25 самых ожидаемых фильмов Берлинского кинофестиваля

12 февраля 2018 в 18:56
15 февраля начинается 68-й Берлинский кинофестиваль. «Афиша Daily» выбрала потенциально самые интересные премьеры Берлинале-2018.

«Собачий остров» («Isle of Dogs»), реж. Уэс Андерсон

Вторая анимационная работа Уэса Андерсона (после «Бесподобного Мистера Фокса») откроет фестиваль. Япония, недалекое будущее. Всех собак поместили в карантин на отдаленном острове, причина — «собачий грипп». Герои — пять местных собак: Шеф, Рекс, Босс, Дюк и Кинг. Им надоело замкнутое пространство, и очень кстати мальчик по имени Атари Кобаяси отправляется на остров в поисках своей собаки Спотса. Псы готовы помочь Атари и защитить его от японских властей, которые намерены поймать мальчика. Роли озвучивают сонм звезд от Билла Мюррея до Тильды Суинтон.

«Довлатов», реж. Алексей Герман-мл.

Фильм о нескольких днях из жизни писателя Сергея Довлатова в Ленинграде начала 1970-х накануне эмиграции его друга, будущего лауреата Нобелевской премии Иосифа Бродского. Это круговорот из парадоксальных и смешных ситуаций. Столкновение с криминалом, светская и литературная жизнь Ленинграда, киностудия «Ленфильм», музыка, чтение стихов, ремесло журналиста, страстное желание купить для своей дочери куклу, которую не достать нигде. В роли Сергея Довлатова снялся сербский актер Милан Марич, также в фильме сыграли Данила Козловский, Елена Лядова, Светлана Ходченкова.

«Не в себе» («Unsane»), реж. Стивен Содерберг

Фильм, снятый Стивеном Содербергом на айфон. Молодая женщина покидает свой родной город, чтобы убежать от проблем прошлой жизни и найти новую работу. Но против собственной воли она попадает в психбольницу. Здесь ее преследует страх — это реальность или ее собственный вымысел? Никто не желает ей помочь. Шокирующий фильм, который задает вопросы о человеческом восприятии реальности и инстинкте выживания.

«Профиль» («Profile»), реж. Тимур Бекмамбетов

В новом фильме Тимура Бекмамбетова, попавшем в программу «Панорама», рассказывается о британской журналистке, которая, работая под прикрытием, внедряется в каналы связи запрещенной в России международной террористической организации ИГИЛ, занимающейся вербовкой молодых женщин из Европы. Американско-британская копродукция.

«Человек, космос, время, снова человек» («Inkan, gongkan, sikan grigo inkan»), реж. Ким Ки Дук

Разношерстная группа туристов отправилась на старый военный корабль. Среди пассажиров: сенатор с сыном, супружеская пара, таинственный старик, секс-работники и банда преступников. Поначалу агрессивное поведение головорезов направлено на пассажиров первого класса, но затем им под руку попадаются и остальные на борту. Изнасилование сопровождается убийством, а затем следует и мятеж. Все герои фильма остаются безымянными, единственное, что имеет значение, — как они задыхаются в потоках собственной крови. Притча о человеческой иррациональной жестокости. Ким Ки Дук в форме.

«Трава» («Grass»), реж. Хон Сан Су

Снова, как во всех фильмах Сан Су, в центре личные отношения. В сеульском кафе сидят молодой парень и девушка. Девушка обвиняет парня в суициде его подруги, а чуть позже отвешивает ему комплимент, что заставляет того пялиться в пол. К абсурду происходящего подмешивается присутствие женщины с ноутбуком, которая, кажется, на ходу выдумывает эти истории. За кадром же остается безликий хозяин кафе, большой любитель Вагнера и Шуберта. Игры с хронологией, сюжет в сюжете и рюмки с соджу.

«Зеленый туман» («The Green Fog») + «Элементы» («Accidence»), реж. Гай Маддин, Эван Джонсон, Гален Джонсон

Гай Маддин и его сорежиссеры решили сделать фильм о Сан-Франциско, используя множество отрывков из фильмов и телешоу, снятых в этом городе. Каждый из авторов посмотрел около 200 картин, перед тем как приступить к работе. Случайно или намеренно — получился оммаж «Головокружению» Хичкока. В десятиминутной короткометражке «Элементы», снятой одним кадром, совершено убийство на балконе. Однако этот балкон — такое же загадочное пространство, как и масса других в типовом блочном здании. Полусон-полуявь, снабженный галлюциногенными видениями и черным юмором.

