В 2017 году «Кинопоиск» перешагнул знаковый порог в 200 млн оценок. Сколько вообще фильмов имеют оценки? Что делать с накрутками? Куда дальше будет двигаться самый известный русский сервис о кино? «Афиша Daily» публикует актуальную статистику и ответы руководителя «КП» Александра Кочубея.

Факты об оценках на «Кинопоиске»

200 000 000

оценок поставлено за всю 13-летнюю историю «Кинопоиска». 200-миллионную оценку поставил пользователь «Только Так» фильму «Мальчик А» 3 февраля 2017 года.

59 872

фильма и сериала имеют рейтинг на «Кинопоиске».

8

самая популярная оценка за всю историю (22% всех оценок).

6,5

средний арифметический рейтинг всех фильмов планеты.

6,8

средний арифметический рейтинг всех сериалов на свете.

Самый высокий средний рейтинг имеют жанры аниме и биографические художественные фильмы — по 7,0.

Самый низкий средний рейтинг имеют фильмы для взрослых (5,1) и ужасы (5,4).

Кристофер Нолан

самый популярный режиссер мира по количеству оценок (средний рейтинг его фильмов — 8,0).

Леонид Гайдай

самый популярный режиссер России по количеству оценок (средний рейтинг фильмов — 7,9).

Судя по оценкам пользователей «Кинопоиска», самый лучший по рейтингу и популярный фильм планеты может снять Кристофер Нолан в жанре байопик с Джонни Деппом и Натали Портман в главных ролях. А самый рейтинговый фильм в России может снять Марк Захаров с Леонидом Куравлевым и Алисой Фрейндлих в главных ролях, тоже в жанре байопик.

Карта мира со средними арифметическими рейтингами «Кинопоиска» по странам

Никому не нравится кино из Малайзии

Меньше всего пользователям «КиноПоиска» нравятся фильмы из Малайзии. Здесь самый низкий средний рейтинг среди всех стран — 5,3.

Узбекское кино в топе

Самый высокий средний рейтинг фильмов в странах — Узбекистан (7,4) и Индия (7,2). Это связано с тем, что на «КиноПоиске» добавлены карточки только известных и по большей части хороших фильмов этих стран.

Русское кино побеждает голливудское

Средний рейтинг фильмов России (6,5) выше США (6,3) преимущественно за счет советского кинематографа (7,0).
Александр Кочубей
Александр Кочубей
© Из архива пресс-службы «Яндекса»

О том, что грядет мобильная версия сайта, HD-плеер для трейлеров и новый подход к базе сериалов:

Совсем скоро мы запустим мобильную версию сайта. Мы показали ее в декабре активным участникам сообщества в блоге «Кинопоиск изнутри», после чего начали постепенно открывать для небольшой части аудитории. Мы ориентировались на уже привычную пользователям функциональность приложения: в мобильной версии будет удобно смотреть информацию про фильмы и персон, трейлеры, покупать билеты в кино и читать редакционные материалы. Уже скоро мы обновим плеер для трейлеров, раздел с киноафишей и продажей билетов в кино — надеюсь, процесс выбора станет проще и приятнее. А в приложении появится информация об эпизодах сериалов, как сейчас есть на сайте.

Из понятных и важных задач — расширить информацию по сериалам и добавить возможность ставить оценки эпизодам. Для ее решения требуется большая подготовительная работа команды базы данных, которая поддерживает энциклопедию. Не могу пока обещать конкретных сроков, но это то, чего все — и мы тоже — очень ждут.

О борьбе с накрутками оценок:

Рейтинг «Кинопоиска» — это важный ориентир в кино как для зрителей, так и для киноиндустрии. Зрители не могут посмотреть все фильмы — и нужно как-то выбирать, а кинопроизводителям важно понимать, насколько «выстрелил» фильм, по мнению зрителей. И в этом месте происходит много интересного: из-за популярности рейтинга на «Кинопоиске» и его очевидного влияния на выбор фильма появляется много желающих повлиять на рейтинг — попытки накруток или скруток мы наблюдаем регулярно.

