Дневники «Кинотавра-2021»: ежедневный блог фестиваля русского кино

19 сентября 2021 в 16:04
В Сочи завершился 32-й кинофестиваль «Кинотавр» (с 18 по 25 сентября), официальным партнером которого в этом году выступил мультимедийный сервис Okko. Читайте ежедневный киноблог о том, что происходило, что говорили и что показывали на фестивале, — в специальном материале «Афиши Daily» с дневниками «Кинотавра».

🔮 День 8-й, финальный

Последний день «Кинотавра» — наименее событийный, но важный, ответственный и подводящий итоги всего фестиваля.

Вечернюю программу открывала церемония закрытия «Кинотавра». Шесть дней члены жюри смотрели фильмы основного конкурса (всего их было 15), и вот настала пора раздавать призы. Как часто бывает, награды несколько удивили, но было бы странно, если бы критики и люди из индустрии мастерски и безошибочно угадывали победителей и проигравших. Награды 32-го «Кинотавра» распределились следующим образом:

  • Главный приз: «Море волнуется раз», режиссер Николай Хомерики;
  • Приз за лучшую режиссуру: Владимир Мункуев («Нуучча»);
  • Приз имени Олега Янковского за лучшую мужскую роль: Павел Деревянко («Подельники»);
  • Приз за лучшую женскую роль: Ольга Бодрова («Море волнуется раз»);
  • Приз имени Даниила Дондурея за лучший дебют: «Общага», режиссер Роман Васьянов;
  • Приз за лучшую операторскую работу: «Молоко птицы» (Николай Желудович);
  • Приз имени Григория Горина за лучший сценарий: «Капитан Волконогов бежал» (Наташа Меркулова, Алексей Чупов);
  • Приз имени Микаэла Таривердиева за лучшую музыку: «Медея» (Алексей Ретинский);
  • Специальный диплом жюри за «вдохновение и нежность безумия»: «Герда».

Лишний раз напомним, кто оценивал конкурсантов на 32-м «Кинотавре». Жюри основного конкурса возглавляла актриса Чулпан Хаматова. Вместе с ней картины судили режиссер Петр Буслов, продюсер Петр Ануров, сценарист Олег Маловичко, киновед Лилия Немченко, оператор Юрий Никогосов и актер Петр Федоров.

Победители определены, но фестиваль на этом не закончился. Зрителей ждал финальный аккорд — фильм закрытия «Кинотавра». Последней показанной в этом году картиной в зале Зимнего театра стала драма Киры Коваленко «Разжимая кулаки».

Шахтерский город Мизур расположен среди гор в Северной Осетии. К нему не подобраться: с одной стороны — скала, с другой — Транскавказская магистраль (от домов ее отделяет гигантский забор), дальше — горная река и другая гора. В таком мире, отгороженном от всех, живет девушка Ада (Милана Агузарова). В одной квартире с ней — строгий отец Заур (Алик Караев) и младший брат со особенностями развития Дакко (Хетаг Бибилов). Мальчик очень привязан к старшей сестре и при любой удобной возможности лезет к ней обниматься. Старший брат Ады и Дакко — Аким (Сослан Хугаев) — при первом же подвернувшемся случае умотал в Ростов-на-Дону. Куга угодно, лишь бы подальше от чересчур заботливого и не знающего никаких личных границ отца. Ада была бы рада отправиться вслед за Акимом и вырваться из этого тесного мира со средневековыми законами, но Заур спрятал ее паспорт в надежном месте, а, приходя домой, сразу же закрывает дверь на ключ. Девушка работает в маленьком магазинчике продавщицей, а вечерами сидит дома. По городу ее возит папа на старой «Ниве». Ада ждет, что Аким однажды вернется и заберет ее отсюда. На крайний случай есть набивающийся в женихи, но нелюбимый Тамик (Арсен Хетагуров).

Картина Киры Коваленко «Разжимая кулаки» стала первым в истории отечественным фильмом, завоевавшим гран-при программы «Особый взгляд» Каннского фестиваля. А на «Кинотавре» прошла российская премьера ленты. Это жесткая и честная драма о положении женщин на Северном Кавказе и в то же время история взросления через боль и травмы (как минимум психологические). Фильм снят на осетинском языке и демонстрируется с русскими субтитрами. Картина практически полностью состоит из крупных планов героев, чаще всего Ады. Ручная камера оператора Павла Фоминцева фиксирует малейшие изменения на ее лице и реакции на деспотичное поведение отца, любовь младшего брата и ухаживания Тамика. В картине всего два профессиональных актера: народный артист Осетии Алик Караев и дебютантка, студентка из Владикавказа Милана Агузарова.

Для Киры Коваленко «Разжимая кулаки» стал лишь вторым фильмом в карьере. Пять лет назад она дебютировала камерной драмой «Софичка», снятой по прозе Фазиля Искандера. Новая картина — более зрелая работа, в которой еще сильнее заметен авторский почерк и живая интонация, напоминающая о некоторых фильмах Александра Николаевича Сокурова. Коваленко закончила его экспериментальную мастерскую в Нальчике.

В картине не так много диалогов, но она могла бы и вообще быть бессловесной. Это чистая хореография, движения героев и касания в новом фильме Коваленко важнее любых речей.

32-й «Кинотавр» подошел к концу. Спасибо, что читали нас. Встретимся через год, конечно же, в Сочи.

🔮 День 7-й

Седьмой день фестиваля снова начался с показа пилотных эпизодов двух проектов.

Актеры Ольга Сутулова и Ян Цапник представили второй сезон комедийного сериала Романа Волобуева «Последний министр». Проект выходит на «КиноПоиск HD». Зрителям показали одну получасовую серию. В первом сезоне Тихомиров (Цапник) был назначен министром перспективного планирования. До этого он был главой затонувшего города Малая Пышма. Власти страны рассчитывают, что чиновнику удастся быстро уничтожить подведомственное министерство, но у забавного дурачка свои планы. Его правая рука, Нечаева (Сутулова), копит деньги на свой собственный остров в южных морях, но помогает Тихомирову сохранить лицо. Второй сезон начинается в январе. Еще не успев выйти из отпуска, министр объявил войну коррупции, чем озадачил свое руководство. В то же время все его идеи можно повернуть в свою сторону. «Последний министр» остается актуальной сатирой на нашу политическую реальность и пытается показать ее выдуманную внутреннюю кухню, схватку бульдогов под ковром.

