На прошлой неделе завершился четвертый сезон сериала «Американцы», который в июле наверняка получит несколько номинаций на премию «Эмми». «Афиша Daily» кратко рассказывает, за что все так хвалят американское шоу про агентов КГБ.

Наследник больших драматических сериалов

Американская драма про советских шпионов в тылу врага идет уже четвертый год, активно превозносится критикой, точечно номинируется на «Эмми», но никак не может достучаться до массового зрителя, тем более российского. Сериал выходит на одном из лучших каналов современности — FX, который подарил нам обновленный «Фарго», хоррор-антологию «Американская история ужасов» и смешную «Американскую историю преступлений». Но все это ультрамодные новинки (хотя они тоже обращаются к событиям прошлого), на фоне которых «Американцы» выглядят настоящим корифеем и продолжателем традиции больших человеческих ТВ-драм, каких сейчас почти не делают. Возможно, из-за этого сериал нынче выглядит таким изгоем. Он откуда-то из той золотой эпохи «Безумцев» и «Во все тяжкие», а сейчас мир увлечен «Игрой престолов», «Настоящим детективом» и «Мистером Роботом» — то есть совсем иными, более жанровыми методами драматизации историй. При просмотре «Американцев» этот разрыв особенно четко ощущается.

Конечно, первый сезон тоже корчил из себя полноправный шпионский триллер, в чем-то он даже убирал многие фильмы на схожую тематику, но вскоре сериал почувствовал почву под ногами и стал играть в другую игру. Тут началось самое интересное — у сценаристов открылось второе дыхание, почувствовался ритм длинной дистанции. Каждая деталь продуманна, сюжетные бомбы закладываются на много ходов вперед, в фокусе все чаще мотивации героев, а не их запутывание. То есть зритель получает удовольствие не от развязок сюжета, а от звенящего чувства тревоги от эпизода к эпизоду и затягивающихся эмоциональных дуг персонажей. Замечательно, что подобным шоу дают спокойно дорассказать историю без постоянной оглядки на таймер, — канал FX уже продлил сериал на пятый и шестой (он же последний) сезоны.

Половина героев разговаривает по-русски

И это нормальный русский язык, что само по себе большая редкость для западных сериалов. То есть без всяких «здраствуй товаристч», живые, полноценные диалоги на русском. Пускай они немного литературные и даже чересчур правильные, но слух не режут. На сериале работают консультанты по языку, русских персонажей играют всяческие актеры — эмигранты из России и прочие носители языка. Например, шпионку Нину играет русско-индийская афганка Аннет Маэндрю, которая вообще владеет шестью языками, а по-русски говорит так, что немедленно хочется обнять как родную.

Нетипичные актеры

Кстати, об актерах и языке. Главных героев — советских штирлицев Мишу и Наденьку, притворяющихся счастливой американской семьей Дженнингс, — как раз таки играют нерусские актеры, поэтому в первом сезоне мелькнули ляпы, когда им нужно было выжать из себя что-то по-русски. К счастью, по сюжету им следует держать язык за зубами, поэтому они тщательно скрывают свой великий и могучий. Зато актер Мэттью Рис, потомственный уроженец Уэльса, идеально копирует американский акцент, что, конечно, тоже хорошо укладывается в концепцию сериала о притворстве.

80-е — это новые 60-е

Если раньше «Безумцы» ввели моду на сериальное воплощение шестидесятых годов, то сейчас все больше выходит классных проектов про восьмидесятые — «Остановись и гори», «Германия-83» и, конечно, «Американцы». Причем визуальная эстетика того десятилетия нам гораздо ближе и понятней, потому что многие зрители привыкли воспринимать американскую действительность именно по любимым фильмам из 1980-х со всеми этими проводными телефонами и уютной колористикой.

Актуальность

Возможно, из-за этого визуального восприятия за просмотром «Американцев» вскоре невольно ловишь себя на мысли, что смотришь сериал не про события прошлого века, а про современные отношения США и России. Особенно в последнее время, когда словосочетание «холодная война» вернулось из учебников обратно в заголовки новостей. Поэтому когда главные герои еле сдерживают панику от биологического оружия в банке или от просмотра фильма про ядерный апокалипсис — еще больше солидаризуешься с главными героями. Это про сегодня. Мало что изменилось с тех пор — как в глобальных проблемах, так и в семейных.