Почему сиквелы и ремейки кинохитов, выходящие сразу на Disney+, так плохи?

26 января 2023 в 20:00
Каждый год на стриминге Disney+ выходят продолжения и переосмысления классических диснеевских фильмов и мультфильмов. Но их, как правило, невозможно смотреть. Евгений Ткачев рассказывает почему и советует один действительно хороший сиквел.

Стриминг Disney+ запустился в конце 2019-го, но за три года так и не стал убийцей «Нетфликса». Самая популярная часть его каталога — сериалы из киновселенных «Марвел» и «Звездных войн» (из которых, впрочем, только «Андор» забрался в топ-250 «Кинопоиска»). Также немалую его часть составляют фильмы, а еще сиквелы и ремейки диснеевских (и не только) кинохитов. Вот на них хотелось бы остановиться подробнее.

Одним из первых оригинальных тайтлов стриминга стал совершенно необязательный игровой ремейк классического диснеевского мультфильма «Леди и бродяга» (1955) про любовь кокер-спаниельки из высшего общества и уличного дворняги. «Необязательный» — вообще ключевая характеристика для большинства фильмов видеосервиса, которые снимаются как будто для того, чтобы просто заполнить Disney+ новым контентом. Но даже этот новый контент подчас является лишь кособокой переделкой старого.

«Леди и Бродяга» (2019), реж. Чарли Бин

«Lady and the Tramp»

«Мышиная студия» любит нанимать каких‑нибудь инди-кинематографистов и мамблкорщиков, чтобы они актуализировали ее классику. Так, над сценарием «Кристофера Робина» работал Алекс Росс Перри («Королева Земли», «Золотые выходы», «Ее запах»), а над «Леди и Бродягой» — Эндрю Бужальски («Смешно, ха-ха», «Взаимопонимание», «Поддержите девушек»). Однако Бужальски не стал осовременивать классовый конфликт фильма: события все также происходит в двадцатые, но это какие‑то очень фантазийные двадцатые. У него хватило фантазии только на то, чтобы придумать душещипательную предысторию Бродяге, перенести место действие в Новый Орлеан (чтобы половина актерского состава была темнокожей, а за кадром играл джаз) и сменить пол псу Джоку (он стал девочкой).

Что касается говорящих фотореалистичных собак, то они, в отличие от анимационных лапочек из революционной картины пятидесятых годов («Леди и бродяга» стал первым диснеевским мультфильмом, снятым в широкоэкранной системе CinemaScope), вызывают не умиление, а священный ужас. Также в новом фильме раздражает заскорузлая кошачья репрезентация. Снова кончеными злодейками выведены кошки. Мало того, что от этих персонажей веет расистским душком из 1950-х (в мультфильме это были сиамки Си и Ам), так еще коты-злодеи такое набившее оскомину клише, которое нуждается в немедленной ревизии.

«Один дома» (2021), реж. Дэн Мейзер

«Home Sweet Home Alone»

Еще более отбитым получился ремейк народной комедии «Один дома» (1990), вышедший на Disney+ в 2021 году, потому что студия «20th Century», на которой была снята оригинальная картина, теперь принадлежит «Диснею». Из классической дилогии Криса Коламбуса в ремейк перекочевал только Девин Ратрей — старший брат Кевина Макалистера, ставший полицейским. А так история строится вокруг совершенно новых героев — и она ужасна. Мало того, что с возрастом при пересмотре таких фильмов, как «Один дома» и «Трудный ребенок», начинаешь ассоциировать себя не с непоседливым ребенком, а с несчастными взрослыми, так еще в ремейке «Один дома» взрослые — никакие не злодеи. Это семейная чета Макензи (Элли Кемпер и Роб Дилейни), еле сводящая концы с концами. Супруги думают, что один богатый и очень неприятный мальчик (Арчи Йейтс) украл у них страшно дорогую фарфоровую куклу, поэтому решают ее вернуть.