Триллер «Самка богомола» выйдет на видеосервисе Start 14 октября. Проект представили режиссер Нурбек Эген («Шерлок в России») и актриса Ирина Розанова. Жанна Дронова (Розанова) уже почти 20 лет сидит за решеткой. На счету серийной убийцы по прозвищу Самка богомола 8 растерзанных жертв. Правда, сама она свято верит, что несла в этот мир исключительно добро — убивала она только мужчин, да к тому же подонков (педофилов, насильников и женоненавистников). Сегодня кто‑то начинает подражать Дроновой, найдены уже два трупа. За дело очень хочет взяться амбициозная следовательница (Ольга Сутулова). Но внезапно Дронова решает помочь детективам, но только при выполнении двух условий: она хочет выйти из тюрьмы на время расследования, а вести его должен ее сын Денис (Павел Чинарев). С ним она не общалась с момента ареста. Автор сценария проекта — писательница Анна Козлова («Краткий курс счастливой жизни», «Садовое кольцо» и «Медиатор»). В пилоте детективный сюжет только набирает обороты, но он почти моментально вызывает ассоциации с «Молчанием ягнят» Джонатана Демме.

В предпоследний день фестиваля были показаны два финальных фильма конкурса. Первыми на сцену Зимнего театра вышли создатели жестокой подростковой драмы «Ничья» — режиссер Лена Ланских, продюсеры Сергей Сельянов и Наталья Дрозд-Макан. 14-летняя Вика (дебютантка Анастасия Струкова) живет в сером и убогом провинциальном городке, собирает ягоды на болотах, помогает маме (Ольга Малахова) торговать на продуктовом рынке, танцует в хореографической студии при школе — на первый взгляд самая обычная девочка. Но у нее есть секрет, из‑за которого она ведет двойную жизнь. У Вики есть ребенок, которого она ото всех, кроме мамы, скрывает. Девочка-подросток борется с мыслями продать младенца или где‑то его оставить — слишком тяжело его расти одной, да к тому же с ним детство закончилось слишком рано. Отец ребенка ей точно не помощник.

Премьера картины состоялась в программе «Новые режиссеры» международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне несколько дней назад. Ланских — выпускница режиссерской мастерской Дмитрия Мамулии в Московской школе нового кино. Ее картина наполнена реалистическими подробностями сурового быта и депрессивными пейзажами российской провинции, в которой никому нет дела до девочки-подростка, столкнувшейся с первой взрослой проблемой. Художником-постановщиком фильма выступил Петр Балабанов, сын Алексея Балабанова. «Ничью» очень приблизительно можно описать как балабановский мир глазами только формирующейся женщины.

Закрывала основной конкурс «Кинотавра» ностальгическая авантюрная комедия Сергея Осипьяна «Портрет незнакомца». Действие фильма развивается в Москве 1974 года. Актер-неудачник Олег Орлов (Юрий Буторин) обладает бархатным голосом, обаятельной улыбкой и постоянным желанием выпить. Вообще, в окружающей его творческой среде с бутылкой не расстаются все. Олег работает на радио и озвучивает в бесконечной постановке мистера Брауна — советского шпиона, прикидывающегося американским бизнесменом. Мужчина на задании часто с тоской думает о родине. В один не самый прекрасный день сценарист спектакля попадает под поезд (жив, но лежит без сознания), а жена Тамара (Полина Кутепова) выставляет из дома. Герой бродит по столице с чемоданом и случайно знакомится с великим советским писателем Львом Николаевым (Кирилл Пирогов), который никак не может родить второй роман и проводит все свободное время в ресторанах и на чужих квартирах. Это знакомство вследствие череды невероятных обстоятельств станет знаковым.

Все главные роли в фильме исполнили артисты театра «Мастерская Петра Фоменко», да и само действие очень напоминает спектакль как по антуражу, так и по художественной составляющей. В авантюрной ретро-комедии, ее многочисленных героях и сюжетных поворотах легко запутаться, но, кажется, это и не самое главное. Режиссер Сергей Осипьян и сценаристы Александр Лунгин и Ксения Кияшко тоскуют по Москве, которой нет, и удивительному миру того времени, который сегодня остается лишь сеттингом для приключений симпатичных неудачников.

Юхо Куосманен («Купе номер 6»)

Предпоследний день «Кинотавра» окончился на мажорной ноте — спецпоказом фильма финна Юхо Куосманена «Купе номер 6». На дворе вторая половина 90-х. Финская студентка-археолог Лора (Сейди Хаарла) садится на поезд Москва-Мурманск. На север России она отправляется, чтобы посмотреть на уникальные петроглифы. Вместе с ней должна была ехать ее любовь — преподавательница русской литературы Ирина (Динара Друкарова), но в последний момент работа внесла свои коррективы. Грустная Лора едет одна, и путешествие обещает быть совсем другим. Долгую дорогу и тесное купе ей приходится делить с бритоголовым грубоватым русским шахтером Лехой (Юра Борисов). Тот даже не в состоянии запомнить слово «петроглифы». Как это часто бывает, за на первый взгляд непривлекательным внешним видом скрывается доброе сердце. Долгое путешествие и ночные стоянки железнодорожного состава полны забавных эпизодов (поездка на украденной машине к какой‑то бабушке в Петрозаводске, маленькие торжества в вагоне-ресторане и танцы на снежном перроне). Может быть, Лора хотела совсем другого, но как минимум получила настоящего друга, с которым не пропадешь и не соскучишься. Жить ведь нужно здесь и сейчас — таков принцип Лехи.

Юхо Куосманен рассказал, что у него появилась безумная идея снять фильм в движущемся поезде, но, конечно, она не могла бы быть реализована без помощи русских партнеров. Сценаристка и теперь режиссер (в конкурсе «Кинотавра» вчера показали ее дебютный «Дунай») Любовь Мульменко перевела сценарий с английского на русский. Вряд ли в исходном тексте в речах Лехи была такая витальность. А среди продюсеров картины — Сергей Сельянов и Наталья Дрозд-Макан. «Купе номер 6» уже удостоилось гран-при и приза экуменического жюри Каннского фестиваля. У этого трогательного и светлого фильма есть все шансы стать зрительским хитом. Зал Зимнего театра встречал его овациями и восторженными криками, а на финальных титрах дружно подпевал группе Desireless и их песне «Voyage, voyage».

В последний день «Кинотавра» жюри объявит имена победителей фестиваля, а на закрытии покажут драму Киры Коваленко «Разжимая кулаки», которая выиграла в секции «Особый взгляд» Канн.

Вечерний «Кинотавр»

🔮 День 6-й

Шестой день фестиваля начался с показа двух сериалов.

Сначала в зале Зимнего театра представили пилотный эпизод триллера видеоплатформы Premier «Идентификация». Все серии первого сезона сняла Владлена Санду. Сирота Валерия (Лена Тронина) работает продавщицей на кыргызском рынке и крутит роман с Бакиром, но вскоре выбирает его младшего брата Амана. Отношения между родственниками заметно ухудшаются. Аман и Валерия планируют свадьбу. В праздничный день Бакир пытается изнасиловать невесту в женском туалете, но она не только дает отпор, но и убивает обидчика. Естественно, торжество прерывается, к месту событий приезжает полиция. Все улики указывают на Валерию. Пробивая ее по базе, правоохранители узнают, что она в розыске, а еще у нее сразу несколько паспортов. Так кто же она на самом деле? У «Идентификации» интересная завязка, которая дает сериалу возможность повернуть в самых разных направлениях. Хоть детектив, хоть социальная драма, хоть шпионский триллер.