Но их всех ждет разочарование — все попытки влиять на рейтинг, как в положительную, так и в отрицательную сторону, пресекаются автоматически: в расчете рейтинга учитываются не все поставленные оценки, а только те, которым по мнению алгоритмов, учитывающих множество факторов, можно доверять.

Накрутчики готовы платить за голоса, но все это не работает: такие оценки попадают под фильтры и не учитываются.

О хейтерах, флешмоберах и накрутчиках:

У нас даже сложилась условная типология тех, кто ставит нечестные оценки: хейтеры, флешмоберы и накрутчики. Хейтеры пользуются принципом «Не смотрел, но осуждаю» в отношении фильмов отдельной студии или режиссера. Флешмоберы по разным причинам призывают накрутить оценку в плюс или минус. Накрутчики готовы платить за голоса, но все это не работает: такие оценки попадают под фильтры и не учитываются. Да, периодически появляются новые способы накрутки, но у нас есть система мониторинга, которая сигнализирует нам в случае любой подозрительной активности, позволяя быстро реагировать на них.

При этом мы сохраняем прозрачность — для каждого фильма есть подробная страница со всеми оценками, на ней отображаются как подозрительные, так и честные оценки, но, повторюсь, в расчете рейтинга учитываются не все поставленные оценки, а только те, которым можно доверять. Часто информация о подозрительных оценках на этой странице вызывает вопросы, беспокойство или становится поводом для привлечения внимания к фильму, но она лишь отражает наш несовершенный мир, где нельзя доверять абсолютно каждому и где бывают нечестные люди.

О порнофильмах в базе «Кинопоиска»:

Да, в энциклопедии «Кинопоиска» есть карточки фильмов для взрослых, большую часть из них предлагают добавить сами пользователи, которые вообще являются одним из главных источников информации о фильмах и актерах. Вот, например, за 2016 год активисты прислали почти 250 тысяч запросов на добавление или исправление информации в энциклопедии.

Фильмы такой категории не составляют значимую часть каталога «Кинопоиска». Они не участвуют в списках, в поиске лучших фильмов или в топах, их можно найти на сайте только по конкретному названию или из фильмографий актеров. Поэтому посещаемость этой части энциклопедии невысокая. Смотреть такие фильмы на сайте нельзя.

При этом с энциклопедической точки зрения они могут представлять для кого-то интерес. Например, есть актриса Саша Грей, она снялась у Содерберга в «Девушке по вызову». У нее есть поклонники — они не только добавляют все фильмы с ее участием, но и пишут рецензии на них. Или взять фильмы для взрослых из 70-х. Они вообще демонстрировались в кинотеатрах, а The New York Times писала на них многостраничные обзоры.

Поэтому мы к пользовательским запросам на добавление таких фильмов относимся так же, как ко всем остальным: проверяем (ориентируемся на разные источники — англоязычную киноэнциклопедию IMDb, «Википедию» и другие) и, если фильм действительно существует, добавляем его в энциклопедию.

Об огромной системе «Кинопоиска»:

В прошлом году у нас появился новый главный редактор, Лиза Сурганова, а в начале этого года в качестве ее заместителя пришел Слава Чемоданов. Редакция расширила число внештатных авторов, развивает новые рубрики и форматы: еженедельные видеоанонсы о том, что посмотреть в кинотеатрах, статьи о творческих методах режиссеров, инфографику, прекрасные фестивальные спецпроекты — Канны, Торонто. В начале этого года эксперты из редакции вместе с аналитиками сделали большое исследование про российское кино в XXI веке.

Что касается «Кинопоиска+» — он стал площадкой для экспериментов с онлайн-смотрением, а на YouTube и в соцсетях мы развиваем новые форматы видео. При этом все, что обычно интересует зрителей, можно найти на основном сайте.

Я бы не сказал, что элементы экосистемы «Кинопоиска» живут какой-то отдельной жизнью. По сути, «Кинопоиск» — это платформа, которая соединяет людей и кино: зритель находит фильм по своим интересам, а фильм находит своего зрителя. И нам важно помочь каждому найти интересное о кино и рассказать о нем в удобном формате — в виде текста, видео, новости или карточки в энциклопедии. И сложность, конечно, в том, чтобы одновременно с развитием не потерять это объединяющее свойство.