В Голливуде помимо всем известных любимцев снимается множество популярных актеров, которых все знают в лицо, но не по имени. «Афиша Daily» собрала дюжину наиболее талантливых из них.

Майкл Айронсайд

«Сканеры»

1 / 6

«Вспомнить все»

2 / 6

Канадский актер, который в 80-е и 90-е переиграл кучу злодеев — не в последнюю очередь благодаря демонической внешности. В его коллекции — Дэррил Ривок из «Сканеров», Рихтер из «Вспомнить все» и генерал Катана из неканонического «Горца-2». В нулевые актер, правда, утонул в несусветном трэше вроде «Мутантов», лишь изредка выбираясь на поверхность благодаря «Машинисту», «Наблюдению» и четвертому «Терминатору». К всеобщей радости в прошлом году он сыграл злодея в сайфай-боевике «Турбо пацан», проходящего по ведомству той же восьмидесятнической ностальгии, что «Кунг Фьюри» и «Очень странные дела». Тем не менее нельзя сказать, что актер всю свою жизнь играет только антагонистов. В его портфолио, например, есть роль лейтенанта Джина Расчека — командира «Звездного десанта». Если кто-то чудом до сих пор не видел, как герой Айронсайда кричит новобранцам: «Ну что, гориллы, вы собрались жить вечно!», тот ничего не видел в кино.

Луис Гусман

«Полиция Майами: Отдел нравов»

1 / 5

«Тюрьма «Оз»

2 / 5

Характерный пуэрториканский актер с внешностью головореза — именно в таком брутальном амплуа он впервые и предстал перед телезрителями в сериале «Полиция Майами: Отдел нравов». Затем последовали другие фильмы и сериалы, в которых Гусман с одинаковым успехом играл то бандитов, то полицейских. К середине 90-х стал своим человеком в Голливуде и по-настоящему незаменимой фигурой: он мог, например, появиться в обеих частях «Пути Карлито» — причем в разных ролях. Применение таланту Гусмана нашли и Пол Томас Андерсон, и Стивен Содерберг. Кстати, несмотря на большую занятость в кино, Гусман продолжает появляться и на ТВ: отсидев в свое время три года в «Тюрьме «Оз», Луис недавно снова вернулся в мир криминала, сыграв в нетфликсовском сериале «Нарко» колумбийского наркобарона Хосе Родригеса Гачу. Впрочем, среди своих самых любимых работ актер называет не гангстерские драмы, а мелодраму «С праздниками ничто не сравнится», рассказывающую о большой пуэрториканской семье — совсем как у самого Гусмана.

Дэвид Харбор

«Квант милосердия»

1 / 5

«Великий уравнитель»

2 / 5

Дэвиду Харбору повезло: благодаря роли шерифа Хоппера в сериальном хите «Очень странные дела» зрители наконец смогли с первого взгляда узнать его в «Отряде самоубийц» — раньше бы такого не случилось. Вряд ли бы вы до этого с такой же легкостью вспомнили цэрэушника из «Кванта милосердия», коррумпированного фэбээровца из «Черной мессы», совестливого полицейского на службе у русской мафии из «Великого уравнителя» или лютого маньяка из «Прогулки среди могил». Но это в прошлом: звездный час ранее недооцененного Харбора, кажется, наступил.

Джованни Рибизи

«Друзья»

1 / 6

«Секретные материалы»

2 / 6

Рибизи начинал на телевидении, где играл брата Фиби (Лиза Кудроу) в «Друзьях» и парня, в которого ударила молния, в «Секретных материалах». Первой значительной картиной в его фильмографии стало «Шоссе в никуда» Дэвида Линча, а первой по-настоящему прибыльной — «Спасти рядового Райана». Хотя в обоих проектах запомнить Рибизи было достаточно сложно. Гораздо лучше отпечатывались в памяти его персонажи из драмы «Бойлерная», где он дружил с Вином Дизелем, и из нашумевшего триллера «База Клейтон», где он практически весь фильм пролежал на больничной койке. Из последних его киноработ достойны упоминания пьющий криминальный репортер из экранизации «Ромового дневника» и патологичный любитель плюшевых мишек из «Третьего лишнего». Рибизи — яркий второплановый актер, которого вы видели в массе фильмов, но не из тех звезд, чьи фотографии пользователи публикуют у себя на страницах в соцсетях. Ситуацию мог бы исправить новый сериал «Хитрый Пит», который заказал Amazon, но и у него начались проблемы: с проекта ушел шоураннер Дэвид Шор, его место занял Грэм Йост, продюсирующий сериал «Американцы».