Следом были показаны два первых эпизода сериала «Манюня» мультимедийного сервиса Okko. Армения, 1979 год. Горы, солнце, прекрасные зеленые луга и ощущение праздника. После смешного эпизода в школе девочки Наринэ (Карина Каграманян) и Манюня (Екатерина Темнова) становятся лучшими подругами. Очень быстро в кадре появляются забавные родственники главных героинь. Особенно выделяется Ба (Джульетта Степанян), бабушка Манюни. Наринэ очень боялась строгой женщины, но оказалось, что она печет тающее во рту печенье и вкуснейший яблочный пирог. Девочек-непосед ждет масса забавных приключений. В центре внимания настоящая светлая дружба школьниц, но в то же время это и ностальгический рассказ о двух советских семьях и взаимоотношениях в каждой из них. Повествование в сериале ведется от лица рассказчицы — взрослой Наринэ. Закадровый текст трогательно и чувственно читает председатель жюри основного конкурса «Кинотавра» этого года Чулпан Хаматова. «Манюня» — долгожданная экранизация детского бестселлера Наринэ Абгарян. Перед началом сеанса сериал представила лично писательница.

Показы основного конкурса сегодня открыла «Герда», вторая режиссерская работа актрисы Натальи Кудряшовой. Премьера картины прошла в конкурсе фестиваля в Локарно, на котором дебютантка Анастасия Красовская удостоилась приза за лучшую женскую роль. Студентка соцфака Лера (Красовская) живет в провинциальном городке, по ночам танцует в стрип-клубе и превращается в Герду. Девушка заметно отличается от своих коллег по цеху, чем часто вызывает у них приступы ярости. Днем Лера проводит скучнейшие опросы. Часто ее просто не пускают в квартиру, а уж если открывают, то только полубезумные пенсионеры или серые женщины средних лет. «Вы довольны своим материальным положением? Считаете ли президента страны симпатичным мужчиной? Согласны ли вы с направлением развития России? Как часто в неделю употребляете алкоголь?» Из таких вопросов должен был бы сложиться портрет гражданина. Отстраненная и холодная Лера (не просто же так она Герда) сидит перед опрашиваемыми с каменным лицом, что только усиливает комичность самой ситуации. Дома ее ждет страдающая лунатизмом и находящаяся в депрессии мама (Юлия Марченко). Папа (Дариус Гумаускас) ушел к другой женщине, но упорно возвращается домой, чтобы потрепать всем нервы, выпить водочки и попытаться поговорить за жизнь. Спасают Леру от тоскливой действительности только метафизические сны. В них она свободна и никому ничего не должна, ни о ком не должна заботиться.

Сценаристка Любовь Мульменко («Комбинат „Надежда“», «Верность» и «Гипноз») дебютировала в режиссуре легкомысленной лишь на первый взгляд мелодрамой «Дунай». Надя (Надежда Лумпова), уставшая от работы и России, в отпуск отправляется в Белград. Она снимает шикарную квартиру на берегу Дуная и в первый же день в Сербии знакомится с местным парнем Нешей (Ненад Васич). У того нет постоянного места жительства, он мыкается по друзьям, зарабатывает деньги, жонглируя на улице, да и вообще относится к жизни непринужденно. Фактически он является полной противоположностью Нади, которая словно бы забыла, как нужно отдыхать. Возможно, именно этим бородатый и лохматый серб и взял русскую девушку. Их странноватые отношения развиваются стремительно. Вот Надя уже не едет в аэропорт и решает продлить отпуск ценой работы в Москве. Но не слишком ли они разные? «Дунай» — самый легкий и светлый фильм фестиваля. В нем нет изнасилований, убийств и ужасов русской жизни, что к середине «Кинотавра» даже удивляет.

Закрывала шестой день фестиваля самая ожидаемая картина смотра — «Капитан Волконогов бежал» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова. На вход в зал выстроилась солидная очередь, сеанс даже начался с небольшой задержкой. Действие фильма разворачивается в Советском Союзе в 1938 году. Капитан Федор Волконогов (Юра Борисов) служит в правоохранительных органах (все они носят стильные красные брюки, черные кожаные куртки и красные рубашки с черными галстуками) и активно принимает участие в карательных мерах против граждан страны под руководством майора (Александр Яценко). Он на хорошем счету у начальства, его уважают коллеги. Но вдруг Волконогова самого объявляют преступником. Капитан чувствует что‑то неладное, ему удается сбежать до ареста. Теперь он мечется по городу, спасаясь от преследующих его бывших товарищей во главе с другим майором (Тимофей Трибунцев). Персонаж Яценко уже успел выпрыгнуть в окно. Ночью капитану является вестник с того света (Никита Кукушкин) и сообщает, что после смерти тот попадет в ад на нескончаемые муки. Бегущий главный герой пытается искупить вину, чтобы спасти себя для вечной жизни. Для этого он навещает родственников своих жертв и старается извиниться перед ними. Премьера фильма состоялась в рамках основного конкурса Венецианского фестиваля. В картине также снялись Наталья Кудряшова, Владимир Епифанцев, Виктория Толстоганова, Анастасия Уколова и Максим Стоянов. Сочинский зал встретил работу Меркуловой и Чупова громогласными и продолжительными овациями. Пожалуй, так в зале Зимнего дворца в этом году пока не встречали ни один фильм. Едва ли лента останется без призов «Кинотавра».

Завтрашний день вновь начнется с сериалов, продолжится двумя картинами из основного конкурса (на этом он и завершится), а вечером будет показан фильм Юхо Куосманена «Купе номер 6», обладатель гран-при Каннского фестиваля. До конца фестиваля осталось всего два дня.

🔮 День 5-й

Пятый день фестиваля открывала новая программа — «Кинотавр. Сериалы». Как отметил президент «Кинотавра» Александр Роднянский, это совершенно новая секция, которая, возможно, в будущем претерпит изменения. Но само ее появление говорит о том, что онлайн-платформы становятся двигателями развития киноиндустрии.

В этом году в течение трех дней будут показаны пилотные эпизоды сериалов мультимедийного сервиса Okko, онлайн-кинотеатра ivi, онлайн-кинотеатра Kion, видеосервиса Start, онлайн-кинотеатра «КиноПоиск HD» и видеоплатформы Premier.

Сегодня зрители зала в Зимнем театре смогли увидеть два первых эпизода проекта Kion «Товарищ майор» и пилотную серию проекта ivi «Везет».

