Только свистни, он появится: каким получился приквел «Майора Грома» в 1990-х?

23 декабря 2022 в 18:52
Фото: «Кинопоиск»
1 января на «Кинопоиске» выходит «Гром: Трудное детство», приквел «Майора Грома» про лихие девяностые. Василий Говердовский посмотрел фильм и рассказывает, нужно ли за него погибать молодым.

1990-е, бандитский Петербург. Юный Игорь Гром (Кай Гетц) возвращается домой. В зажатом кулаке — деньги, на лице — отчаяние, с губ срывается признание, что он серьезно напортачил. Перемотка назад. В Петербурге царит свобода и хаос, а все мысли Игоря и его лучшего друга Игната (Владимир Яганов) заняты тем, как бы раздобыть денег на поездку в Диснейленд. Ради заветной мечты парни готовы даже на сомнительные авантюры. Тем временем отец Игоря, принципиальный коп Костя Гром (Сергей Марин), вместе со своими напарниками пытается отловить загадочного суперзлодея Анубиса.

«Трудное детство» — приквел прошлогоднего «Майора Грома: Чумной Доктор», очередной попытки российского кино найти собственную супергероику. Несмотря на заметные амбиции, экранизация комиксов Bubble плохо прошла в прокате, заработав лишь половину своего внушительного бюджета. Зато неожиданно нашла себя на стриминге: фильм, насколько можно верить словам всех причастных, зашел аудитории «Кинопоиска» и попал на зарубежный Netflix, где провисел какое‑то время в топе самого просматриваемого кино. Приквел в итоге стал эксклюзивным часовым спешелом «Кинопоиска», который видеосервис собирается положить под елку своим подписчикам 1 января. И там ему самое место.

Фильм Олега Трофима не был лишен задора, но страдал от собственной вторичности. С одной стороны, «Майор Гром» зеркалил штампы и кинематографические находки западного кино, а с другой — не стремился найти собственную идентичность хотя бы в месте действия: от духа Санкт-Петербурга в фильме остались лишь фасады зданий. Для полноценного ответа Marvel полнометражный «Майор Гром» мало что мог предложить зрителю, который и так находится на бесконечной подпитке супергеройским кино. Зато оказался уместным на том же Netflix, который устроил ренессанс непритязательным и дорогим боевикам категории «Б».

И если кинематографические достоинства и недостатки «Грома» обсуждались редко — ну кино как кино, — то идеологическая сторона вызвала, за неимением более адекватного определения, срач. По большому счету «Майор Гром» был слишком оторван от реальности, чтобы претендовать на какое‑то политическое высказывание. И все же попытки авторов зацепиться за российскую действительность попали по больному месту. Эскапизм эскапизмом, но наивно полагать, что кино про хорошего полицейского над законом, фальшивого революционера и бездумных протестующих не взбесит людей, которые последние десять лет либо огребали от ОМОНа на митингах, либо смотрели на это в соцсетях.

Создатели «Грома» учли раздраженность российского общества, и «Трудное детство» вышло настолько аполитичным, насколько это было возможно, чтобы сохранить тему 1990-х. Прежняя консервативность выдает авторов только в мелочах — например, в камео казахских бандитов (потому что ну кем еще быть азиату в российском кино) и выборе референсов: это опять западные боевики рубежа веков. Герой Даниила Воробьева, напарник Грома-старшего, с его двумя пистолетами и зачесанными назад волосами, в самый драматичный момент падающими на глаза, выглядит откровенным оммажем кинематографу Джона Ву.

Это любопытный нюанс: авторов «Грома» часто ругали за охранительский настрой, но для патриотических мракобесов они слишком очарованы западной культурой.

«Трудное детство», как подсказывает название, показано преимущественно детскими глазами, в которых разгул бандитизма до поры до времени выглядит декорацией для легкомысленных приключений. Как и «Очень странные дела», новый фильм Bubble ловит поп-культурный дух эпохи, преимущественно игнорируя политику времени. Пугать этими 1990-ми никого не будут, да и кто тут испугается на фоне новостей последних месяцев. Мне, человеку 1994 года рождения, сложно оценить ностальгическую заряженность «Трудного детства»: святая троица пепси — пейджер — эмтиви никак не откликается в моем сердце. Но кто‑то наверняка смахнет слезу на «Буду погибать молодым» Мистера Малого и цитатах из «Черного плаща». 1990-е — это прикольно, йоу.

Но что же остается тем, кого ностальгия по 1990-м никак не трогает? Не так уж много. Над «Трудным детством» работала та же команда, что и над «Майором Громом», так что приквел получился плюс-минус таким же, как и оригинал — энергичным, технически компетентным, с хорошим кастом, но довольно вторичным и не особо запоминающимся. Разве что с антагонистом на этот раз вышло похуже, потому что реальный злодей приквела — это жадность. Драматургический хребет фильма — трогательная история любви отца и сына, но расцвести ей мешают скромный хронометраж новогоднего спешела. Приквел просто не успевает набрать скорость, а его кульминация вышла откровенно смазанной.

Впрочем, все это наверняка будет второстепенно для фанатов «Грома». Сложно сказать, насколько многочисленна фан-база франшизы Bubble — сборы «Чумного Доктора», напомню, были печальны, — но она достаточно преданная и громкая, чтобы превратить в событие и «Трудное детство». Вдобавок приквел выходит в другое время. Российские зрители сейчас изолированы от голливудских блокбастеров. Конечно, есть торренты, но аудитория успела привыкнуть к удобству стримингов, где фильмы и сериалы находятся от тебя на расстоянии кнопки. Создатели «Грома: Трудное детство», может, и мечтают о международном признании и первых местах в топе Netflix, но их фильм слишком хорошо укладывается в логику импортозамещения.

6
/10
Оценка
Василия Говердовского