Стоит заметить, что классовый конфликт был и в оригинале, где маленький самоуверенный мажор (Маколей Калкин) противостоял двум ворам (Джо Пеши и Дэниел Стерн). Но все же домушники Гарри и Марв, несмотря на свой низкий социальный статус, были откровенно неприятными персонажами. Другое дело — несчастная семейная пара, которая всего лишь хочет вернуть свою вещь. Смотреть на то, как над ними издевается нахальный мальчик-нацист из «Кролика Джоджо», не только физически больно, но и этически некомфортно. Эти люди явно не заслужили обрушившегося на них потока страданий. Непонятно, что было в головах у сценаристов, которые придумали настолько морально неоднозначную историю. И совершенно понятно, почему на киношных ресурсах у фильма стоят оценки в диапазоне от двойки до тройки по десятибалльной шкале.

«Пиноккио» (2022), реж. Роберт Земекис

«Pinocchio»

Не менее страшным получился «Пиноккио» Роберта Земекиса. Некогда великий режиссер настолько увлекся технологией mocapЗахвата движения., что теперь в его фильмах за спецэффектами не разглядеть людей. Диснеевскому «Пиннокио» не повезло выйти в один год с блистательным «Пиноккио Гильермо дель Торо», да и позапрошлогоднему «Пиноккио» Маттео Гарроне он проигрывает вчистую. И дело не только в том, что Гарроне и дель Торо — визионеры, создающие свои миры, но и в том, что они не побоялись без купюр перенести на экран довольно жуткий текст Карло Коллоди (интересней факт: изначально у Коллоди деревянный человечек вообще погибал, будучи повешенным на дереве, но ради гонорара автор решил написать продолжение сказки). У Земекиса подобной мрачностью и не пахнет. Как и оригинальный диснеевский мультфильм 1940 года, игровой ремейк — такая же рафинированная экранизация, лишь слегка меняющая акценты в финале. Больше всего она похожа на приключения постаревшего Форреста Гампа (плотника Джеппетто играет Том Хэнкс) в «зловещей долине»Uncanny valley — явление, основанное на гипотезе, сформулированной японским ученым-робототехником и инженером Масахиро Мори. Согласной ей робот или другой объект, выглядящий или действующий почти как человек, вызывает неприязнь и отвращение у людей-наблюдателей.. Сложно не поежиться, глядя на компьютерных Пиноккио, сверчка Джимини и (особенно) котенка Фигаро.

«Зачарованная-2» (2022), реж. Адам Шенкман

«Disenchanted»

«Верните мой 2007-й», — решили на стриминге Disney+ и сняли сиквел «Зачарованной» чудесной сказки 15-летней давности, рассказывающий про то, как анимационная принцесса Жизель (Эми Адамс) попала в реальный мир. В оригинале продолжение остроумно называется «Разочарованная», потому что в нем повествуется о том, что случилось с Жизель спустя все эти годы. У нее с возлюбленным Робертом (Патрик Демпси) родился свой ребенок, а ее приемная дочка Морган (Габриелла Бальдаккино) выросла в нескладную девочку-подростка. По сюжету семья переезжает из Нью-Йорка в пригород, а Жизель рефлексирует по поводу того, что жизнь не похожа на сказку. Тогда она загадывает желание, которое на ее беду сбывается: пригород превращается в волшебную страну, а о том, как все было раньше, помнит только героиня Эми Адамс.

Мало того, что авторы фильма повторили сюжет «ВандыВижен» из соседнего каталога Disney+, так еще и не смогли вдохнуть в него жизнь. Надо признать, что сначала встреча со старыми героями радует (хотя Морган играет не Рейчел Ковей, а Габриелла Бальдаккино, Ковей все равно появится в картине в небольшой роли), но затем история начинается сдуваться, как плохо надутый праздничный воздушный шарик. В отличие от тоже несовершенной «ВандыВижен», «Зачарованной-2» не хватает интриги, а ее создателям — остроумия на два часа экранного времени, поэтому третий акт в фильме выглядит откровенно затянутым. Плюс центральный конфликт ленты будто бы высосан из пальца: если Ванда потеряла возлюбленного и создала вокруг себя иллюзорный мир, напоминающий ситкомы, то Жизель просто бесится с жиру.

