Одной из самых амбициозных теленовинок этого лета стал сериал «Проповедник» канала AMС и создателей Сета Рогена, Эвана Голдберга и Сэма Кэтлина. Максим Сухагузов остался недоволен первым сезоном, но с интересом дождется второго.

Том Круз погиб, Бог скрылся в неизвестном направлении, в аду все стабильно, в рай можно позвонить по видеотелефону, а на маленький городок в Техасе с неба свалился вампир. В этой системе координат возникает эквивалентный местный священнослужитель Джесси — бывший бандит и нынешний выпивоха с наглым лицом Старка-старшего из фильмов Marvel и бабника «Флеминга», то есть актера Доминика Купера. После срыва одного из ограблений Джесси расстался со своей музой Тюлип, стал священником в родной захолустной дыре, где внезапно впитал силу, равную божественной, а по сути — просто обрел дар убеждения, как у главного злодея «Джессики Джонс». При этом заглавного героя быстро начинаешь недолюбливать, а вампира в исполнении британца Джозефа Гилгана, которого сначала заявляли как балбеса и алкаша, а в итоге его единственной отрицательной чертой оказалась нелюбовь к фильмам братьев Коэн, — обожать. Съемки проходили в славном городе Альбукерке, где снимали «Во все тяжкие», отсюда много милых деталей вроде того, что здесь до ада можно добраться с той же остановки, откуда Уолтер Уайт уезжал на схрон.

Божественная комедия про бунтаря-священника, вампира-гопника, тупых ангелов и литры крови сопровождала разнеженную аудиторию практически на протяжении всего лета. За это время шоу Сета Рогена и компании по мотивам любимого комикса из 1990-х колебалось и шалило, как артериальное давление в жару. Сериал эффектно раскупорил летнее межсезонье, кормил ожиданиями, интриговал своими амбициями, работал вхолостую в тени «Игры престолов», схватывал на лету, провисал в знойном дуракавалянии, но вроде бы закончил за здравие.

После первого сезона осталось странное ощущение, похожее на послевкусие от другого известного сериала AMC — «Лучше звоните Солу»; вроде бы хочется смотреть это дальше, но что это было и зачем — непонятно. Если последователи «Во все тяжкие» выстроили вокруг этой сюжетной прокрастинации особый уют, то вот шоу Рогена и друзей чувство меры и стиля постоянно подводит.

В итоге весь первый сезон выглядит сплошным 10-часовом пилотом к неким основным грядущим событиям, которые вот-вот должны начаться, да все никак не начнутся. Это похоже на правду, тем более что шоу заканчивается ровно на том, на чем начинается комикс: троица главных героев наконец-таки едет искать Бога. Сериал так долго топтался на месте, чтобы в итоге сообщить, что больше половины заявленных персонажей вы даже не увидите во втором сезоне. Все начнется заново.

Возможно, по этим причинам авторы страдают от чрезмерной зависимости от сцен якобы «большого стиля», кровопусканий и постоянных попыток взбодрить зрителя. В этой череде удивительных визуальный кульминаций уже значатся: кровожадная схватка с бензопилой в церкви, бесконечная битва с бессмертной женщиной в номере отеля, предыстория в жанре вестерн ковбоя-убийцы и, конечно же, финальный видеозвонок Богу по инфернальному скайпу с последующим подрывом доверия и взрывом. Но дело в том, что до конечного зрительского оргазма они так и не доводят.

Лучше всего ситуацию с сериалом описывает емкое русское слово «понты». Авторы «Проповедника» очень много понтовались перед достопочтенными зрителями (конечно, к этому располагает и хулиганский комикс-первоисточник), бравируя шок-сценами и зачастую искусственно завышая количество крутизны на единицу времени. Не то чтобы за этим зрелищем было неинтересно наблюдать (наоборот, все время ждешь, какой же фокус они выкинут в следующий раз), но смысла в этом, к сожалению, было не больше, чем, скажем, в бесконечном просмотре тизеров и трейлеров к обещанному зрелищу.

В этом ракурсе Роген и другие создатели «Проповедника» похожи на братьев Даффер с их «Очень странными делами»: вроде бы парни с горящими глазами делают все то же самое, что когда-то делали все остальные крутые парни, но в этом духоподъемном действе даже Бог оказался фейком. В отличие, кстати, от комикса, где всамделишный Господь появлялся на станицах уже совсем скоро. Впрочем, сравнивать с комиксом нет никакого желания. Для тех, кто читал первоисточник, даже хорошо, что сюжет первого сезона практически никак не перекликается с ним, иначе следить за развитием событий было бы уже не так занятно.

Хотя нет — вот отдельное спасибо за неканоническую, но искусную трактовку уничтожения паствы проповедника Джесси. Просто в этом городе было слишком много дерьма. Это пять.

Страница «Афиша–Сериалы»