Первым был показан «Товарищ майор». Майор ФСБ Сан Саныч Кулешов (Евгений Сытый) трудится в отделе прослушки. Он денно и нощно следит за родными гражданами. Сан Саныч может подключиться к любому мобильному телефону, проверить ноутбук или влезть в любой компьютер. Его начальник — полковник ФСБ Дрофа (Виталий Хаев). Главного нужно слушаться беспрекословно. Поэтому в первой серии майор вынужден наблюдать за своим собственным духовником, а во второй — за вечно обижающим власть страны политическим активистом (Алексей Агранович). У Сан Саныча и его коллег (Тимофей Трибунцев и Денис Косяков) вечно все идет не по плану, поэтому с ними не соскучишься. Одним из авторов сценария проекта выступил Василий Сигарев, и в диалогах очень чувствуется его фирменный драматургический стиль. Все эпизоды первого сезона поставил режиссер Борис Хлебников. В провокационной и очень актуальной комедии также снялись Олеся Железняк, Степан Девонин, Аглая Тарасова, Михаил Пореченков и Владимир Симонов.

Вторым сеансом шел сериал «Везет». В неназванном городке на севере России живет бывший чемпион мотогонок, а ныне частный извозчик службы «Трезвый водитель» Иван Потапов (Евгений Цыганов). Мужчина сам был алкоголиком, но сейчас всем встречным говорит, что в завязке. Но все-таки заветная фляжка у него всегда с собой. Жена не разрешает мужчине общаться с сыном. В первом эпизоде Иван сначала везет пьяную хорошо одетую девушку (Светлана Ходченкова), а потом и дедушку (Владимир Меньшов, его последняя роль). У пожилого пассажира случается сердечный приступ, его увозят в больницу. Иван едет к нему. В пилоте видны пока еще только намечены сюжетные линии, но по жанру это трагикомедия о человеке, который пытается воспользоваться вторым шансом в жизни. Также в сериале снялись Зоя Бербер, Максим Лагашкин, Тимофей Трибунцев и Кирилл Кяро.

Сегодня показы основного конкурса начались с фильма Евгения Григорьева «Подельники». В снежной уральской тайге стоит деревня. Мужская часть населения в свободное время предпочитает заливать нелегкую жизнь и все ее горести. Во время одной из таких пьянок местный криминальный авторитет Витька Людоед (Павел Деревянко) убивает художника Сашу (Константин Балакирев) за то, что тот посмел назвать его козлом. Витька подставляет брата с особенностями развития, а сам выходит чистым из воды. В деревне все прекрасно знают, кто настоящий убийца, но помалкивают во избежание неприятностей. Преступление случилось в первую ночь после возвращения в родные пенаты молодого биатлониста Пети (Юра Борисов) и его жены Насти (Лиза Янковская). Парень собирается стать физруком в местной школе. У убитого художника остались жена и 10-летний сын Илья (Ярослав Могильников). Мальчик хочет отомстить Витьке и заключает с Петей пари: Илья будет ходить на тренировки по биатлону, а взамен тренер поможет ему устранить обидчика. В деревенской психологической драме молодой режиссер (а для документалиста Григорьева это игровой дебют) показывает мир закрытого сообщества с его далеко не всегда понятными для чужаков законами. В уральском сельском поселении спокойно уживаются тюремные порядки, язычество и память о горе, связанном с Великой Отечественной войной.

Следом зрители зала Зимнего театра увидели режиссерский дебют оператора Романа Васьянова под названием «Общага». Это экранизация романа Алексея Иванова «Общага-на-Крови». СССР, Свердловск, 1984 год. В одной комнате общежития по случаю окончания учебного года на вечеринку собираются старшекурсники Нелли (Ирина Старшенбаум), Света (Марина Васильева), Игорь (Илья Маланин), Ваня (Никита Ефремов) и первак Забела (Геннадий Вырыпаев). А ночью случается трагедия. Одна из студенток кончает жизнь самоубийством, прыгнув с крыши здания. Забела видел, как ранее до нее домогался муж комендантши общежития. Первокурсник уверен, что смерть спровоцировал насильник, и собирается рассказать об этом следствию. Комендантша (Юлия Ауг) объявляет этой студенческой компании войну и выселяет их из комнат. Дружба проходит очень серьезную проверку на прочность. У Васьянова получился мощный и трагичный фильм о сложном моральном выборе и цене, которую приходится заплатить молодым людям, чтобы отстоять свои принципы. Что дороже: правда или крыша над головой? Конечно, за самим зданием общежития скрывается метафора всей страны. Не зря выбрана середина 80-х, вот-вот Советский Союз начнет трещать по швам. Напомним только, что примерно в это же время происходили события пугающего «Груза 200» Алексея Балабанова.

Закрывал день новый фильм Николая Хомерики «Море волнуется раз». Режиссер участвовал в конкурсе «Кинотавра» с картиной «Сказка про темноту» еще 12 лет назад. Сейчас он возвращается к авторскому кино после нескольких чисто коммерческих работ. В первой сцене где‑то на юге России вожатый спрашивает у подростков, что такое любовь. После дискотеки двое молодых людей — Коля (Валерий Степанов) и Саша (Ольга Бодрова) убегают в лес. Здесь у парня стоит старый семейный дом. Света нет, удобств тоже — чистая романтика, эскапизм по полной программе. Пара осваивается на новом месте и пытается разобраться в своих чувствах. Что между ними? Любовь? Саше по ночам снится один и тот же кошмар: она стоит посреди городской квартиры и видит, как на ее жилище надвигается огромная волна, рядом никого нет, даже Коли. Однажды, гуляя неподалеку от своего гнездышка, ребята натыкаются на другой дом. В нем живут немолодые он (Андрей Смоляков) и она (Юлия Ауг). Эти двое словно бы Коля и Саша, но лет через 40 совместной жизни. Николай Хомерики снял тонкий и воздушный фильм о любви, ее непознаваемости и уникальности. Каждая пара счастлива или несчастлива по-своему, научиться на чужих ошибках едва ли получится. Стоит отметить, что ролью Саши (сразу большой и интересной) дебютировала в кино Ольга Бодрова, дочь Сергея Бодрова-младшего. Документальный фильм о нём открывал «Кинотавр» этого года.

Завтра зрителей фестиваля ждут пилотные эпизоды еще двух сериалов и снова три фильма основного конкурса.

🔮 День 4-й

Четвертый день фестиваля начался с показа последнего блока фильмов конкурса короткого метра.

«Степка» Виталия Уйманова снят под большим влиянием творчества Алексея Балабанова. Это настоящее путешествие к сердцу российской хтони, ужасающее и крайне реалистичное. Девушка (Александра Баушева) приходит к участковому (Петр Зубарев) с жалобой на без конца распускающих руки отца и его друзей, но попадает в ловушку.

