12 лучших хорроров года

27 декабря 2017 в 15:14
Станислав Зельвенский рекомендует самые тревожные, страшные и смешные фильмы ужасов 2017 года.

«Гончие любви»/«Hounds of Love», реж. Бен Янг

Пара из австралийского города Перт похищает, насилует и убивает молодых женщин, их последняя жертва — старшеклассница. Мрачнейший криминальный фильм по мотивам реальных событий. Тут есть элементы «Молчания ягнят» (и даже прямая цитата оттуда), но это не столько триллер, сколько балабановщина с поправкой на климат; действие даже происходит примерно тогда же, когда «Груз 200». Неторопливая, неумолимая драма про провинциальную безысходность и семейные сложности: у маньяков проблема с детьми, у жертвы — с родителями.

«Лекарство от здоровья»/«A Cure for Wellness», реж. Гор Вербински

Яппи из Нью-Йорка становится пленником роскошного швейцарского санатория с водными процедурами. Что-то вроде «Суспирии» или «Феномена» в постановке автора «Пиратов Карибского моря» (ну и «Звонка») и с большим бюджетом: угри, страшные легенды, старички, Томас Манн. Дружно обруганный, с треском провалившийся в прокате фильм, который, несмотря на все свои несовершенства, заслуживал лучшей участи — тут есть чем полюбоваться, над чем похихикать и уж как минимум это не скучно.

«Оно»/«It», реж. Андрес Мускьетти

Семеро школьников против инфернального клоуна Пеннивайза, живущего в канализации городка Дерри. Настоящий большой хоррор-блокбастер, причем не часть франшизы — редкое по нынешним временам явление. Вдобавок это и правда хороший фильм: страшненький, трогательный и красивый. Телеверсия 1990 года с ее малобюджетной жутью тоже была вполне ничего, но, конечно, главный роман Кинга требовал большого экрана и соответствующих спецэффектов. Посмотрим, как аргентинец Мускьетти справится с более сложной, взрослой половиной дилогии, ну а к этой вопросов практически нет: шарики, колодец, заброшенный дом, первые поцелуи, дети под песню «Cure» весело отмывают ванную от крови.

«Оно приходит ночью»/«It Comes at Night», реж. Трей Эдвард Шульц

Две семьи прячутся в лесной избушке, пытаясь выжить в мире, пораженном неизвестным вирусом, и не сойти с ума. Не очень страшный, но по-настоящему тревожный фильм, в котором элементы постапокалиптического хоррора раскрывают динамику семейных и соседских отношений, ответственности, солидарности. В целом Шульц приходит к грустному выводу, что чем больше авторитарной любви, тем меньше шансов на счастливый конец.

«Песнь тьмы»/«A Dark Song», реж. Лиам Гэвин

Женщина снимает особняк где-то в валлийской глуши и за большие деньги нанимает специалиста по оккультизму (нервного бородача, похожего на программиста), чтобы тот провел с ней сложный каббалистический ритуал, занимающий много месяцев. Замечательный ирландский инди-хоррор — умный, печальный фильм про внутренних демонов и борьбу с ними. Даже если правильно догадаться, к чему там все идет, финал — поразительный.

«Прочь»/«Get Out», реж. Джордан Пил

Молодой черный фотограф едет знакомиться с богатыми родителями своей белой девушки и попадает в сюрреалистический кошмар. Четверть миллиарда в прокате, почетное место во всех возможных топах — трудно не отметить, что симпатичный, но все-таки не то чтобы сногсшибательный фильм несколько перехвалили. С другой стороны, американцам изнутри, наверное, виднее — и, судя по всему, эта сатира, ставящая диагноз нынешнему расовому климату в США, действительно нащупала нерв момента. Сделано в любом случае остроумно и бодро.

«Смотри по сторонам»/«Better Watch Out», реж. Крис Пековер + «Няня»/«Babysitter», реж. МакДжи

Идеальный двойной сеанс: два хоррора, некоторым образом очень похожих, а некоторым — зеркальных, про 12-летних мальчиков и их сексапильных бебиситтерш. «Смотри по сторонам» чуть посерьезнее (но ненамного), «Няня» — совсем шутка. И там и там иронически обыгрываются приемы жанра, даже нескольких — триллера про домашнее вторжение, оккультного хоррора, подростковой комедии и так далее. В обоих — очень удачные злодеи. Если выбирать, то МакДжи, пожалуй, повеселее, как ни странно это говорить про одного из худших режиссеров на свете и обладателя точно худшего псевдонима.

«Счастливого дня смерти»/«Happy Death Day», реж. Кристофер Лэндон

Студентка-стерва снова и снова проживает свой день рождения, который всякий раз заканчивается тем, что ее убивает неизвестный в маске пупса. Идея простая, но хорошая: что если бы «День сурка» был слешером. Стремительный ритм, приятные актеры (особенно главная актриса), более чем достаточно остроумных поворотов на отведенные полтора часа. Не «Крик», конечно, но очаровательная безделица, заслуженный хит.

«Счастливой охоты»/«Happy Hunting», реж. Джо Дитч, Луи Гибсон

Американский люмпен отправляется в Мексику, где у него, как выяснилось, есть дочь, но по дороге останавливается в приграничном городке, жители которого раз в год устраивают охоту на людей. Полный черного юмора кровавый вестерн категории «Б», злой, увлекательный и социально ответственный (избиратели Трампа отстреливают бродяг и прочих нежелательных элементов). Мотив охоты на человека, мягко говоря, не нов, но тут есть свежий элемент: герой — запойный алкоголик и может функционировать, только выпив что-нибудь спиртосодержащее, хотя бы денатурат.

«Сырое»/«Raw», реж. Джулия Дюкорно + «Тельма»/«Thelma», реж. Йоаким Триер

Героиня «Сырого» поступает в ветеринарное училище, где учились ее родители, а сейчас учится старшая сестра, и из вегетарианки становится каннибалом. Героиня «Тельмы» поступает на биофак, влюбляется в другую студентку и открывает в себе паранормальные способности. Понятно, что и каннибализм, и телекинез тут используются как метафоры плотских радостей и оба фильма — в первую очередь чувственные, опасные драмы взросления. Норвежский вариант — ледяной и прекрасный, французский — обжигающий, грязный, противный, внезапно смешной. «Тельма» заслуживает внимания, «Сырое», пожалуй — лучший хоррор года.