10 лучших фильмов 2016 года: версия Антона Долина

3 января 2017 в 17:47
Фантастика, хорроры, новый Джармуш, «Дуэлянт» и другие главные фильмы года, увиденные Антоном Долиным в прокате или на кинофестивалях.

«Патерсон» («Paterson»), Джим Джармуш, США

Чистейшей прелести чистейший образец — и, как бы невероятно это ни звучало, возможно, лучший фильм Джима Джармуша. Водитель автобуса по фамилии Патерсон пишет стихи в своем родном городе под названием Патерсон. Камерная кинематографическая поэма, бессюжетная и забавная, трогательная и парадоксальная, нежная и по-буддистски отстраненная: нечто вроде автопортрета Джармуша. Блестящая роль Адама Драйвера, изумительная работа оператора Фредерика Элмса, постоянно звучащие в кадре и за кадром стихи. Ну и вообще, фильм, который хочется поставить на авторепит и смотреть бесконечно.

Локализованный трейлер

Подробнее о фильме

Интервью с Джимом Джармушем

«Сьераневада» («Sieranevada»), Кристи Пую, Румыния

Восхитительно сложная картина от основоположника «новой румынской волны». В тесном захламленном пространстве одной квартиры большая семья бесконечно готовится к поминкам, которые никак не могут наступить; все уже сходят с ума от голода и усталости, а за стол не зовут. «В ожидании Годо» или же Бога (ждут священника) оборачивается здесь абсурдно долгим приготовлением обеда. За невидимой камерой-вуайеристом, кажется, спрятан призрак умершего отца семейства. К Сьерра-Неваде (слово намеренно написано с двумя ошибками) фильм не имеет категорически никакого отношения, установить эту смысловую связь — работа зрителя.

Подробнее о фильме

«Под покровом ночи» («Nocturnal Animals»), Том Форд, США

Психологический триллер о болезненности расставания, о предательстве и браке, о насилии физическом и виртуальном. Фильм-матрешка, в котором режиссер-модельер демонстрирует владение даже не ремеслом, но искусством играть на самых болезненных струнах. При этом Форд удивительно деликатен: говоря об интимном, он избегает манипуляции. Мастер провокации и виртуоз «дурного вкуса» завлекает публику так же искусно и постепенно, как автор романа в романе (и фильма в фильме) — свою бывшую жену, которой посвящен его дебютный опус. Кроме всего прочего, это еще и кино о механизмах чтения и — шире — восприятия. В заочном противостоянии мужчины и женщины побеждает мужчина, но в актерском противоборстве Джейка Джилленхола кладет на обе лопатки женщина — упоительная Эми Адамс.

Подробнее о фильме

«Тони Эрдманн» («Toni Erdmann»), Марен Аде, Германия

Главный европейский хит года, лучший фильм года по версии Европейской киноакадемии и обладатель премии ФИПРЕССИ в Каннах (до последнего времени все были уверены, что картина возьмет и «Золотую пальмовую ветвь»). Вдохновленная, опять же, румынским современным кино — недаром действие разворачивается в Бухаресте — трагикомедия о молодой успешной женщине, «офисной рабыне», не замечающей своего рабства, и ее пожилом шутнике-отце, решившем нанести ей неожиданный визит. То едкий, то трогательный, но избегающий прямой сентиментальности фильм о преемственности и конфликте поколений разыгран филигранно точно прекрасным актерским дуэтом Сандры Хюллер и Петера Зимонишека. Некоторые сцены — особенно голой вечеринки на дне рождения героини и исполнения ею песни Уитни Хьюстон — заслуживают того, чтобы войти в историю кино.

Подробнее о фильме

«Прибытие» («Arrival»), Дени Вильнев, США

Лингвистическая фантасмагория о переводе с инопланетного языка — и еще один фильм с исключительной работой Эми Адамс. Научная фантастика года, первый настолько масштабный проект канадского режиссера — выходца из фестивального артхаусного гетто. Экранизируя интеллектуальную повесть лауреата премий «Хьюго» и «Небьюла» Теда Чана, Вильнев ставит вопросы первичности бытия или сознания, заодно выясняя, как мышление связано с нашим восприятием времени. Медитативный ритм картины вводит зрителя в своеобразный транс, ошарашивая неожиданным финалом. В общем, есть причины ждать с еще большим нетерпением продолжение «Бегущего по лезвию», которое сейчас доделывает со своей командой тот же Вильнев.

