Сценаристы «Физрука», «Эпидемии» и «Легенды № 17» запустили подкаст об устройстве сериалов

31 мая 2020 в 10:00
Студия «Либо/Либо» выпустила подкаст о сценарном деле «Поэпизодный клан». Три сценариста — Николай Куликов («Легенда № 17», «Горько»), Константин Майер («Физрук», «Я худею») и Роман Кантор («Эпидемия», «Мертвое озеро») — разбирают сценарии фильмов и сериалов, рассказывают об устройстве киноиндустрии и докручивают самые безумные идеи прямо в студии.

Может ли «Брат» быть сериалом? Как устроен пилот «Клана Сопрано»? Как превратить новостную ленту в блокбастер? Как сценарист взаимодействует с режиссерами, продюсерами и актерами? Как не сойти с ума на одной из самых нестабильных работ на свете?

Николай Куликов

(«Горько», «Легенда № 17», «Движение вверх»)

Это было только вопросом времени — когда мы начнем вести наши разговоры не приватно, а во всеуслышание и с минимумом мата. Надеюсь, что какой‑то начинающий сценарист или продюсер наслушается нас, решит сделать все наоборот и создаст хит, который перевернет игру, а зритель, который подозревает, что российское кино — не то, чем кажется, найдет подтверждение своим чувствам.

Константин Майер

«Физрук», «Толя-робот», «Я худею»

По сравнению с парнями, я мало слушал сценарных подкастов, больше увлекали подкасты профессионалов в других, не киношных, областях. Самое классное, что у нас получились не лекции, где мы безапелляционно вещаем, как правильно делать кино. Это в первую очередь захватывающий разговор друг с другом о профессии. И главное лично для меня — у нас много-много юмора. Серьезно вам говорю.

Роман Кантор

«Хороший мальчик», «Мертвое озеро», «Эпидемия»

Я много лет слушаю подкаст сценаристов Крейга Мейзина и Джона Августа «Scriptnotes». Это уже давно переросло в привычку, в аудиосериал, который я слушаю каждую неделю. Находясь внутри российской киноиндустрии, мы хотим фиксировать этапы ее становления, делиться опытом, популяризовать профессию сценариста в России (чего давно не надо делать в США), развенчивать мифы да и просто говорить о том, что нас волнует на этой неделе. Но главное — мы все чувствуем потребность в формировании смысловой среды, которая бы помогла людям чувствовать себя частью профессионального сообщества.

7 сериалов, в которых с самого начала что‑то пошло не так

Почти любой сериал начинается с питча — это заявка, с помощью которой сценарист продает идею продюсеру, — и пилота: это первая серия, которую снимают еще до того, как принято решение о запуске целого сезона. Продюсеры проверяют реакцию аудитории, удачный пилот выходит в эфир, неудачный отправляется или на пересъемку, или в стол. В пилотном выпуске подкаста «Поэпизодный клан» сценаристы вспоминают сериалы, которые начинались не так, как было задумано.

«Теория большого взрыва»

Главная героиня была роботом

На вечеринке в честь десятилетия сериала его создатель Чак Лори вспоминал, что он его и соавторы находились в творческом тупике, пока ему не пришла в голову блестящая идея: «А что если Пенни — не робот?» Да, первоначально сериал был оммажем старому американскому фильму Джона Хьюза «Чудеса науки». В нем пара студентов, вдохновившись «Франкенштейном», пытается создать идеальную девушку. Конечно, сейчас уже сложно помыслить сериал без Кейли Куоко в роли Пенни, но вот представить Леонарда встречающимся с роботом — вполне возможно.

