«Хрусталь» и другие лучшие фильмы кинофестиваля «Окно в Европу»

16 августа 2018 в 13:07
Рассказываем о пяти главных премьерах кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге: белорусской «Тесноте», новом фильме режиссера «Хорошего мальчика», эротической комедии от первого лица, кино с Павлом Табаковым и клиническом триллере по сценарию авторов «Зимнего пути».

«Хрусталь», реж. Дарья Жук

Серое пространство постсоветского Минска 1990-х разрывает юная диджейка Веля (Алина Насибуллина) в ярком красном пальто и синем парике, мечтающая поскорей свалить в Чикаго. Но для того чтобы получить визу, в консульстве требуют предъявить наличие нормальной работы и «стронг коннекшнз» с родиной, а у нее из здешних связей только непонятливая мать и бойфренд на наркоманских шарнирах. Веля достает липовую справку с областной хрустальной фабрики, но по ошибке указывает в анкете не фабричный номер, а домашний телефон где-то в поселке Хрустальный. От этого звонка зависит ее виза, поэтому героиня отправляется по указанному адресу и на неделю проваливается в провинциальную Беларусь с традиционной свадьбой, народной хтонью и хрустальными лебедями.

Очень ладно выточенный, прямо как бокал из хрусталя в цеху, полнометражный дебют уроженки Белоруси Дарьи Жук, которая живет в Нью-Йорке, закончила режиссерские курсы и теперь снимает кино при международной поддержке HBO или вот Vice Films. Жук переосмысляет опыт своего переезда в США и, конечно, врывается в нынешний тренд дебютантов, чтобы по-новому рефлексировать на тему наследия 1990-х — возьмите ленту «Как Витька Чеснок…», где снималась та же Алина Насибуллина, или «Теснота», на которую «Хрусталь» в чем-то похож.

У Жук получаются очень четкие, как по сценарному учебнику, сюжетные ходы: конфликт города и деревни, манящий свободой Запад против заунывного режима, гордая героиня ломается о стереотипы, чтобы в конце измениться. Вроде бы мы все это уже где-то видели (нечто среднее между голливудской школой и картинами Динары Асановой), но это работает во многом из-за обаятельного подхода к материалу и чуть-чуть как будто нездешнего взгляда. Оператором картины выступила продвинутая европейка Каролина Коста, которая снимала американские «Взрослые игры» и, например, была помощником оператора на новой «Суспирии». Даже визуально у нее с Дарьей Жук получается нечто близкое к «Тесноте», учитывая тесную рамку кадра, схожую тягу к синим, красным и зеленым деталям и тот факт, что главная героиня, как и в «Тесноте», хочет вырваться из родных оков, а центральным событием фильма тоже становится роковая свадьба.

Выпускница мастерской Брусникина Алина Насибуллина — крутая. Это первая ее большая роль, она даже немного сдерживает в кадре свой огненный нрав, который угадывается по глазам, но потенциал огромный. В качестве бонуса в эпизодической роли татуировщика появляется ее реальный муж — рэпер Хаски. Еще одна большая актерская удача фильма — начинающий Иван Мулин, который умеет так кучеряво сливаться с образом гопника, что, даже эпизодически появившись в роли таксиста в соседнем конкурсном фильме «Значит любит», напрочь крадет весь фильм.

«Хрусталь» начал свое европейское турне по фестивалям с Карловых Вар, потом взял зрительский Гран-при в Одессе, теперь «Окно в Европу», а дальше Беларусь впервые за долгое время хочет отправлять фильм на соискание «Оскара».

И не пропустите еще четыре фильма
«Фагот», реж. Борис Гуц

Страница фильма на «Афише»

Романтическая комедия про отношения для поколения, которое пересмотрело много POV-порно. Откровенное игровое кино про расставание и перепалки с девушкой, полностью снятое на телефон от первого лица, как будто главному герою прикрутили айфон к голове. Как если бы ситкомы ТНТ «Саша + Маша» или «СашаТаня» превратили в камерную и бытовую версию «Хардкора» про ранний залет, посты в фейсбуке и педофилию. Фильм со своей любимой актрисой Анастасией Прониной снял режиссер Борис Гуц, который ранее уже экспериментировал с повествованием в своем дебюте «Арбузные корки», где один и тот же сюжет был рассказан с трех разных точек зрения.

«Как я стал», реж. Павел Мирзоев

Страница фильма на «Афише»

Кино с пересечением двух киношных династий: Павел Мирзоев — сын режиссера Владимира Мирзоева — снял в главной роли Павла Табакова, сына Олега Табакова. Мелодрама по сценарию драматурга Ярославы Пулинович рассказывает о мажоре в раздрае: папа (Сергей Пускепалис) бесит, из универа выгоняют, девушка встречается из-за денег, но зато так чудесно пахнет малиной. Тут ему подворачивается трогательная замужняя девица в беретике (Ольга Лерман из театра Вахтангова). Он быстро проявляет инициативу то ли по приколу, то ли по правде, сам того не понимая. Приятное, но нестабильное кино с запоминающимися лицами и мизансценами (оператор Алишер Хамидходжаев) оставляет ощущение, как будто при помощи картонных персонажей попробовали подглядеть за некартонной жизнью. В итоге, не смотря сопливый протест главного героя, все равно получилось отстраненное «папино» кино про то, как испаряется юность и любовь.

«У ангела ангина», реж. Оксана Карас

Страница фильма на «Афише»

Некогда победительница «Кинотавра», Оксана Карас, кажется, решила объединить своего «Хорошего мальчика» со вселенной хорошей девочки из своего же сериала «Отличница». Получился некий микс: в черно-белых тонах 1940-х Семен Трескунов играет добряка из техникума, который влюбляется в девочку-припевочку из библиотеки. Все очень мило, лирично, в духе фильмов Петра Тодоровского и Михаила Калика, а потом наступает война и блокада Ленинграда. Параллельно идут флешфорварды из 1960-х, где повзрослевшего «хорошего мальчика» играет печальный Евгений Цыганов, и только в конце мы понимаем, откуда взялась печаль. Все это по книге советского писателя Вадима Шефнера «Сестра печали». Достойно.

«Амбивалентность», реж. Антон Бильжо

Страница фильма на «Афише»

Режиссер «Рыбы-мечты» снял новый экзистенциальный эротический триллер по сценарию авторов «Зимнего пути». Актер Данил Стеклов, претендующий на звание нового главного злодея русского кино («Жги!», «Близкие», «Подбросы»), здесь играет рок-музыканта и студента психфака, который заводит роман со взрослой женщиной, мамой своего друга. Параллельно мы узнаем, что друг уже в курсе их отношений и очень старательно следит за ними, то ли ревнуя, то ли подначивая. Памятуя о профессии главных героев, создатели фильма выпячивают тему клинической стороны влюбленности и той самой амбивалентности, которая приводит к весьма трагичному концу. По общему признанию «Амбивалентность» — один из самых профессиональных, цельных и ловких фильмов этого фестиваля.