чтобы снять величественную историческую драму о том, как в Манчестере разгоняли митинги 1819 года, что переросло в бойню при Петерлоо — один из самых кровавых эпизодов в британской истории. Роль бодрого оппозиционера исполнил Рори Киннир. Фильм снят при поддержке интернет-платформы Amazon.

Ожидания:

Британия будет свободной

«Работа без авторства» («Werk ohne Autor»), реж. Флориан Хенкель фон Доннерсмарк

Английское название фильма — «Never Look Away»

Самый длинный фильм конкурса — трехчасовая немецкая драма от режиссера «Жизни других» о студенте-художнике, влюбленном в дочь уважаемого доктора, но эта история еще окунается в события фашистского прошлого. Главную роль исполнил Том Шиллинг из сериала «Наши матери, наши отцы», снова появится Себастьян Кох из «Жизни других», главная женская роль у Паулы Бир, уже отмеченной в Венеции за роль в драме «Франц» Франсуа Озона. Еще в фильме можно увидеть Оливера Мазуччи из сериала «Тьма» и россиянина Евгения Сидихина в образе майора НКВД. По трейлеру видно, что фильм безупречно снят оператором «Страстей Христовых» Калебом Дешанелем. Музыку написал композитор Макс Рихтер.

Ожидания:

большое кино

«Капри-революция» («Capri-Revolution»), реж. Марио Мартоне

Ждите потом где-нибудь на ММКФ

Куда же в Венеции без итальянского кино? Заслуженный театрал и киношник Марио Мартоне снял фильм о жителях острова Капри, который в 1910-х стал райским уголком для многих интеллектуалов со всего мира, в том числе в фильме появится Максим Горький, живший там в те годы. Главная героиня, селянка Люсия, будет олицетворять здешний уклад жизни, которому приходится соседствовать с общиной понаехавших вольнодумцев и революционеров накануне Первой мировой войны. Любопытно, что музыку к исторической картине записал современный электронщик Apparat.

Ожидания:

Максим Горький!

«Закат» («Napszállta»), реж. Ласло Немеш

В российском прокате — с 18 октября

Еще один фильм о предчувствии Первой мировой войны, но уже из самого сердца Европы — Будапешта образца 1913 года — и глазами режиссера, снявшего оскароносного «Сына Саула». Многообещающий венгр Ласло Немеш выпускает фильм об интригах вокруг девушки, которая хочет наследовать магазин шляп в Будапеште. Как и в «Сыне Саула», камера преследует главную героиню (похожую на венгерскую Эмму Уотсон) на расстоянии вытянутой руки.

Ожидания:

сдержанные

«Ван Гог. На пороге вечности» («At Eternityʼs Gate»), реж. Джулиан Шнабель

Для тех, кому мало мультфильма «Ван Гог. С любовью, Винсент»

Уиллем Дефо играет Ван Гога, а Оскар Айзек — Поля Гогена, но это не байопик, а вольный набор зарисовок из жизни, наполовину выдуманных, с размышлениями на тему — каково это быть художником. В фильме еще снялись Мадс Миккельсен, Руперт Френд и Матье Амальрик. Кино сделал режиссер «Скафандра и бабочки» Джулиан Шнабель по сценарию Жан-Клода Каррьера («Призраки Гойи»).

Ожидания:

заходят как-то в бар Ван Гог и Поль Гоген

«Братья-враги» («Frères Ennemis»), реж. Давид Эльхоффен

О российской премьере речи не идет

Криминальная драма с Маттиасом Схунартсом в роли бырыги из пригорода, который попал в переплет и теперь вынужден обратиться за помощью к своему другу детства, ставшему полицейским. Француз Давид Ольхоффен уже участвовал в конкурсе Венеции в 2014 году с военным вестерном «Вдалеке от людей» с Вигго Мортенсеном в главной роли. Теперь он эксплуатирует здоровяка Схунартса в его привычном амплуа из «Бычары».

Ожидания:

«Бычара-2»

«Обвиняемая» («Acusada»), реж. Гонсало Тобаль

Сразу после Венеции фильм представят на кинофестивале в Торонто

Аргентинский детектив про девушку, которую несправедливо обвиняют в убийстве подруги, но на суде она уже сама начинает сомневаться в том, что же случилось на самом деле. В главной роли снялась звезда аргентинских сериалов — местная поп-звезда Лали Эспозито. В роли телеведущего мелькнет Гаэль Гарсия Берналь, но в остальном фильм выглядит как проходная судебная драма.

Ожидания:

это наши проблемы

«Убийство» («Zan»), реж. Cинъя Цукамото

Сразу после Венеции фильм представят на кинофестивале в Торонто

Автор важной киберпанковской трилогии про киборга Тэтсуо снял кино про самурая, который ушел от хозяина, но сохранил свои навыки ронина-убийцы. Ему на пути встречается дочь фермера, с которой у них завязываются сложные отношения. Сюжет, соответственно, разворачивается в период Эдо. Рассчитываем на свежий взгляд на самурайскую драму, а не подражания фильмам Акиры Куросавы.