«День Победы» («Victory Day»), реж. Сергей Лозница

Сергей Лозница задокументировал празднества 9 мая в Трептов-парке в Берлине у советского мемориала. С раннего утра сюда стягиваются посетители — кто с собакой, кто с портретом Сталина. Потом звучат патриотические речи, вьются флаги, рекой льется водка. Мемориал демонстрирует свою силу, словно некий кинематографический магнит, раскрывающий, как даже 72 года спустя после войны бесконечное число жизней пересекается именно в этом месте, будь то женщины в русских сарафанах, мужчины, надевшие военную форму, или простые берлинские зеваки, остановившиеся от любопытства.

«Сезон дьявола» («Ang Panahon ng Halimaw»), реж. Лав Диас

В конце 1970-х годов полиция оккупировала отдаленную деревню в филиппинских джунглях. Люди в форме, вооруженные пулеметами, терроризируют население как физически, так и психологически. Они создают атмосферу, в которой соседи становятся врагами, и стремятся искоренить веру сельских жителей в легенды и духов. Бесстрашный молодой врач Лорена открывает клинику для бедных, но вскоре после этого исчезает. Ее муж, поэт, активист и учитель Хьюго Ханиуэй хочет найти жену. Но он сталкивается с деспотизмом и насилием. Сам Лав Диас описывает свой фильм как филиппинскую рок-оперу. Он собственноручно написал тексты 33 песен. Фильм в целом описывает состояние дел в Филиппинах во время диктатуры Маркоса. Еще одна хроника жизни травмированной страны.

«Бесконечный футбол» («Fotbal Infinit»), реж. Корнелиу Порумбою

Документальный фильм. Для румына Лаурентиу Гингина недостаточно говорить о футболе как о прекрасной игре. По его мнению, футбол должен быть изменен, упорядочен, свободен от ограничений; углы должны быть округлены, игроки привязаны к зонам; нормы пересмотрены. Еще в юности он понял, что правила футбола были неправильными, когда занимался футболом в летние каникулы в родном Васлуе. Потом он пережил травму голеней. Сейчас Гингина — местный бюрократ, который предпочитает говорить не о делах, а об игре. Он и рассказал все, что думает по этому поводу, Порумбою, своему другу и режиссеру. Монологи Гингина настолько богаты, что можно подумать, что он написал их заранее.

«Когда падают деревья» («When the Trees Fall»), реж. Марыся Никитюк

События фильма происходят в украинской провинции, где разворачивается история пятилетней Витки, ее двоюродной сестры-подростка Ларисы и ее любимого молодого бандита Шрама. После смерти отца перед Ларисой остро стоит вопрос ее дальнейшего будущего. Лариса хочет сама быть хозяйкой собственной судьбы, но за любовь к бандиту Шраму ее осуждает семья. Бабушка, которая переживает только за то, что скажут люди, и измученная мать Ларисы подталкивают ее к стереотипному сценарию жизни. Лариса и Шрам планируют сбежать вместе подальше от бандитов, разрухи и родственников. Полнометражный дебют украинского режиссера Марыси Никитюк.

«Транзит» («Transit»), реж. Кристиан Петцольд

Немецкие войска находятся недалеко от Парижа. В последний момент Георг убегает в Марсель. В его багаже хранятся рукописи, письма и мексиканская виза писателя Вейделя, который покончил с собой. Под личностью Вейделя Георг пытается проникнуть на корабль, чтобы покинуть страну. Но ему приходится застрять в местном отеле, договариваясь о бегстве. Когда же он встречает таинственную Мари, планы меняются. «Транзит» основан на одноименном романе Анны Зегерс, который она писала в изгнании. Фильм снимался в современном Марселе. После «Феникса» — еще одна попытка режиссера берлинской школы Петцольда воссоздать реальность Второй мировой войны.

