С 17 по 19 июня на территории завода «Арма» состоится первый российский фестиваль VR-кино EMC VR Film Fest (вход бесплатный по предварительной регистрации). «Афиша Daily» пообщалась с его организаторами и выяснила, как виртуальная реальность идет в народ, убьет ли VR 3D и не тошнит ли в VR-очках.

VR сегодня не обсуждает только ленивый — дешевая и доступная по сравнению, например, с 3D, эта технология позволяет сделать столько всего, что даже выбрать трудно. Рекламщики, порностудии и производители игр стремительно осваивают формат каждый на свой лад, а вот большое кино пока что больших шагов в эту сторону не сделало. Это и технически непросто себе представить — пока что в VR-очках трудно провести дольше пятнадцати минут. Зато короткометражки для них подходят идеально. Более того, снимая короткий фильм на камеру с охватом в 360 градусов, в них можно уместить гораздо больше, чем у многих помещается в двух с половиной часовой хронометраж. Отдельное развлечение — просмотр. Понаблюдав за таким групповым сеансом на презентации фестиваля, редакция подтверждает — столько разных реакций сразу за 15 минут зрители в кино выдают редко. Пока что главные из них — это растерянность (например, растерянность на лице президента Гильдии киноведов и кинокритиков Виктора Матизена — случай беспрецедентный) и неконтролируемый смех. Но команда, устраивающая первый кинофестиваль VR-фильмов, верит, что все мы к этому привыкнем очень быстро и уже совсем скоро о кино в формате виртуальной реальности можно будет говорить всерьез. Недаром за дело взялись опытные люди — придумал фестиваль и собрал программу Георгий Молодцов, который, среди прочего, уже много лет занимается документальной секцией программы ММКФ.

Артур Трапизонян
Директор по маркетингу EMC в России и СНГ

В конце прошлого года мы поняли, что VR-технология начала развиваться очень бурно. Фейсбук, ютьюб и порнхаб добавили функционал для просмотра VR. Это, что называется, the next big thing, распространение этого формата перевернет несколько индустрий, изменит наше восприятие информации и развлечений. В конце прошлого года мы решили сделать первый в России фестиваль VR-кино, собрали профессионалов, привлекли партнера Samsung и подготовили программу из лучших картин, снятых в этом формате. VR, на первый взгляд, располагает к индивидуальному потреблению, но мы стараемся сохранить идею совместного кинопросмотра, для нас важна именно эта сторона. Поэтому у нас сеанс рассчитан на 60 человек, звук будет общим, видео в очках у всех будет синхронизировано, единственное отличие — в зале будут специальные кресла наподобие барных, позволяющие вращаться.

Посмотреть, как это устроено и зачем людям барный стул, можно в репортаже «Афиши-Live» с бранча VR на «Кинотавре»

Александра Сарана
Пиар-директор фестиваля

Первая программа «Панорама» подбиралась просто — мы взяли около 25 лучших фильмов, показывавшихся в специальных секциях на мировых фестивалях — Канны, «Трайбека», Hot Docs. Будут показаны документальные фильмы — например, про историю кубинского танца или лагерь для больных Эболой; мультфильмы, например, «Space Invasion» — про зайку, которого пытаются похитить инопланетяне. Будут два фильма The New York Times — один про полет над Нью-Йорком (у меня от него кружится голова), другой, не менее завораживающий, — про трудную жизнь детей из трех разных стран. Мой любимый фильм из программы — «Знакомство с китами» — про дайвинг. Вернее даже не про, это просто почти настоящий дайвинг. Для тех, кому, как мне, например, нельзя погружаться глубоко под воду, — это настоящий праздник. Теперь я могу это сделать в очках.

У нас также есть конкурсная программа, для которой мы принимали заявки как от независимых режиссеров и энтузиастов, так и от крупных продакшен-компаний. В основном они из России, но есть еще проекты из Израиля (один из них снят по «Превращению» Кафки), из Белоруссии. А World of Tanks, например, сняли очень качественный игровой фильм ко Дню Победы.

«Invasion!» можно посмотреть и в развертке на ютьюбе, более того, нужно сделать это на компьютере, чтобы потом пойти и увидеть его в очках: это, разумеется, совершенно другой опыт

Трапизонян: Одной из наших задач было заставить режиссеров и актеров подумать, что нового можно делать c форматом VR. Мы устроили лабораторию в Московской школе кино, отобрали 8 сценариев, предоставили оборудование для съемок и спонсируем производство этих картин.

Как это работает

Трапизонян: Съемки производятся с помощью небольшой сферы с несколькими объективами. Она подвешивается или ставится на штатив, однако работать с такой камерой сложно: представьте, чтобы снять один кадр, нужно подготовить площадку так, чтобы ничего не попало лишнего в панораму 360 градусов. Пока никто не знает, как это делать правильно, и в этом есть огромный плюс: все идут на эксперименты. Чаще картины посвящены погружениям в какую-то недоступную среду — вот вы, например, не поедете в лагерь для больных Эболой, а попав туда с помощью фильма на пятнадцать минут, уже вряд ли сможете этот опыт забыть. Или вот сейчас, например, ребята сняли видео «Почувствуй себя собакой», при просмотре которого предлагали надеть очки и встать на четвереньки. Другие режиссеры предложили сделать ремейк сцены из хичкоковского «Психоза», где девушка убегает от маньяка.

Мы сейчас планируем организовать круглый стол с режиссерами и актерами, чтобы узнать, боятся ли они этого формата или нет. Марк Захаров нам сказал: «Это убьет театр и кино», но на самом деле гораздо интереснее представить, как он расширит их формальные границы. Тот же театр VR может сделать доступным для зрителей, которые иначе никогда на каких-то спектаклях не побывают. Наглядный пример — ролик с выступлением Cirque du Soleil, обеспечивающий полное погружение в спектакль.

3D против VR

Трапизонян: Мы общались с прокатчиками, которые сказали, что когда-то был всплеск интереса к 3D, сейчас волна схлынула. Плюс ко всему 3D-кино дорогостоящее в производстве. А с VR другая история — все начинается снизу, технология становится доступнее стремительно. Все компании делают эти очки — кто-то с телефоном, кто-то без телефона, на «Алибабе» уже можно купить очки за 1000 рублей! Да и сами ролики делать достаточно дешево — камера стоит всего тысяч двадцать рублей. Будет ли она широко применяться в кино и искусстве — пока вопрос. Но если 3D лишь чуть меняет наши ощущения во время просмотра фильмов, то VR — полностью обманывает мозг. И для режиссера, и для зрителя это опыт пока что очень непривычный, но мощный: если 10 раз посмотреть один и тот же фильм, ты посмотришь 10 разных фильмов, пока разглядишь все, что творится вокруг тебя в кадре, вертя головой в разные стороны.

Расписание на сайте фестиваля