«Закусочная Боба»

Герои были каннибалами

Еще один пример того, как одно изменение дает сериалу дорогу в жизнь. В мае этого года закончился десятый сезон «Закусочной Боба». На стадии питча мультсериал рассказывал не об обычной семье, а о семье каннибалов, которые готовят и продают бургеры из человеческой плоти. Продюсеры Cartoon Network не сочли эту идею обаятельной, но им понравились персонажи и их отношения, поэтому в итоге было принято решение все оставить как есть, только убрать людоедство. Кстати, первая серия называется «Людская плоть», там Боба обвиняют в том, что его бургеры содержат человечину, однако в конце серии выясняется, что это пустой слух.

«Звездный путь»

Почти всех актеров сменили

Частая жертва пилотов — актеры. В каких‑то фильмах кадровый состав меняется точечно, например, в пилоте «Баффи — истребительницы вампиров» роли Уиллоу Розенберг и директора Флути играли другие актеры. После замены первый эпизод был переснят, а его старая версия в эфир не попала. Иногда замена актеров происходит после релиза: так, в сериале «Новенькая» продюсеры посчитали слишком затратным переснимать 80% пилота из‑за одного актера и вставили сценарное обоснование для того, чтобы персонаж Ламорна Морриса (Винстон) заменил похожего по роли героя Деймона Уэйанса (Тренер). Есть и более радикальные примеры рекаста: так, после пилота «Звездного пути» свою роль сохранил только только один актер — Леонард Нимой в роли Спока.

«Дэдвуд»

Задумывался как сериал про раннее христианство

Однажды Дэвид Милч пришел к продюсерам HBO с идеей сериала. Его сценарий рассказывал о временах раннего христианства, а в его основании лежала идея самоорганизации, создания общественных структур в ситуации хаоса. Питч был прекрасный, но проблема была в том, что HBO только-только запустил самый дорогой сериал в истории — «Рим» — и не мог позволить себе создать еще один проект эпического размаха в том же сеттинге. Тогда Милч полностью переписал свой питч, поместив тех же персонажей в среду Дикого Запада. И уже этот питч ушел в производство.

«Игра престолов»

Возможно, худший пилот в истории

Масштаб литературной вселенной «Игры престолов» таков, что потенциал телепроекта был очевиден. Именно это спасло сериал от того, чтобы уйти в стол еще на стадии разработки. Первые отзывы после тестовых просмотров пилота, который снял Том МакКарти, были ужасными. Сериалу решили дать второй шанс и пересняли примерно 90% первого эпизода, который уже пошел в эфир. Ключевые отличия старой версии состояли в том, что отношения Неда и Кейтелин Старк были более холодными и отстраненными, Дейнерис испытывала теплые чувства к кхалу Дрого на старте знакомства, Джон Сноу напился во время пира, а факт, что Джейми и Серсея — брат и сестра, не был проговорен.

«Секретные материалы»

Скалли и Малдер были ближе друг к другу

«Секретные материалы» построены не только на паранормальном саспенсе, но и на динамике отношений между главными героями, и эта динамика могла быть совсем иной. В первом варианте сценария не было привычных нам обращений «агент Скалли» и «агент Малдер», персонажи обращались друг к другу по именам — и вообще намеки на романтические отношения героев появлялись намного раньше. А еще пилотная серия «Секретных материалов» начинается с титра «Эта история вдохновлена реальными событиями», в сериале она больше не появится.

«Клан Сопрано»

Чуть не стал полнометражным фильмом

Сценарий первого эпизода «Клана Сопрано» был сначала предложен телеканалу FOX, но его не приняли. Затем проектом заинтересовался HBO, который выдал деньги на съемку пилота. Получившийся материал не получил единогласного одобрения у HBO, поэтому его создателю Дэвиду Чейзу пришлось несколько месяцев ждать окончательного решения, пойдет ли эпизод в эфир. В какой‑то момент он даже думал предложить каналу доснять еще 45 минут и сделать из пилота полнометражный фильм. В последний момент, когда Чейз уже был готов уйти работать на другой проект, HBO дал зеленый свет и купил разработку еще 12 эпизодов.

Слушать «Поэпизодный клан»: iTunes | Яндекс.Музыка | YouTube