«Ева» («Eva»), реж. Бенуа Жако

Современная адаптация психологического романа Джеймса Чейза — английского классика детективов, у которого уже экранизировали эту книгу в 1962 году с Жанной Моро в главной роли. Обеспеченный и многообещающий писатель Бертран во время сильной метели оказывается под одной крышей с роковой куртизанкой Евой. Им овладевает страсть, и он жертвует ради нее своим богатством, репутацией и даже близкими людьми, которые по-настоящему его любили. В ролях — Гаспар Ульель и Изабель Юппер. Сразу после участия в Берлинском кинофестивале фильм выйдет в российский прокат с 8 марта.

«Моя дочь» («Figlia mia»), реж. Лаура Биспури

Десятилетняя Виттория росла в сардинской деревне, не тронутой туризмом. Однажды на родео она встречает Анжелику, которая очень отличается от ее заботливой матери Тины. Виттория не подозревает, что две женщины связаны секретом. Тина долгое время навещала Анжелику на ферме, где Анжелика счастливо живет со старыми лошадьми и верной собакой. Тина совсем не довольна дружбой Анжелики и ее дочери Виттории. Лаура Биспури внимательна к своим героям, долго пытаясь сохранить тайну, кем они на самом деле являются. В этом ей помогает теплый свет сардинского лета. В одной из ролей — Альба Рорвакер.

«Моего брата зовут Роберт, и он идиот» («Mein Bruder heißt Robert und ist ein Idiot»), реж. Филип Гренинг

Лето. Близнецы Роберт и Елена валяются в кукурузных полях. Он помогает подготовиться ей к последнему экзамену по философии. Между разговорами о Хайдеггере Елена пытается выяснить, спал ли Роберт с ее лучшей подругой. Брат не признается. Тогда Елена заключает пари: она должна переспать с кем-то до окончания вуза; если она проиграет, Роберт получит «Фольксваген-Гольф». Филип Гренинг снял нежную драму о взрослении и сиблинг-связях.

«Музей» («Museo»), реж. Алонсо Руиспаласиос

Многолетние студенты Хуан и Уилсон намерены проникнуть в Национальный музей антропологии в Мехико и украсть драгоценные артефакты майя, в частности, погребальную маску короля Пакаля. В то время как их семьи празднуют Рождество, они приступают к делу. Все проходит без сучка без задоринки, и с рюкзаками, наполненными сокровищами, они возвращаются домой, чтобы узнать в новостях, что их поступок расценивается как государственное преступление. Фильм снят по реальным событиям 1985 года, в главной роли — Гаэль Гарсия Берналь.

«Утёйа, 22 июля» («Utøya 22. juli»), реж. Эрик Поппе

22 июля 2011 года пятьсот молодых людей, присутствовавших в летнем лагере на норвежском острове Утёйа, подверглись нападению вооруженного правого экстремиста Андерса Брейвика. В объективе камеры — 19-летняя Кайя, которая здесь проводит время со своей младшей сестрой Эмили. Сестры ссорятся, потому что Эмили не нравится в лагере, но внезапно раздается первый выстрел. Этот выстрел знаменует собой начало сумасшедшей 72-минутной реконструкции событий, снятой одним дублем. Отчаянный поиск Эмили. Страх в глазах детей. Их побег в лес. Надежда на спасение. И убийца, который все ближе и ближе.

«Матанги/Майя/M.I.A.» («Matangi/Maya/M.I.A.»), реж. Стив Ловеридж

Документальный фильм о певице и хип-хоп-иконе M.I.A., которая родилась в Шри-Ланке в семье основателя тамильского движения за независимость и вместе с братьями, сестрами и матерью бежала в Лондон в возрасте девяти лет. Ее первоначальный план состоял в том, чтобы стать режиссером-документалистом, поэтому она вернулась в Шри-Ланку как студент-искусствовед и начала снимать своих членов семьи. Ее путешествие и ее опыт жизни при военном режиме Шри-Ланки сформировали ее художественные и политические взгляды. Она начала заниматься музыкой и создала собственную эстетику, смесь уличного искусства, хип-хопа и движения мигрантов в Лондоне. Однако была раскритикована консервативной общественностью за политику поддержки тамильских повстанцев. Ловеридж использовал архивные материалы самой певицы, которые она документировала на протяжении 22 лет.