В «Сказке» Максима Кулькова показан эпизод из войны, которая продолжается где‑то на территории постсоветского пространства. Ровно об этом гласит титр в начале картины. Российскому солдату (Михаил Тройник) приходится делать тяжелый выбор: вроде бы перед ним враг, но в то же время это всего лишь раненая местная жительница (Анастасия Попова). Процесс очеловечивания противника меняет сознание воюющих.

Александр Москаленко — представитель мастерской Александра Николаевича Сокурова в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения. Его черно-белый и бессловесный «Транзит Венеры» — красивая и почти непередаваемая словами история встречи двух молодых людей во время редкого астрономического явления.

Вслед за Сашей Петровым в конкурсе короткого метра «Кинотавра» свою дебютную режиссерскую работу представил Евгений Цыганов. В картине «Мятежный» уставший от тяжелой работы метростроевец сбегает на юг, где на богемной вечеринке он встречает загадочную девушку, а весь его серый мир вдруг расцветает яркими цветами.

Мальчик становится жертвой непрекращающегося школьного буллинга в драме Александра Винокурова «Элементы». Действие разворачивается в затерянном среди степей городке. Здесь все живут не очень благополучно, и вскоре мальчик поймет, почему одноклассники вымещают на нем свою злобу, и узнает, откуда она берется.

Режиссер Владилен Верный в драме «Марш» рассказывает, как инцидент с участием нескольких учеников на уроке физкультуры превратился в маленькую политическую акцию и закончился вызовом родителей к директору. Фильм подкупает своей актуальностью и живо показывает столь сильно поляризованное современное российское общество. Либо свои, либо чужие, третьего не дано.

Разрядила напряженную и довольно безысходную обстановку в зале Зимнего театра комедия «Хорошая девочка Лида». Лида (Виктория Лемешенко) и Боря (Владислав Мелихов) — обычная бедная пара молодых людей. Девушка возвращается с вечеринки с пунцовым засосом и забавно вещает о своих похождениях, отвечая на вопросы недовольного парня. Но, конечно, на первом месте в этом фильме все равно любовь. Она побеждает и обиды, и неустроенность, и неопределенность будущего.

Самый абсурдный и один из самых странных фильмов программы короткого метра этого года — «Части» Ольги Темниковой-Журавлевой. Катя (Анна Шевчук) прощается с мужем, который уходит на работу. Но жена решает, что не может провести весь день без любимого, поэтому отрезает ему руки и кладет их в сумку. Почему‑то никто на улице столь необычному грузу не удивляется.

Днем продолжились показы основного конкурса. Первым зрители увидели дебют Евгения Марьяна — драму «Молоко птицы». Действие фильма разворачивается где‑то в середине нулевых. Старшеклассник Андриан (Виталий Назаренко) мечтает поскорее сбежать из Приднестровья в Италию. Окружают его разруха, злые одноклассники и наркотики — все прелести непризнанной республики, которая находится в вечном пограничном состоянии. Парень вынужден торговать травой, а попытки уйти от работы обычно заканчиваются несколькими тумаками. С матерью (Елена Лядова) отношения тоже не ладятся. Когда‑то в детстве Андриан пел в церковном хоре, но сейчас и с Богом у него все сложно. В фильме показаны события нескольких дней, во время Страстной недели. Картина наполнена христианскими символами и аллюзиями на те или иные библейские сюжеты. И в то же время это драма взросления на фоне криминальной и не самой благоприятной среды.

Со своим вторым полным метром в Сочи приехал актер, а теперь уже и вполне себе состоявшийся режиссер Григорий Добрыгин. Его новая работа называется «На близком расстоянии». Во время эпидемии коронавируса популярная актриса Инга (Ксения Раппопорт) обнаруживает у входной двери лежащего на полу мигранта (Нурбол Уулу Кайратбек), доставляющего продукты. Почему‑то женщина не вызывает скорую и не просит увезти чужака куда подальше. Напротив, Инга выделяет гостю комнату и всячески его обхаживает. Мигрант притворяется больным, лежит на кровати и переписывается в мессенджере со своей сестрой, рассчитывая немножко нажиться на доверчивой и одинокой актрисе. А Инга выкладывает будни сосуществования с необычным соседом в соцсети, но реакция неоднозначная. «На близком расстоянии» выполнен крайне минималистично, из модной дизайнерской квартиры герои выходят буквально пару раз. Да и в кадре за очень редким исключением два актера. Можно смело сказать, что мы получили карантинное кино с хорошо знакомыми приметами локдауна и изрядной долей абсурдности положения двух героев. Они такие разные, но все-таки вместе. Пусть и виной тому коронавирус и доброта актрисы.

Александр Зельдович («Медея»)

Последним в этот день показали новый фильм крайне редко снимающего режиссера Александра Зельдовича. «Медея» получила имя от главной героини (Тинатин Далакишвили). На последних курсах университета она встретила богатого, красивого, пусть и женатого Алексея (Евгений Цыганов) и по уши влюбилась в него. А могла стать химиком. От бизнесмена девушка родила двух детишек, но так и осталась содержанкой, довольствуясь лишь редкими встречами с любимым. Всё изменилось, когда супруга бизнесмена (зритель ее так и не увидит), как он сам выражается, тронулась умом и ушла в православие. Алексей решает узаконить отношения с Медеей и переехать в Израиль. Но перед отъездом девушку начинает шантажировать ее брат-эфэсбэшник (Евгений Харитонов) компроматом на богача, которому он верно служил несколько лет. Девушка решается на убийство, но на ее отношениях с Алексеем остается кровавый след. Осовремененная древнегреческая трагедия едва ли может закончиться счастливо. Для Зельдовича это всего лишь четвертый фильм. Он снимает строго по одной картине в десятилетие: ранее были «Закат» (1990), «Москва» (2000) и «Мишень» (2010»). Сценарии к двум последним фильмам он писал в соавторстве с Владимиром Сорокиным, а теперь работал над текстом один. Монументальная картина, прекрасно снятая оператором Александром Ильховским, лишь подтверждает, что конца противостояния мужчины и женщины не видно.

Поздно вечером стали известны победители конкурса короткого метра. Жюри во главе с актрисой Ингеборгой Дапкунайте отметило три картины. Диплом жюри получили фильмы «Герой» Сони Райзман и «Почти весна» Насти Коркии. А главного приза удостоилась комедия Антона Елисеева «Хорошая девочка Лида». Забавной картине явно пошло на пользу соседство с беспросветными и жестокими работами, показанными сегодня с утра.

Завтрашний день начнут показы внеконкурсной программы «Кинотавр. Сериалы», а продолжат сразу три фильма основного конкурса. Пусть в Сочи не так уж и жарко, да и погода не очень радует, в зале Зимнего театра один сеанс за другим. Трудно найти время даже на обед.

