Детектив «Страйк» по Джоан Роулинг: самый обыкновенный безногий сыщик в мире

7 сентября 2017 в 15:46
Стартовал сериал «Страйк» — экранизация детективных романов сказочницы Джоан Роулинг, написанных под псевдонимом. Уже вышел «Зов кукушки», на очереди — «Шелкопряд» и «На службе зла». «Афиша Daily» объясняет, почему это шоу следует смотреть без завышенных ожиданий.

В то время как фэнтези по Джоан Роулинг продолжают исправно выходить на больших экранах, экранизации «взрослых» романов писательницы пока что обосновались на экранах малых. Вслед за «Случайной вакансией» состоялся релиз еще одного сериала производства BBC One по произведениям Роулинг — разбитый на главы «Страйк».

После памятного разоблачения все уже давно в курсе, что детективы про частного сыщика Корморана Страйка Роулинг пишет под псевдонимом Роберт Гэлбрейт — и для нее это своего рода арт-терапия. Устав от магии и волшебников (настолько, что пьесу «Проклятое дитя» автор «Гарри Поттера» доверила сочинять посторонним драматургам), британская писательница решила выйти за пределы колдовского круга. Но поскольку ее книги славны не только социальной сатирой, но и остросюжетностью — Роулинг и вне сказок продолжает делать упор на захватывающее повествование. И детективный жанр ей в этом главный помощник.

За три года (с 2013-го по 2015-й) Роулинг выпустила сразу три романа про Корморана Страйка и его очаровательную, смекалистую помощницу Робин Эллакотт: «Зов кукушки», «Шелкопряд» и «На службе зла». Все три книги были оперативно экранизированы — и сейчас одна за другой выходят на канале BBC One. Всего будет показано семь серий про разные дела Страйка. Так «Зов кукушки» посвящен расследованию убийства супермодели Лулы Лэндри, «Шелкопряд» — пропаже скандального писателя Оуэна Куайна, а самая кровавая часть «На службе зла» — поискам Шеклуэллского потрошителя.

Впрочем, помимо детективной составляющей самой ценной и твердой валютой «Страйка» остаются психологические портреты персонажей, бытовые зарисовки из их жизни, взаимоотношения героев. После прочтения книг сериал в этом смысле может показаться несколько конспективным — ему бы не помешал чуть более внушительный хронометраж, чем по-спартански сдержанный сезон в две-три серии. Не успеваешь распробовать историю, как она уже закончилась. Это вообще характерная особенность постановок по Джоан Роулинг: на экране они часто съеживаются как шагреневая кожа и теряют в художественном весе, если за них берутся не талантливые постановщики вроде Альфонсо Куарона, а ремесленники уровня Дэвида Йейтса и телевизионщики.

Трейлер «Зова кукушки»

Не секрет, что «Вакансию» сгубила плохая инсценировка: постановщики так старательно сгладили все углы, что по-настоящему ершистое и злое произведение превратилось в добродушного колобка. Преимущество «Страйка» в том, что по сравнению с той же «Вакансией» (и уж тем более с «Гарри Поттером») это изначально никакой не шедевр, а произведение по-своему интересных средних достижений. Поэтому и его экранизация выглядит так же — перед нами добротный сериальный нормкор. В этой весовой категории шоу смотрится хорошо — не в последнюю очередь благодаря славным главным героям.

В сериале Корморана и Робин играют симпатичные британские актеры Том Берк и Холлидей Грейнджер. Может показаться, что роли им выдали по какой-то специальной хогвартовской квоте — крестный отец Берка — Алан Рикман из «Гарри Поттера», а у Холлидей, как и у Гермионы, фамилия Грейнджер, — однако это не так.

Они неплохо попадают в выписанные Роулинг образы — особенно стоит отметить актрису Грейнджер. Ее Робин должна быть именно такой — не красивой, но привлекательной, не гениальной, но сообразительной. Чуть сложнее дело обстоит с Кормораном — безногим ветераном Афганистана, сыном рок-звезды, превратившимся в сыщика. У Роулинг это «настоящий громила, высоченный, заросший, как медведь гризли, да еще с брюшком; похож на боксера-неудачника, привлекательности — ни на грош, возраст — за сорок, да еще волосы, как на лобке». Играющий его Берк — красавчик Долохов из недавней британской «Войны и мира» — выглядит недостаточно брутально для этой роли, несмотря на свою характерную многодневную щетину. Даже за обрюзгшим видом ему сложно скрыть свою привлекательность. Однако через замкнутость, странное чувство юмора и не менее своеобразные манеры он достаточно точно передает суть своего персонажа.

Это важно, потому что на химии между Кормораном и Робин строится львиная доля обаяния роулинговских детективов. Они — каркас этой истории, как отношения Гарри, Рона и Гермионы для поттерианы. Страйк, словно Бэтмен, не просто находит себе верного напарника по имени Робин, но еще и идеального партнера. Благодаря поддержке своего шефа Робин со временем наконец-то честно признается себе, что на самом деле хочет заниматься сыскным делом. Но нельзя не заметить, что помимо дружеских отношений с каждой серией героев все сильнее начинает тянуть друг другу, — и это вполне понятное любовное притяжение (у Робин жених — редкостный сноб, а бывшая Страйка — жуткая стерва), потому что персонажи так часто сталкиваются с простыми и понятными человеческими проблемами, что делает их ближе не только друг к другу, но и к нам — зрителям.

Трейлер эпизодов под заголовком «Шелкопряд», с 10 сентября

Герои не обладают какими-то сверхъестественными способностями: Корморан не «Шерлок» и даже не «Лютер», а Робин не «Девушка с татуировкой дракона». Это обычные люди — говоря роулинговским языком, маглы. Поэтому их расследования чуть более прозаичны и лишены неустанного экшена — и по стилистике ближе к какому-нибудь располагающему «Детективному агентству «Лунный свет». Но в том-то и плюс, что эта история не про суперменов и волшебников, а про людей из соседнего двора. За их похождениями интересно наблюдать именно потому, что в них так легко узнать себя — скучающих обывателей, жаждущих приключений и настоящего дела.