«Фокус-покус-2» (2022), реж. Энн Флетчер

«Hocus Pocus 2»

А вот еще один запоздалый сиквел — на этот раз вообще фильма 30-летней давности. «Фокус-покус» (1993) вышел практически одновременно с экранизацией «Ведьм» по Роальду Далю, поэтому их иногда путают. Хотя это очень разные истории. Если «Ведьмы» — сатира, то «Фокус-покус» — чистая комедия про трех салемских ведьм (Бетт Мидлер, Кэти Наджими и Сара Джессика Паркер), которых спустя 300 лет на Хеллоуин случайно пробуждают трое подростков (Омри Кац, Винесса Шоу и Тора Берч). Фильм Кенни Ортеги — отличное семейное кино и невиннейшее развлечение, а вот сиквел Энн Флетчер — уже не просто фильм для детей, а картина, обремененная важной социальной миссией, поэтому авторы даже немного переписали предысторию сестер-ведьм. Уже на третьей минуте сиквела Флетчер обелила героинь, а главным злодеем сделала патриархальное общество. В этом нет ничего удивительного: иначе кино про ведьм в 2022 году снять невозможно, ведь колдуньи — мизогинистский сказочный троп.

Другое дело, что если бы такой прогрессивный сиквел вышел в 2002 году, то это было бы революционное кино, а сейчас оно выглядит не только запоздалым, но и чертовски конъюнктурным: все-таки «Дисней» — дико консервативная студия, которая подстраивается под тренды, а не задает их. К тому же режиссерка, делающая из сестер-ведьм жертв, не отвечает на один крайне неудобный вопрос: как быть с детьми, которых они съели? Кстати, насчет детей: три главные героини-зумерки весь фильм ходят с такими недовольными лицами, как будто они снимаются не в веселом семейном кино, а в тяжелой драме о подростковой жизни. Это накладывает свой отпечаток, как и манера съемки. После лампового, снятого на пленку оригинала очень тяжело смотреть холодный цифровой сиквел. Цифровая камера — убийца волшебства, как и современный «Дисней».

Бонус: сиквел, который удался — «Чип и Дейл спешат на помощь» (2022), реж. Акива Шаффер

«Chip ’n Dale: Rescue Rangers»

Кажется, что все эти фильмы снимаются исключительно для того, чтобы извлечь прибыль из миллениальской ностальгии. Выросшие на диснеевской анимации и кино представители поколения Y обязательно посмотрят продолжения любимых картин. Подобная финансовая модель изначально выглядит порочной (вместо того, чтобы придумать что‑то новое, студия паразитирует на старом), а при низком уровне сиквелов и ремейков вообще кажется неликвидной. Тем не менее на стриминге все же есть один сиквел, который удался. Это игровое продолжение мультсериала «Чип и Дейл спешат на помощь» (1989–1990). Об его успехе свидетельствуют не только высокий рейтинг у критиков, но и оценки простых пользователей.

На самом деле рецепт успеха фильма достаточно прост. Авторы картины (режиссер Акива Шаффер и озвучивающий Дейла актер Энди Сэмберг — оба из комедийного трио The Lonely Island) не только не побоялись вывернуть диснеевский канон наизнанку, но и использовали безотказный прием из великого «Кто подставил кролика Роджера?» (1998) Роберта Земекиса. В «Чипе и Дейле» мультяшки и люди живут бок о бок, а «Спасатели»Так называется команда Чипа, Дейла, Рокфора, Гайки и Вжика. оказываются всего лишь актерами популярного телешоу, которое давно закрылось, а его звезды разбежались. Тем не менее исчезновение Рокфора способствует их реюниону, а детективная интрига заставит героев встретиться лицом к лицу с демонами прошлого. Это очень пост-, а где‑то уже и метамодернистское произведение, в котором обилие пасхалок не заслоняет собою грустную историю о кострах амбиций и сказку о потерянном времени. Иными словами, The Lonely Island поставили ленту, больше похожую на картины Земекиса, чем новый фильм самого Земекиса.