🔮 День 3-й

Третий день «Кинотавра», как и предыдущий, начался с конкурса короткого метра. Во втором из трех блоков показали 9 фильмов.

«Герой» Сони Райзман — смешной и емкий исторический анекдот об обстоятельствах одной дуэли. Главную роль исполняет усатый Григорий Добрыгин, чей второй полный метр будет представлен в основном конкурсе уже завтра.

Ночная пассажирка втягивает кинематографиста Женю, вынужденного работать в такси, чтобы прокормить жену и больного ребенка, в криминальную и довольно мутную историю. Таков «RUBer» Олега Алмазова. Режиссер сам исполнил главную роль в своем фильме.

«Собирайся, поедем на праздник» Ламары Согомонян рассказывает об одном страшном случае женского обрезания и его драматических последствиях. Но таких диких эпизодов на Северном Кавказе, увы, хватает. В роли гинеколога из Москвы, оказавшегося в небольшом горном поселке, — Дарья Мороз.

Фильм «V» Арины Овчинниковой, Николая Коваленко и Алины Сорокиной снят словно бы одним кадром в конце бурной вечеринки в клубе «District 27» — нашем ответе нью-йоркской «Студии 54». Танцевальная музыка, поцелуи и блуждающие в полутьме герои (кто‑то не помнит, какой сегодня день, другой ищет сигарету, третий постоянно получает по лицу) прилагаются.

Человек с уникальным слухом по кличке Вафля (в честь него и получил свое название фильм «Вафля» Алексея Шабарова) устраняет протечки на теплотрассах. В какой‑то момент в канализации он встречается с персонажем из городских легенд, и история принимает инфернальный оттенок.

Документалист Настя Коркия сняла самый актуальный фильм фестиваля, но не будем раскрывать все его подробности. Главная героиня картины «Почти весна» — учительница литературы по имени Тамара. Жизнь у нее довольно серая и едва ли счастливая, да и пространства для выбора катастрофически не хватает. Приходится идти на сделку с совестью.

Представьте, что люди вокруг вас могут читать ваши мысли. Таков концепт комедии «У тебя в голове» Георгия Суркова. Молодой человек в тайне от своей девушки в рабочее время отправляется на городской пляж. Вокруг него множество тел в купальниках. А муж одной из отдыхающих вдруг обвиняет главного героя в том, что он переспал с его женой на глазах у всех. Пусть даже случилось это только в голове.

Режиссер Дарья Лебедева сняла примирительную и обезоруживающую комедию «По разные стороны». Во время московских митингов оппозиции одна из протестующих (Екатерина Кабак) спасается от омоновцев в квартире ближайщего дома. Дверь ей открывает Ваня (Иван Фоминов). Выясняется, что он сотрудник полиции, но с неплохим чувством юмора.

«Как в Венеции» Василия Зоркого — забавная десктопная комедия с Сашей Петровым, Стасей Милославской, Аней Чиповской и Александром Робаком. Московский промоутер получает срочный и дорогой заказ — всего за день нужно организовать день рождения девушки влиятельного олигарха. Естественно, все идет не по плану с самого начала.

Дарья Екамасова и Александр Роднянский

Днем в Зимнем театре состоялся Public Talk с представителями ведущих онлайн-платформ. Участники беседы: Джаник Файзиев (генеральный продюсер мультимедийного сервиса Okko), Илья Бурец (креативный директор IVI Originals), Жора Крыжовников (креативный продюсер «НМГ Студия»), Юлия Миндубаева (генеральный директор видеосервиса Start), Софья Митрофанова (генеральный директор видеоплатформы Premier), Игорь Мишин (генеральный директор МТС Медиа/онлайн-кинотеатр Kion) и Ольга Филипук (генеральный директор «Яндекс.Студия»). Модератором выступил продюсер и директор «Кинотавра» Александр Роднянский.

Представители онлайн-платформ делились своими мыслями о будущем индустрии, направлениях ее развития и текущем состоянии, о конкуренции с глобальными игроками (Netflix, Apple TV+, Amazon Prime Video) и о различиях контента на стримингах и в эфирном телевидении.

Первым из участников конкурса в третий день фестиваля был показан «Владивосток» Антона Борматова по сценарию Карена Шахназарова и Алексея Бузина. В «Сапсане» друг напротив друга сидят молодой человек Ренат (Иван Шахназаров) и сценарист (Кирилл Плетнев). Ренат не может удержаться и рассказывает соседу по вагону совершенно невероятную историю из жизни своего друга Вити (Андрей Грызлов). Витя служил в армии и во время учений случайно убил прапорщика. Он пускается в бега и в драной одежде доходит до Владивостока. Парень хочет бежать за границу и ищет самые разные способы это сделать. Помогает ему в этом верный друг Ренат. В дальневосточном городе убийца поневоле знакомится с мечтательной авантюристкой Никой (Анастасия Талызина). У девушки тоже проблемы, которые очень быстро добавляются к другим бедам рыцаря Вити. События в криминальной мелодраме развиваются стремительно, зрителей ожидает сразу несколько неожиданных сюжетных поворотов. Лихая молодежь с каждым новым шагом еще больше загоняет себя в тупик.

Съемочная группа фильма «Нуучча»

Следом за «Владивостоком» была показана якутская историческая драма «Нуучча» Владимира Мункуева. После прошлогодней победы на «Кинотавре» «Пугала» Дмитрия Давыдова и «Черного снега» Степана Бурнашева на фестивале «Окно в Европу» в Выборге внимание к кино из Республики Саха повышенное. Действие фильма разворачивается в конце XIX века в тогда еще Якутской области. Местный князь навязывает на поселение семье, которая только что похоронила второго ребенка, русского каторжника Костю (Сергей Гилев). Нуучча — «русский» на якутском языке, это и есть арестант Костя. По закону он должен жить с ними в одном доме. Отношения не складываются, к тому же каторжник считает себя хозяином дома. Картина снята по мотивам произведений польского писателя и этнографа Вацлава Серошевского. На фестивале в Карловых Варах в программе «Восток-Запад» «Нуучча» удостоилась главного приза. Медитативную и мощную антиколониальную драму снял оператор Денис Клеблеев, который также известен своими документальными работами («Странные частицы», «Король Лир» и «Алиса: Волнение»). Первые отзывы критиков о фильме Владимира Мункуева самые положительные.