«Лицо» («Mug»), реж. Малгожата Шумовская

Яцек любит тяжелый металл и свою собаку, а еще гнать на автомобиле. Вместе с его девушкой они — короли танцпола. Чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме и заработать, Яцек строит на польско-немецкой границе самую большую статую Иисуса. Но на работе случается ужасная авария, которая полностью его обезображивает. Яцек становится первым пациентом в Польше, которому сделана трансплантация кожи лица. Теперь он больше не узнает себя в зеркале, тем временем став национальным героем и мучеником.

«Книжный магазин» («The Bookshop»), реж. Изабель Кошет

В конце 1950-х годов молодая вдова по имени Флоренс Грин решает положить конец скорби и осуществить заветную мечту. Она покупает разрушенный из-за погодных условий домик в сонном английском прибрежном городе Хардборо и открывает в нем книжный магазин. Но ее проект сталкивается с местными предрассудками и даже с сопротивлением. Провинциальные жители города, не имевшие культурных потрясений, возмущены «Лолитой» Набокова и «Фаренгейтом 451» Брэдбери. Флоренс находит родственную душу в лице затворника мистера Брандиша, но также и грозную оппонентку — госпожу Гамарт, местную покровительницу искусств. Эта адаптация романа Пенелопы Фицджеральд 1978 года — праздник библиофилии. В ролях — Патриция Кларксон и Билл Найи.

«Быть Астрид Линдгрен» («Unga Astrid»), реж. Пернилла Фишер Кристенсен

Байопик о молодости писательницы Астрид Линдгрен. Астрид и ее братья и сестры довольны, что растут на родительской ферме в Виммербю. Хотя их повседневная жизнь полна строгих религиозных обрядов, их мать Ханна и отец Самуил поощряют детское чувство свободы и вместе с тем могут обеспечить безопасность. Родители Астрид отдают ее в среднюю школу, рассадник буржуазии, а затем не сопротивляются, когда она становится стажеркой в редакции местной газеты. Владелец газеты Рейнхольд Бломберг влюбляется в нее, так в 18 лет Астрид беременеет и принимает важное решение: она отказывается выйти замуж и решает заботиться о себе и своем сыне Лассе самостоятельно.

«Предчувствие» («Yocho»), реж. Киеси Куросава

Что-то не так, и Эцуко первая это замечает. Небо выглядит по-другому, Эцуко внезапно начинает слышать странные звуки, и вокруг нее происходит все больше необъяснимых вещей: зеркальные поверхности искажаются, а поведение людей меняется. Они падают, и их руки, похоже, болят. Все признаки указывают на то, что конец света близок. Известный японский режиссер Киеси Куросава на основе одноименного мини-сериала создал фильм, который является смесью научной фантастики, триллера и семейной драмы.

«Мэдлин Мэдлин» («Madelineʼs Madeline»), реж. Жозефина Декер

Премьера этого фильма состоялась на «Сандэнсе» и получила хорошую критику. Иногда Мэдлин — кошка, иногда — черепаха. Но даже когда она Мэдлин, трудно сказать, играет ли она роль Мэдлин. В глазах ее беспокойной матери (Миранда Джулай) она — человек с явным психическим расстройством, которое требует ухода и лечения. Но на сцене, в театральной мастерской Мэдлин — сильная, впечатляющая и очень естественная. Жозефина Декер задает вопрос: что является переходным возрастом, а что психическим расстройством, и какие границы имеет творчество?

«Редкое событие» («The Rare Event») реж. Бен Риверс и Бен Расселл

Режиссеры-авангардисты Бен Риверс и Бен Расселл задокументировали трехдневный «Форум идей», посвященный нереализованной выставке Жан-Франсуа Лиотара «Сопротивление» (1983). В объективе — философы, мыслители, кураторы и художники.

«Две базилики» («Two Basilicas»), реж. Хайнс Эмигольц

Завсегдатай Берлинале Эмигольц продолжает свои архитектурные изыскания. В этот раз он сравнивает две церкви: протестантскую церковь Грундтвига в Копенгагене и католический собор в Орвието. Горизонтальное встречает вертикальное, север встречает юг, мистика встречает радость жизни, протестантизм встречает католицизм, ясность встречает сложность.