«Клим» vs. «Лютер»: чем сериал Первого канала отличается от оригинала

25 февраля 2016 в 15:29
На этой неделе Первый канал завершает показ сериала «Клим» — российского ремейка британского «Лютера». «Афиша Daily» посмотрела все серии и обнаружила, что отличий между оригиналом и копией гораздо больше, чем казалось на первый взгляд.

Материал раскрывает некоторые детали сюжета обоих сериалов — осторожно: спойлеры.

Идрис Элба vs. Константин Лавроненко

Канонического Джона Лютера сложно представить без фирменных ужимок чернокожего английского щеголя и экстремала Идриса Элбы — для актера это настоящий прорыв, роль-талисман, недавно он получил очередную порцию наград за четвертый сезон.
Действие русского ремейка перенесли из Лондона в Санкт-Петербург, а здешнего «Лютера» Клима Рощина играет Константин Лавроненко, у которого похожее твидовое пальто и старенькая голубая «вольво», но все равно совершенно иная пластика и темперамент. Вместо темнокожего вспыльчивого брутала на экране расхаживает хладнокровный интеллектуал с благородной сединой, полный молчаливой строгости, хорошо знакомой зрителю еще по фильмам Звягинцева.

Наш Лютер с волчьим чутьем и старой Nokia

Если Лютер упоминал об ученой степени в области филологии, то русскому Климу подобрали более мудреное научное прошлое — он был этологом, изучал поведение волков и даже некоторое время прожил внутри стаи в диких условиях. На основной сюжет этот факт никак не влияет, разве что Клим иногда по старой памяти заходит в гости к волкам в клетку, плюс это добавило некий хищнический дискурс в диалоги с Алисой (здешняя Элис Морган). Наверное, условный волчий нюх и интуиция Клима немного объясняют, с какой легкостью он зачастую вычисляет преступника среди толпы; Лютер-то делал то же самое просто потому, что он молодец.
Еще Лютер любил поразмышлять о жизни, заглядывая в бездну и стоя на опасном краю высоких зданий, а Клим заглядывает в глаза волкам, предпочитая подниматься на крыши только с надежными ограждениями. Есть предположение, что, в отличие от Лютера, Клима тянет наверх не для того, чтобы лучше думалось, а для того, чтобы просто лучше ловила мобильная связь, — ведь наш следователь пользуется в кадре старой доброй Nokia 3310.

Элис с аккордеоном и 3D-принтером

Отечественная Элис после адаптации тоже претерпела профессиональную переподготовку — в оригинале она изучала астрофизику, концентрируясь на темной материи, в русском сериале ей доверили проектирование 3D-принтеров и 3D-сканеров по заказу Минобороны, что, конечно, немного лучше объясняет ее фокус с пластиковым пистолетом. Зато русская Алиса в исполнении Дарьи Мингазетдиновой окончательно перешагнула грань хорошего вкуса, причем речь идет не о некой внешней вульгарности, а о том, как пошло героиня, например, может процитировать в беседе песню группы «ВИА Гра» или роман Достоевского. Вот еще пара занятных деталей: в свободное от 3D-печати время обрусевшая Элис удовлетворяет себя в ванной, подглядывая за спальней Клима (героиня Рут Уилсон себе такого не позволяла), а еще любит играть на аккордеоне, поднявшись на крышу. Вот она — настоящая русская душа злодейки!

Микс из сезонов

Восемь серий «Клима» вмещают основную канву первого сезона «Лютера», но слегка перетасовывают карты, заимствуя маньяков из второго. Например, русские сценаристы выкинули из сюжета первого сезона похитителя женщин и опасного таксиста (первый сезон), зато привлекли душегуба в маске и близнецов-убийц (второй сезон). Это немного меняет повествование: основная арка с женой, любовником и Алисой осталась на месте, просто фоном для нее стали другие расследования. Например, в «Климе» маньяк в маске берет в заложники не более юного полицейского, как было в оригинале, а опытного боевого товарища, которого в «Лютере» к моменту появления этого душегуба просто уже не было в сюжете. Подмена кажется незначительной, но на фоне неминуемого финального предательства этого персонажа такой ход играет новыми красками.

Баба-яга

Эпизод с кровожадным маскарадом пережил заметную адаптацию а-ля рюс: маска Джека-прыгуна из английского фольклора оказалась маской русской Бабы-яги, а сам убийца превратился из лондонского авангардного художника в неудачливого актера, вынужденного подрабатывать аниматором на детских праздниках. На самом деле получился довольно грамотный сюжетный перевертыш: благодаря тому что персонажу дописали линию с детишками на утренниках, в русском варианте еще логичнее выглядит финальный захват школьного автобуса — Баба-яга похищает детей, как ей и полагается. Правда, развязку с детьми заметно смягчили: никаких попыток отравления выхлопными газами, никто из детей не сбегал из автобуса, просто всех сразу спасли.

Беременность жены

В русской версии у Клима вполне мог бы появиться ребенок — для пущей мелодраматичности сценаристы дописали, что жена главного героя забеременела, хотя ничего подобного не было в оригинале. Это, конечно, сильно повышает ставки в финальном противостоянии, если знать развязку первого сезона. В рамках той же мелодраматической линии наши авторы переделали сцену, где Клим узнает об измене жены, — в худших русских сериальных традициях он застукивает жену с любовником в ресторане. Никаких фирменных вспышек гнева Лютера не происходит — русский Клим интеллигентно усаживается за соседний столик, издеваясь над ситуацией.

Дьявол в деталях

Вообще, в сюжете «Клима» можно обнаружить множество подобных мелких, но очень красноречивых отклонений от сюжета оригинала. Возвращаясь к той же Бабе-яге и похищению полицейского — Лютер даже не пытался спасти своего коллегу из плена (тот находит силы сбежать самостоятельно), а русский Клим в последний момент собственноручно выручает товарища от пытки крысами (голодных грызунов тоже дописали русские сценаристы). Еще один такой спорный момент происходит в эпизоде с маньяками-близнецами, когда Клим специально подделывает игральные кости, чтобы обмануть одного из братьев, хотя в оригинале Лютер не жульничал и по-настоящему надеялся только на фортуну, бросая кубики. Наконец, очень многое о наличии химии или ее отсутствии между главными героями говорит тот факт, что Клим на полном серьезе выкинул в реку пистолет Алисы, хотя Лютер в конце концов все-таки возвратил ей трофейное оружие.