Джеймс Кромвелл

«Бэйб»

1 / 5

«Секреты Лос-Анджелеса»

2 / 5

Несмотря на фамилию как у известного британского тезки, Джеймс Оливер Кромвелл не английский, а американский актер, что, конечно, не мешает ему с успехом играть британцев. Так, например, в «Королеве» ему досталась роль мужа Елизаветы. На заре карьеры актер играл преимущественно в классическом и экспериментальном театре, а также на телевидении. Массовому зрителю он стал известен только в зрелом возрасте по роли хозяина «Бэйба» — самого вежливого поросенка на свете (надо полагать, установить контакт со свинюшкой актеру было легко, Кромвелл — вегетарианец, а после этого фильма стал еще и этическим веганом). Впрочем, несмотря на свою добродушную внешность, актер может сыграть и откровенных подонков — как в «Секретах Лос-Анджелеса» и «Генеральской дочери». Особенно хорош Кромвелл был в экранизации романа Стивена Кинга «Участь Салема», где создал лучший образ отца Дональда Каллахана из всех имеющихся в постановках этой книги.

Роберт Дави

«Лицензия на убийство»

1 / 2

«Маньяк-полицейский»

2 / 2

Итальянские корни дали о себе знать — Дави чуть было не стал оперным певцом. Однако отдал предпочтение кинематографу, где пригодилось его умение играть харизматичных злодеев: в 16-м фильме бондианы «Лицензия на убийство» Роберт исполнил роль наркобарона, чьим прототипом стал Пабло Эскобар, а в приключенческой комедии «Шпана и пиратское золото», из которой вырос уже не раз упомянутый сериал «Очень странные дела», — бандита, питающего слабость к пению. Без эпизодического появления Дави не обходились такие важные боевики 80-х и 90-х, как «Крепкий орешек» и «Хищник-2», но настоящий бенефис актера состоялся в сериале «Профайлер» и хоррор-трилогии «Маньяк-полицейский», где он снялся у Уилльяма Ластига — племянника боксера Джейка ЛаМотты, о жизни которого повествует «Бешеный бык». По иронии судьбы Дави недавно сам сыграл в неавторизованном сиквеле этой картины — в «Быке из Бронкса», но ее уровень, как и уровень большинства последних фильмов с участием актера (а среди них есть и «нетленки» Александра Невского), оставляет желать лучшего.

Майкл Сталбарг

«Серьезный человек»

1 / 5

«Подпольная империя»

2 / 5

Лучше всего Сталбарга характеризует роль в «Людях в черном-3», где он сыграл арканианца Гриффина, живущего одновременно в нескольких вероятных мирах, — актер умудряется существовать в самых разных киновселенных, что важно, в абсолютно разных ипостасях. В голове с трудом укладывается, что рефлексирующего еврея Ларри Гопника из «Серьезного человека» и нью-йоркского гангстера Арнольда Ротштейна из «Подпольной империи» играет один и тот же человек. Почти наверняка, каждый раз завидев на экране этого актера (в «Жасмин» или в «Трамбо»), вы хлопали себя по лбу и задавались вопросом «Кого-то он мне напоминает?!».

