Зельвенский про «Звездные войны»: разбираем «Последних джедаев»

14 декабря 2017 в 14:07
Станислав Зельвенский о том, чем восьмой эпизод «Звездных войн» Райана Джонсона похож на фильм «Тор: Рагнарек».

Первый орден пытается добить Сопротивление: Генерал Хакс (Доналл Глисон) руководит наступлением, принцесса-генерал Лея (Кэрри Фишер) — отступлением. Верховный лидер Сноук (Энди Серкис) продолжает воспитывать Кайло Рена (Адам Драйвер). Рей (Дейзи Ридли), разыскавшая Люка Скайуокера (Марк Хэмилл), уговаривает его вернуться или хотя бы научить ее обращаться с Силой. Очнувшийся Финн (Джон Бойега), договорившись с По Дэмероном (Оскар Айзек), берется вместе с умницей из техперсонала (Келли Мари Трэн) пробраться на вражеский корабль и сделать там что-то техническое.

Сценаристы воскресших «Звездных войн» не балуют фанатов изощренными сюжетами: если первая серия новой трилогии полностью — помимо представления персонажей — была посвящена поискам карты к убежищу Люка Скайуокера, главная задача второй — объяснить, зачем, собственно, вся галактика с таким волнением его искала. Ответ в итоге дается, но не очень убедительный: есть подозрение, что все прекрасно обошлись бы и без Скайуокера. Впрочем, лучше не начинать думать в этом направлении. «Последние джедаи» — самый длинный фильм франшизы (два с половиной часа), и он полон, разумеется, разнообразных событий, но по большому счету происходит в нем чрезвычайно мало, почти ничего. И единственный настоящий поступок — не реакцию в духе «прыгай сюда» или «взорви это», а выстраданное действие с серьезными последствиями — здесь совершает тот же персонаж, что и в «Пробуждении Силы»; он же, соответственно, единственный, кто может называться главным героем.

Райан Джонсон («Кирпич», «Петля времени»), которому этот фильм доверили не только снять, но и в одиночку написать, очевидно, получил от «Диснея» определенную свободу: вторая серия довольно сильно отличается от первой, поставленной Дж.Дж.Абрамсом (третью часть тот недавно снова забрал себе). Хотя изменения эти вполне популистские и вряд ли могли огорчить начальство: в первую очередь стало больше шуток. Причем не простодушного лукасовского характера, а как бы мета: они смешны скорее не сами по себе, а в контексте героического эпоса, как, например, телефонный звонок в начале фильма. Они сбивают пафос — рецепт, многократно опробованный в «Марвеле», соседнем отделе «Диснея»; другое дело, что в какой-то момент пафоса не остается вовсе и кино превращается в экшен-комедию со спецэффектами (см. «Тор-3», например) — судьба, которая едва ли устроит «Войны».

Пока этого не произошло, но в ту сторону сделаны большие шаги. Пора признать, например, что в новой трилогии нет нормального зла — а значит, нет нормальной, непризрачной угрозы. Адам Драйвер — симпатичнейший артист, и его Эдиповы метания, наверное, лучшее, что есть в новых «Войнах», но неужели мы всерьез должны бояться человека, который ходит в маске, чтобы быть похожим на дедушку-суперзлодея? Маску он здесь наконец выбросит, но осадок останется. И без маски в случае с Драйвером, как ни странно это звучит применительно к такому молодому артисту, все же мешает шлейф его ролей совсем другого рода. Да и загадочный верховный лидер Сноук надежд не оправдал, оказавшись существом скорее неприятным, чем зловещим, и тоже закомплексованным — иначе трудно объяснить гигантскую голограмму при его вполне заурядных настоящих размерах (но надо отдать должное вкусу Сноука в дизайне интерьеров). Про генерала Хакса и говорить нечего — во втором фильме он просто паяц, нацист из военных комедий.

С силами добра ситуация немногим лучше. Разумеется, на бородатого Хэмилла, который тут что-то вроде капризного шаолиньского гуру, посмотреть приятно. И конечно, роль Кэрри Фишер после ее смерти обрела трагическое измерение, которое не может не растрогать (хотя у нее есть пара очень странных эпизодов). Или Лора Дерн с фиолетовыми волосами и в компании какой-то носатой женщины — кто против? Но в новом призыве нет никого даже вполовину такого харизматичного, как молодой Форд (да и как старый Форд). Точнее, есть — Оскар Айзек, но ему почему-то выделили самую плоскую комсомольскую роль во всей трилогии.

В отсутствие лидера и внятной центральной истории действие постоянно скачет между тремя линиями. Самая скучная — военная: монотонные перестрелки космических кораблей, героические броски на амбразуру, борьба хорошего с лучшим и немного с плохим. Вторая — приключения Финна и его новой подруги. Там фильм уходит куда-то в сторону, посвящен в основном тому, как мы все вместе ненавидим капитализм (мы же правда ненавидим его, разрастающаяся компания «Дисней»?), но немного оживает с появлением Бенисио Дель Торо.

И наконец, третья — первая, если угодно, — линия отдана Скайуокеру, Рей и Рену: про джедаев, стороны Силы и все вот это. Тут Джонсон позволяет себе откровенно психоделические пассажи, разбавляя их смешными зверушками, скромными сюрпризами и сражениями на световых мечах. В конце все три дороги, естественно, соединятся в одном месте, и там Джонсон придумал — точнее, немножко украл из фильма «Побег из Лос-Анджелеса» — эффектный финал. Что тут можно сказать. По общему мнению, это один из лучших эпизодов «Звездных войн». Учитывая, что всего их восемь и три все ненавидят, «один из лучших», может быть, и не очень большое достижение. Но одно из самых больших на данный момент.