Закрывал третий день фестиваля спецпоказ фильма Владимира Битокова «Мама, я дома». Мировая премьера второй работы ученика нальчикской мастерской Александра Николаевича Сокурова прошла в самом начале сентября в программе «Горизонты» Венецианского фестиваля. Водительница автобуса Антонина (Ксения Раппопорт) живет в поселке вместе с дочерью Ксенией (Екатерина Шумакова) и внуком Егором. Сын Женя уехал в Сирию воевать по контракту в частной военной компании. Когда женщина получает известие о смерти сына, она отказывается верить в произошедшее. Ей говорят, что Женя подорвался на мине, а потому от него фактически ничего не осталось, похоронить можно разве что пустой гроб. Антонина видит в этой истории слишком много странностей. Она устраивает целую кампанию, чтобы докопаться до правды, чем сильно раздражает местные власти. Особо рвет и мечет молодой карьерист Назаров (Александр Горчилин). А вскоре в дверях дома Антонины появляется парень, который называет себя Женей (Юра Борисов). Только мать уверена, что это не ее сын, а какой‑то самозванец. Динамичная, эмоциональная и смелая драма была встречена бурными аплодисментами зала. Трудно не отметить как блестящие актерские работы Раппопорт, Борисова и Горчилина, так и операторское мастерство Ксении Середы («Теснота», «Дылда», «Кислота» и «Чернобыль»).

На следующий день нас снова ждет последний блок короткого метра, а вечером жюри назовет победителей этого конкурса. А также будут показаны сразу три картины из главного конкурса фестиваля. Появились первые фавориты, но подводить итоги пока слишком рано.

🔮 День 2-й

Второй день «Кинотавра» начался с утреннего показа картин конкурса короткого метра. На участие в конкурсе было подано более 500 фильмов, а в итоговый список попали 26 картин. В первом (сегодняшнем) блоке было 9 фильмов.

Актер Саша Петров дебютировал как режиссер самоироничной комедией «Ангел» об актере-неудачнике, который завидует звездам отечественного кино — Даниле Козловскому и Александру Петрову (но в картине его роль исполняет Иван Янковский). Главный герой вынужден работать аниматором (то он пират, то Винни Пух, то Розовая пантера), но однажды ему представляется шанс громко заявить о себе.

«Хейт» Светланы Самошиной рассказывает жестокую историю школьной травли. 13-летнюю Майю неизвестные в соцсетях довели до попытки суицида. Мать девочки (Виктория Толстоганова) решает отомстить обидчикам и даже специально нанимает для этого профессионалов.

«Накипь» Сергея Малкина — трогательная мелодрама с Данилом Стекловым и Дарьей Жовнер. Женя занимается ремонтом стиральных машин. Один из заказчиков — его бывшая девушка, которая переехала в Москву, но возвратилась в родной город, чтобы продать старую квартиру. Молодой человек пытается вернуть ушедшую любовь.

«Все смотрят на тебя» Кузи Васильевой посвящен популярной и по делу актуальной теме вебкама. Талантливая балерина-подросток (Кристина Корбут), чтобы накопить денег на важную и, возможно, судьбоносную поездку в парижскую академию, по совету бойфренда (Олег Савостюк) пробует стримить себя. Но все тайное в сегодняшнем сетевом пространстве становится явным. Вечная беда начинающих вебкамщиц.

У комедии «По грибы» Романа Артемьева есть все шансы стать народным хитом. Осталось только добраться до зрителя. Бандитского вида тесть (Игорь Жижикин) привозит Сергея в лес. Молодой человек постоянно изменяет жене и сваливает все на магические китайские духи с феромонами, из‑за которых женщины на него так и липнут. Но, может быть, есть в его словах доля правды?

«Скрытый космос» режиссеров Дениса Виленкина и Антона Фомочкина — загадочная история о поисках утраченного детства. Одинокий бизнесмен (Дмитрий Ендальцев) мечтал, когда был маленьким, стать космонавтом. Герой вырос и теперь чувствует невесомость, только находясь внутри аппарата МРТ. В фильме также снялись Аня Чиповская, Александр Вартанов, Анна Слю, Иван И.Твердовский (режиссер «Конференции» и «Класса коррекции») и Катя Щеглова.

Бурные аплодисменты в зале Зимнего театра вызвал трогательный и неописуемо красиво снятый фильм «Уличное освещение» Владислава Иконникова. Главного героя зовут Митрофан (Григорий Данишевский), и у него синдром Дауна. Он работает в диспетчерской, где ежедневно включают и выключают свет. Стоит ему нажать специальную кнопку, как совершенно магическим образом во всем городе загораются уличные фонари. Для Митрофана это настоящее чудо. Когда‑то точно такая же работа была у его отца, должность «повелителя света» перешла к нашему герою по наследству. Но, увы, в нашей жизни почти нет места волшебству.

Закрывал блок короткометражных картин зимний комедийный очерк «Холодно» режиссера Данила Иванова. Двое сотрудников полиции (Дмитрий Куличков и все тот же Данил Стеклов) отправляются на выезд. Им нужно зафиксировать смерть замерзшего прямо у проруби рыбака и привезти его тело в морг. Но мороз становится непреодолимым препятствием для выполнения вроде бы рутинного задания.

Завтра и послезавтра показы короткого метра продолжатся.

Даниил Радлов и Варвара Шмыкова

Днем на сцену Зимнего театра вышли финалисты питчинга сериальных проектов, которые выступали перед представителями ведущих российских онлайн-платформ. В жюри заседали Джаник Файзиев (генеральный продюсер мультимедийного сервиса Okko), Илья Бурец (креативный директор Ivi Originals), Макар Кожухов (заместитель генерального директора видеоплатформы Premier), Жора Крыжовников (креативный продюсер «НМГ Студии»), Игорь Мишин (генеральный директор «МТС Медиа»/онлайн-кинотеатра Kion), Александра Ремизова (шоураннер «Яндекс.Студии») и Ирина Сосновая (продюсер и шоураннер видеосервиса Start).

Всего было презентовано 10 сериалов на самые разные темы (от сексуального просвещения во времена Советского Союза и истории модельной карьеры исламской девушки до таинственной эпидемии черной оспы в Москве и комедии о говорящей матке). Победителем питчинга стал мистический детектив Виктории Зуевой «Станция» о таинственной пропаже ученого с мировым именем из биологического центра на берегу Белого моря.

Съемочная группа конкурсного фильма «День мертвых»

Основной конкурс открыл кладбищенский роуд-муви «День мертвых». Это дебют театрального режиссера и художественного руководителя «Современника» Виктора Рыжакова, экранизация заметной пьесы уральского драматурга Алексея Еньшина. В родительскую субботу сын Леша (Александр Паль) выполняет свой долг перед матерью (Агриппина Стеклова) и устраивает ей турне по 5 кладбищам, где лежат их скончавшиеся родственники самых разных поколений. Женщина без конца пилит не такого уж и молодого человека и мечтает о внуках, сын отвечает едкими, но меткими комментариями. Пока герои объезжают всю область на стареньком «мерседесе», перед ними встают истории их предков. Происходит это буквально: основной сюжет показан в цвете, а события из жизни дедушек и бабушек в монохромных тонах. И сын, и мать до поры до времени не хотят говорить об одной неприглядной семейной истории. Но только разобравшись с ней, герои смогут понять друг друга. Мертвых навещать, конечно, нужно, но и забывать о живых не стоит. Тем более когда у мамы и сына фактически никого больше нет.