Эрика Элениак

«В осаде»

1 / 3

«Конвоиры»

2 / 3

Лихие 90-е — время актрис-фотомоделей с пышными формами. Достойную конкуренцию Памеле Андерсон и Анне Николь Смит в этом деле составила Эрика Элениак — девушка месяца по версии журнала «Playboy» 1989 года. Именно Элениак эффектно выпрыгивала из торта в боевике «В осаде» со Стивеном Сигалом и сексапильно ходила в наручниках в «Конвоирах» с Томом Беренджером. В итоге именно «Конвоиры» девушку и сгубили: после провала не самого худшего, к слову, фильма Денниса Хоппера она стала сниматься преимущественно в фильмах категории «Б», из которых «Байки из склепа: Кровавый бордель» — далеко не самый худший пример.

Хоуп Дэвис

«Дорога на Арлингтон»

1 / 4

«О Шмидте»

2 / 4

Надо полагать, что у актрисы, чье имя на русский переводится как «надежда», все надежды оправдались: она одна из востребованных артисток в Голливуде, пусть не все сразу вспомнят, как ее зовут. Хоуп прославилась благодаря ролям в маленьких независимых фильмах, после чего последовали такие крупные проекты, как «Дорога на Арлингтон», драма «О Шмидте» и безумно смешная комедия «Матадор». Впрочем, помимо фильмов Дэвис не меньше времени уделяет театру (играет на Бродвее) и сериалам. Из последних ее телепроектов — сайфай «Уэйуорд Пайнс», в котором она из первого сезона все-таки перекочевала во второй, хотя за ее героиню были опасения.

Ким Диккенс

«Меркурий в опасности»

1 / 7

«Дар»

2 / 7

Роль в «Невидимке» у Пола Верхувена чуть не стала для Диккенс определяющей: на протяжении долгого времени она оставалась такой же невидимкой, растворившись в ролях второго плана в «Меркурии в опасности», «Доме из песка и тумана», «Даре». Выйти на свет актрисе помогли сериалы телеканала HBO: «Дедвуд» и «Тримей». А после роли упертого детектива в «Исчезнувшей» не осталось сомнений: Диккенс теперь никуда не исчезнет из зоны широкого зрительского внимания. Подтверждение тому — ее участие сериале «Бойтесь ходячих мертвецов» и новом фильме Тима Бертона «Дом странных детей мисс Перегрин».

Пит Постлтуэйт

«Приключения королевского стрелка Шарпа»

1 / 4

«Во имя отца»

2 / 4

Запомнить имя этого англичанина, было так же непросто, как и выговорить его, но Постлтуэйт не собирался брать псевдоним — с такими физиогномическими особенностями он ему и не был нужен. Удивительное лицо актера впечаталось в память навсегда — в частности, после «Приключений королевского стрелка Шарпа», где он сыграл одного из антагонистов. Вообще, актер часто играл характерных злодеев или монахов (что неудивительно, в детстве он хотел стать священником) у Брайана Сингера, База Лурмана и Стивена Спилберга. Последний однажды даже назвал Постлтуэйта «возможно, лучшим актером в мире». К сожалению, это высказывание никак не было подкреплено кинонаградами: Постлтуэйт редко играл главные роли (все-таки по большей части он был гением эпизода) и всего единожды номинировался на «Оскар» за роль в «Во имя отца», но уступил Томми Ли Джонсу.

Желько Иванек

«Семь психопатов»

1 / 3

«Операция «Арго»

2 / 3

Иванек по-настоящему плодовитый телеактер, который снялся почти в шестидесяти (!) сериалах (от «Убойного отдела» до «24 часов», от «Героев» до «Схватки»). Неудивительно, что из-за такой занятости на ТВ в кино он появляется существенно реже. Однако, меняя маленький экран на большой, этот американец словенского происхождения, как правило, не разменивается на всякую чепуху, снимаясь либо у великих уровня Ларса фон Триера («Танцующая в темноте», «Догвиль», «Мандерлей»), либо у пробивных талантов вроде Мартина МакДонаха («Семь психопатов»), либо в оскароносных картинах типа «Операции «Арго». Не забывает артист и про высокобюджетные проекты («Падение «Черного ястреба», «Эволюция Борна», «Люди Икс: Апокалипсис»). Словом, настоящий универсал.