Ожидания:

кровожадные

«Что вы собираетесь делать, когда мир будет в огне?» («What You gonna do when the worldʼs on fire?»), реж. Роберто Минервини

О российской премьере ничего не известно

Единственный документальный фильм в конкурсе — социально заряженное черно-белое кино об убийствах полицейскими чернокожих на американском Юге летом 2017 года. Итальянец Роберто Минервини, который уже документировал социальные проблемы американцев в своих предыдущих фильмах, теперь углубился в корни расистских настроений сегодняшней Америки. Почему это больше всего волнует именно итальянца, наездами живущего между Италией и США, предстоит узнать из фильма.

Ожидания:

реальность

Еще шесть важных премьер вне основного конкурса
«Закатать в асфальт» («Dragged Across Concrete»), реж. С.Крейг Залер

Наш любимый режиссер брутальных вещей «Костяной томагавк» и «Драка в блоке 99» снял Мела Гибсона и Винса Вона в роли двух бывших копов, которые выходят на тропу криминальных разборок. В российском прокате — с 29 ноября.

«Чарли говорит» («Charlie Says»), реж. Мэри Харрон

В конкурсе «Горизонты» постановщица «Американского психопата» представит новый фильм о девушках из культа Чарли Мэнсона. Мэнсона сыграл Мэтт Смит («Доктор Кто»).

«Тень» («Ying»), реж. Чжан Имоу

Автор «Дома летающих кинжалов» возвращается к ослепительно красивым боевым фэнтези с историей про королевство, воинов и искусственно созданных темных клонов «теней».

«Звезда родилась» («A Star is Born»), реж. Брэдли Купер

Актер Бредли Купер дебютировал в режиссуре с музыкальной драмой, где сам сыграл певца на закате карьеры, а Леди Гага — молодую артистку на подъеме. Очень личный ромком с необычным актерским дуэтом. В прокате — c 4 октября.

«Американская дхарма» («American Dharma»), реж. Эррол Моррис

Автор прошлогоднего док-сериала «Wormwood» про смерть под ЛСД выпускает фильм про бывшего советника Трампа Стивена Бэннона. Сообщается, что именно он возглавлял штаб по сбору личные данных граждан через Facebook, из-за чего его изгнали из Белого дома. Моррис дает монструозному политическому активисту высказаться перед камерой.

«Монровия, штат Индиана» («Monrovia, Indiana»), реж. Фредерик Уайзман

Классик документалистики Фредерик Уайзман продолжает свои длинные зарисовки о современной американской жизни, в этот раз запечатлев жизнь в маленькой фермерской общине на Среднем Западе.

Русское присутствие
«Человек, который удивил всех», реж. Наталья Меркулова и Алексей Чупов

Единственный конкурсный фильм из России — новое смелое кино от режиссерского дуэта «Интимных мест», где Евгений Цыганов играет деревенского мужика, который притворяется женщиной, чтобы обмануть смерть. Участвует в конкурсе «Горизонты». Фильм можно будет посмотреть онлайн одновременно с Венецией.

Фильмы из Казахстана

В конкурсе «Горизонты» участвует сразу два казахстанских фильма: режиссер «Уроков гармонии» Эмир Байгазин представит новый фильм «Река», а в короткометражной секции участвует фильм с дерзким названием «Секс, страх и бургеры» Эльдара Шибанова.

«Акварель» («Aquarela»), реж. Виктор Косаковский

Российский документалист снял большой международный проект о круговороте воды в природе в сверхреалистичном формате 96 кадров в секунду.

«Процесс» («The Trial»), реж. Сергей Лозница

Лозница смонтировал фильм из хроники сталинских судебных процессов по сфабрикованным делам и неслучайно назвал его так же, как недавний фильм про Олега Сенцова.

«Восхождение», реж. Лариса Шепитько

В программе «Венецианская классика» представят свежую отреставрированную «Мосфильмом» версию последнего фильма Ларисы Шепитько «Восхождение» (1976) по повести Василя Быкова.

Киноманские радости
Старый новый Орсон Уэллс

В Венеции увидит свет последний, незавершенный в 1970-х фильм Орсона Уэллса «Другая сторона ветра» про отчаявшегося режиссера, который пытается спасти свою карьеру скандальными выходками. Кино при помощи Netflix и лучших кинематографистов на свете вытащили из юридических передряг и домонтировали. Бонусом еще покажут документальный фильм «Они будут любить меня, когда я умру» о последних годах жизни Уэллса и работой над «Другой стороной ветра».

«Фридкин: невошедшее» («Friedkin Uncut»), реж. Франческо Зиппель

Документальные интервью про Уилльяма Фридкина, где в любви к режиссеру признаются Дэмиен Шазелл, Квентин Тарантино, Уэс Андерсон, Мэттью МакКонахи, Дарио Ардженто и другие.

Дополненная версия «Древа жизни»

Терренс Малик зачем-то перемонтировал свой фильм «Древо жизни», получивший каннскую «Золотую пальмовую ветвь» в 2011 году, добавив туда 50 минут нового материала (скорей всего, про космос). Теперь фильм идет три часа.