Второй на суд зрителей и жюри была представлена кровавая криминальная комедия Кирилла Соколова «Оторви и выбрось». Если вы смотрели дебют этого режиссера (назывался он «Папа, сдохни»), то уже примерно можете себе представить, чего ожидать от Соколова. В новой картине из колонии выходит бедовая девушка Оля (Виктория Короткова). Она хочет начать жизнь с чистого листа вместе с 10-летней дочкой Машей (Софья Кругова), но сделать это не так‑то просто — на пути матери встает суровая и готовая на самые жестокие меры бабушка Вера Павловна (Анна Михалкова). На свою сторону бабушка привлекает одноглазого бывшего парня Оли Олега (Александр Яценко). Четыре года назад именно из‑за инцидента, в котором мужчина лишился глаза, девушка загремела за решетку. Выкрасть Машу из цепких бабушкиных лап маме удается, но дальше путь двух беглянок лежит через лесной массив и дороги, на которых их уже ждут преследователи. Чем ближе финал, тем жестче герои этого изобретательного фильма друг друга калечат. В ход идут не только кулаки, но и ножи с пистолетами.

«Кинотавр» только начался, насыщенная программа не даст заскучать никому до 25 сентября.

Юная звезда фильма «Оторви и выбрось» Софья Кругова

🔮 День 1-й

В основной конкурс было отобрано 15 фильмов, 6 из них дебюты. На церемонии открытия президент фестиваля Александр Роднянский признался, что на рассмотрение отборочной комиссии «Кинотавра» в этом году было подано 104 картины, из них чуть меньше 60% составляли дебюты.

Судить конкурс будут актриса Чулпан Хаматова (председатель жюри), продюсер Петр Ануров, режиссер Петр Буслов, сценарист Олег Маловичко, киновед Лилия Немченко, оператор Юрий Никогосов и актер Петр Федоров.

А в новой программе «Кинотавр. Сериал» будут представлены 6 проектов от онлайн-кинотеатров: «Везет» Владимира Щеголькова (ivi), «Идентификация» Владлены Санду (Premier), «Манюня» Армана Марутяна (Okko), «Последний министр» (2-й сезон) Романа Волобуева («Кинопоиск HD»), «Самка Богомола» Нурбека Эгена (Start) и «Товарищ майор» Бориса Хлебникова (Kion).

На красной ковровой дорожке были замечены актрисы Ирина Горбачева, Варвара Шмыкова, Катерина Шпица, Нонна Гришаева, Любовь Толкалина, Равшана Куркова, Ингеборга Дапкунайте и Виктория Толстоганова, актеры Юра Борисов, Олег Гаас и Юрий Стоянов, режиссеры Владимир Хотиненко и Федор Бондарчук, журналист Михаил Зыгарь, писатель Александр Цыпкин и многие другие.

Церемонию открытия поставил художественный руководитель «Гоголь-центра», актер Алексей Агранович. Главные роли в его шоу на мотив чеховских «Трех сестер» исполнили актрисы Дарья Екамасова, Алиса Хазанова и Анна Шепелева. Темами нескольких исполненных номеров стали фемповестка и борьба за права женщин, которая длится вот уже 120 лет. Поданы эти проблемы были с изрядной долей иронии.

На церемонии открытия также выступила певица Манижа, представлявшая в этом году Россию на конкурсе «Евровидение». Два ее номера закольцовывали все шоу, посвященное феминизму и познанию себя: первая песня была исполнена на английском языке в самом начале, вторая — в конце, уже на русском.

На «Кинотавре» уже была вручена первая награда: продюсер Сергей Сельянов получил специальный приз «За уникальное продюсерское чутье и поддержку российских талантов». Как отмечает Александр Роднянский, впервые награду за вклад в кино на сочинском фестивале получает продюсер. В ролике с фильмами, над которыми работал Сельянов, среди прочих были показаны «Брат», «Брат-2», «Груз 200», «Про уродов и людей», «Аритмия», «История одного назначения», «Салют-7» и «Алеша Попович и Тугарин Змей». Продюсер не мог сдержать эмоций и сказал, получая награду, что очень тронут.

Сергей Сельянов с наградой

Логичным завершением вечера стал показ фильма открытия фестиваля — документальной картины Петра Шепотинника «Нас других не будет». Перед началом сеанса режиссер выразил благодарность многим членам съемочной группы, кто участвовал в создании фильма. Особо Шепотинник отметил присутствовавшего в зале музыканта Вячеслава Бутусова. Его музыка звучит не только в фрагментах из «Брата» и «Брата-2», но и в «Нас других не будет».

Формально перед нами портрет трагически рано ушедшего из жизни актера Сергея Бодрова-младшего, народную любовь и признание которому принесла роль Данилы Багрова в культовых картинах Алексея Балабанова. «Нас других не будет» начинается с показа на «Кинотавре» фильма «Кавказский пленник». Именно в Сочи эту военную драму с Бодровым-младшим увидел Алексей Балабанов. На следующий же день после премьеры режиссер и актер встретились и договорились вместе сделать кино, которое очень скоро получит название «Брат».

О своих чувствах к Бодрову-младшему в кадре рассказывают продюсер Сельянов, режиссер Балабанов, композитор Бутусов, художник по костюмам и вдова Балабанова Надежда Васильева и оператор Сергей Астахов. Все они удивлялись органичности Бодрова-младшего в кадре. Он не был актером в привычном понимании слова, а сливался с персонажем на экране. Нет ничего удивительного, что интеллигентный молодой человек, защитивший кандидатскую диссертацию по искусствоведению, не остановился в развитии и решил сам снимать фильмы. После «Сестер» с Оксаной Акиньшиной и Екатериной Гориной должен был быть сделан «Связной». Но 20 сентября 2002 года внезапно начался сход ледника Колка, ледовый обвал за несколько минут накрыл все Кармадонское ущелье. Тогда погибли все члены съемочной группы картины.

Выбор в качестве фильма открытия документальной картины о Бодрове-младшем — не только дань уважения его таланту, но и демонстрация преемственности поколений российских кинематографистов. Сельянов, Балабанов и Бодров-младший были и остаются героями как «Кинотавра», так и всего российского кино. Пусть даже Балабанова и Бодрова-младшего уже нет с нами.

19 сентября в Сочи стартуют показы и конкурса короткого метра, и основного конкурса. Оставайтесь с нами, все самое интересное только начинается.

Фильмы фестиваля этого года еще только дойдут до широкого зрителя, а пока в Okko можно ознакомиться с огромной коллекцией картин, показанных на «Кинотавре» в разные годы. Все они доступны пользователям сервиса по подписке.