На этой неделе Первый канал завершает показ сериала «Клим» — российского ремейка британского «Лютера». «Афиша Daily» посмотрела все серии и обнаружила, что отличий между оригиналом и копией гораздо больше, чем казалось на первый взгляд.

Материал раскрывает некоторые детали сюжета обоих сериалов — осторожно: спойлеры.

Идрис Элба vs. Константин Лавроненко

«Клим»

© Продюсерский центр «Среда» 1 / 2

«Лютер»

© BBC 2 / 2

Канонического Джона Лютера сложно представить без фирменных ужимок чернокожего английского щеголя и экстремала Идриса Элбы — для актера это настоящий прорыв, роль-талисман, недавно он получил очередную порцию наград за четвертый сезон.
Действие русского ремейка перенесли из Лондона в Санкт-Петербург, а здешнего «Лютера» Клима Рощина играет Константин Лавроненко, у которого похожее твидовое пальто и старенькая голубая «вольво», но все равно совершенно иная пластика и темперамент. Вместо темнокожего вспыльчивого брутала на экране расхаживает хладнокровный интеллектуал с благородной сединой, полный молчаливой строгости, хорошо знакомой зрителю еще по фильмам Звягинцева.

Наш Лютер с волчьим чутьем и старой Nokia

«Клим»

© Продюсерский центр «Среда» 1 / 4

«Клим»

© Продюсерский центр «Среда» 2 / 4

Если Лютер упоминал об ученой степени в области филологии, то русскому Климу подобрали более мудреное научное прошлое — он был этологом, изучал поведение волков и даже некоторое время прожил внутри стаи в диких условиях. На основной сюжет этот факт никак не влияет, разве что Клим иногда по старой памяти заходит в гости к волкам в клетку, плюс это добавило некий хищнический дискурс в диалоги с Алисой (здешняя Элис Морган). Наверное, условный волчий нюх и интуиция Клима немного объясняют, с какой легкостью он зачастую вычисляет преступника среди толпы; Лютер-то делал то же самое просто потому, что он молодец.
Еще Лютер любил поразмышлять о жизни, заглядывая в бездну и стоя на опасном краю высоких зданий, а Клим заглядывает в глаза волкам, предпочитая подниматься на крыши только с надежными ограждениями. Есть предположение, что, в отличие от Лютера, Клима тянет наверх не для того, чтобы лучше думалось, а для того, чтобы просто лучше ловила мобильная связь, — ведь наш следователь пользуется в кадре старой доброй Nokia 3310.

Элис с аккордеоном и 3D-принтером

«Клим»

© Продюсерский центр «Среда» 1 / 3

«Клим»

© Продюсерский центр «Среда» 2 / 3

Отечественная Элис после адаптации тоже претерпела профессиональную переподготовку — в оригинале она изучала астрофизику, концентрируясь на темной материи, в русском сериале ей доверили проектирование 3D-принтеров и 3D-сканеров по заказу Минобороны, что, конечно, немного лучше объясняет ее фокус с пластиковым пистолетом. Зато русская Алиса в исполнении Дарьи Мингазетдиновой окончательно перешагнула грань хорошего вкуса, причем речь идет не о некой внешней вульгарности, а о том, как пошло героиня, например, может процитировать в беседе песню группы «ВИА Гра» или роман Достоевского. Вот еще пара занятных деталей: в свободное от 3D-печати время обрусевшая Элис удовлетворяет себя в ванной, подглядывая за спальней Клима (героиня Рут Уилсон себе такого не позволяла), а еще любит играть на аккордеоне, поднявшись на крышу. Вот она — настоящая русская душа злодейки!

Микс из сезонов

«Клим»

© Продюсерский центр «Среда» 1 / 2

«Лютер»

© BBC 2 / 2

Восемь серий «Клима» вмещают основную канву первого сезона «Лютера», но слегка перетасовывают карты, заимствуя маньяков из второго. Например, русские сценаристы выкинули из сюжета первого сезона похитителя женщин и опасного таксиста (первый сезон), зато привлекли душегуба в маске и близнецов-убийц (второй сезон). Это немного меняет повествование: основная арка с женой, любовником и Алисой осталась на месте, просто фоном для нее стали другие расследования. Например, в «Климе» маньяк в маске берет в заложники не более юного полицейского, как было в оригинале, а опытного боевого товарища, которого в «Лютере» к моменту появления этого душегуба просто уже не было в сюжете. Подмена кажется незначительной, но на фоне неминуемого финального предательства этого персонажа такой ход играет новыми красками.

Баба-яга

«Клим»

© Продюсерский центр «Среда» 1 / 2

«Лютер»

© BBC 2 / 2

Эпизод с кровожадным маскарадом пережил заметную адаптацию а-ля рюс: маска Джека-прыгуна из английского фольклора оказалась маской русской Бабы-яги, а сам убийца превратился из лондонского авангардного художника в неудачливого актера, вынужденного подрабатывать аниматором на детских праздниках. На самом деле получился довольно грамотный сюжетный перевертыш: благодаря тому что персонажу дописали линию с детишками на утренниках, в русском варианте еще логичнее выглядит финальный захват школьного автобуса — Баба-яга похищает детей, как ей и полагается. Правда, развязку с детьми заметно смягчили: никаких попыток отравления выхлопными газами, никто из детей не сбегал из автобуса, просто всех сразу спасли.

Беременность жены

«Клим»

© Продюсерский центр «Среда» 1 / 2

«Лютер»

© BBC 2 / 2

В русской версии у Клима вполне мог бы появиться ребенок — для пущей мелодраматичности сценаристы дописали, что жена главного героя забеременела, хотя ничего подобного не было в оригинале. Это, конечно, сильно повышает ставки в финальном противостоянии, если знать развязку первого сезона. В рамках той же мелодраматической линии наши авторы переделали сцену, где Клим узнает об измене жены, — в худших русских сериальных традициях он застукивает жену с любовником в ресторане. Никаких фирменных вспышек гнева Лютера не происходит — русский Клим интеллигентно усаживается за соседний столик, издеваясь над ситуацией.

Дьявол в деталях

© BBC

Вообще, в сюжете «Клима» можно обнаружить множество подобных мелких, но очень красноречивых отклонений от сюжета оригинала. Возвращаясь к той же Бабе-яге и похищению полицейского — Лютер даже не пытался спасти своего коллегу из плена (тот находит силы сбежать самостоятельно), а русский Клим в последний момент собственноручно выручает товарища от пытки крысами (голодных грызунов тоже дописали русские сценаристы). Еще один такой спорный момент происходит в эпизоде с маньяками-близнецами, когда Клим специально подделывает игральные кости, чтобы обмануть одного из братьев, хотя в оригинале Лютер не жульничал и по-настоящему надеялся только на фортуну, бросая кубики. Наконец, очень многое о наличии химии или ее отсутствии между главными героями говорит тот факт, что Клим на полном серьезе выкинул в реку пистолет Алисы, хотя Лютер в конце концов все-таки возвратил ей трофейное оружие.