Подробнее о фильме

Интервью с режиссером

«Дурное место» («La región salvaje»), Амат Эскаланте, Мексика

И опять научная (или антинаучная?) фантастика, в центре которой контакт инопланетного разума с щупальцами и человеческих особей. На этом сходства с «Прибытием» заканчиваются. Адепт жесткого социального кино и бывший соратник Карлоса Рейгадаса, получивший за свой предыдущий фильм «Эли» режиссерский трофей в Каннах, Амат Эскаланте снял нечто противоположное — и ухитрился опять заслужить серебро, на сей раз в Венеции. «Дурное место» — фильм-галлюцинация, вызывающая на экран тени Говарда Лавкрафта, Анджея Жулавского и Дэвида Кроненберга. Его темы — сексуальная неудовлетворенность и трансформация человека, решившего отказаться от цивилизации. Визуально картина напоминает «Антихриста», хотя снимал ее оператор «Меланхолии» Мануэль Альберто Кларо.

Подробнее о фильме

«Служанка» («Ah-ga-ssi»), Пак Чхан Ук, Южная Корея

Возможно, самая виртуозная картина экс-кинокритика, лидера современного корейского кино, человека уникальной эрудиции и отваги. Автор впечатляющих «Олдбоя» и «Жажды» переносит викторианский сюжет в оккупированную японцами Корею, чтобы почти час вешать зрителю лапшу на уши — делать вид, что снимал готический детектив. Потом вступает в действие «эффект Расемона»: оказывается, все иначе, чем нам казалось. Стоит привыкнуть к изменившейся картине мира, и все опять выворачивается наизнанку. Любовный треугольник на фоне наглой аферы в ретрокостюмах оборачивается лесбо-феминистским манифестом, направленным против патриархального сознания. В процессе принимают участие дух маркиза де Сада и закадровый осьминог-людоед. Guilty pleasure года при здравом рассуждении оказывается не таким уж и guilty.

Подробнее о фильме

«Она» («Elle»), Пол Верхувен, Франция

Триумфальное возвращение живого классика европейского кино к жанру эротического триллера, эталонные образцы которого он в свое время снимал и в родной Голландии («Четвертый мужчина»), и в Голливуде («Основной инстинкт»). Впервые работая в стране, языком которой он не владеет, Верхувен изготовил безупречно французский фильм — разговорный и нарциссичный, — добавив к этому своей фирменной динамики и юмора. Еще поразительнее возраста режиссера (ему 78) — возраст исполнительницы главной роли, неподражаемой Изабель Юппер: ей 63. Что никак не мешает ее героине стать жертвой изнасилования, а потом ответить насильнику — и всему миру — так, что мало не покажется.

Подробнее о фильме

Интервью с Полом Верхувеном

«Отщепенцы» («The Bad Batch»), Ана Лили Амирпур, США

Молодая иранка, учившаяся в Лондоне и живущая в США, невероятно метко предсказала победу Дональда Трампа. В ее гротескной антиутопии барьер между миром «нормальным» и «ненормальным» уже построен. Отщепенцы — наркоманы, преступники, нелегалы, бездомные — разделились на два лагеря. В одном эпикурейцы, вкушающие сладостное безделье и не замечающие в наркотическом дыму, что еда постепенно кончается. Во втором — прагматичные брутальные каннибалы. Героиня, модельного вида блондинка, в первые минуты фильма лишается руки и ноги, но это — только начало истории. Среди ее колоритных персонажей — такие актеры, как Джейсон Момоа, Кеану Ривз и Джим Кэрри (без единой реплики).

Подробнее о фильме

«Дуэлянт», Алексей Мизгирев, Россия

Редчайший случай: отечественное экспериментальное авторское кино в формате высокобюджетного блокбастера. Параноидально подробный мир воображаемого Петербурга XIX века здесь служит фоном для жестокой трагедии человека, потерявшего свое «я». Формально наследуя романтизму Бестужева-Марлинского, сценарист и режиссер Мизгирев переосмысляет образы прозы Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Достоевского. Самый стильный, беспощадный и депрессивный фильм российского кино, обычно нацеленного на лицемерный позитив и умозрительную доброту. Даже если вас ослепят мужественность Петра Федорова и харизма Владимира Машкова, не пропустите главное сокровище — актерскую работу гения немецкой сцены Мартина Вуттке.

Подробнее о фильме

Списки лучших фильмов года по версии Антона Долина: 2015, 2014, 2013.