«Сквозь снег» и «В ночь»: два новых сериала про постапокалиптический транспорт

Фотография: TNT
Самолетом, поездом, машиной — в новых сериалах главные герои удирают от конца света, на чем могут. Станислав Зельвенский посмотрел стартующий ремейк фильма «Сквозь снег» (оригинал семь лет назад снял режиссер «Паразитов») и бельгийский шестисерийник «В ночь» («Остаться в живых» на минималках).

«Сквозь снег» («Snowpiercer»)

Судьба сериала по мотивам одноименного фильма Пона Чжун Хо, который в 2013 году был первой, не вполне удачной попыткой корейца выйти на западный рынок и одной из многочисленных жертв Харви Вайнштейна, тоже складывалась непросто. Подготовка и производство первого (уже объявлено, что не последнего) сезона затянулись на несколько лет, менялись персоналии, даты выхода, каналы и так далее. Но в итоге с премьерой подгадали идеально: апокалиптическая тематика в топе, автор «Паразитов» Пон — всемирная знаменитость. Пусть его отношение к этому проекту и чисто символическое, имя корейца (как и имя его великого компатриота Пак Чхан Ука) есть в комически длинном списке продюсеров на начальных титрах.

Завязка в общих чертах повторяет завязку фильма (основанного, в свою очередь, на французском комиксе начала 1980-х): мир стал задыхаться из‑за глобального потепления, ученые попытались распылить какой‑то хладагент и случайно вовсе заморозили Землю. Ноев ковчег — построенный магнатом Уилфордом состав из 1001 вагона, который без остановки наматывает круги по необитаемой планете. Билеты были раскуплены миллионерами, но в последний момент в хвост поезда с боем пробилась и группа пролетариев.

Действие происходит спустя почти семь лет после отправления. В передних вагонах пирует международная буржуазия, в задних голодает народ, почему‑то тоже собравшийся со всего мира: есть, например, «последний австралиец», есть старик-музыкант Иван и так далее. Задние планируют пробиться к передним, но их сдерживает охрана. Главного героя Лейтона, одного из лидеров Хвоста, играет черный актер Дэвид Диггс (в фильме похожего персонажа играл Крис Эванс). «Голос поезда», доносящийся из первого класса, — героиня Дженнифер Коннелли (не вполне аналог Тильды Суинтон); сперва кажется, что она просто высокопоставленная стюардесса, но это не так.

В общем, все поначалу напоминает фильм, вплоть до деталей, но, конечно, это не 10-часовой ремейк. Одной революцией сыт не будешь, и сценаристы решили добавить Агату Кристи: Лейтона, который в старой жизни был детективом отдела убийств, вытаскивают вперед, кормят супом и предлагают ему расследовать убийство. В третьем классе найден расчлененный труп мужчины, и, кажется, уже не первый. Стройность капиталистической утопии — под угрозой.

Пилот, поставленный довольно скверным кинорежиссером Скоттом Дерриксоном («Синистер», «Доктор Стрэндж»), слеплен на самом деле вполне бодро, хотя и неизбежно вторично. Актеры интересные, декорации тем более, идея, лежащая в основе, — поезд как горизонтальная метафора вертикального общества — насколько простая, настолько и бронебойная, и, в чем‑то ограничивая режиссерскую свободу, она решает за него многие проблемы. На экране так много всего происходит в таком ограниченном пространстве, что выключить просто рука не поднимется. Американские рецензенты, которым сериал показали целиком, впрочем, ноют, что на десять серий запала не хватает. Ну что ж; все равно придется терпеть: на второй сезон обещан Шон Бин.

С 25 мая

на Netflix

«В ночь» («Into the Night»)

Если «Сквозь снег» недостаток внимания не грозит, то бельгийский нетфликсовский сериал «В ночь», вышедший в начале месяца, прошел под радарами (метафора в данном случае почти безупречная), а зря. Это примерно то же самое, только про самолет. И это, мягко говоря, не шедевр, но гарантированный способ отключиться от всего на свете на четыре часа.

Основной язык — французский, но продукт подлинно интернациональный. Режиссеры — бельгийцы, шоураннер — американец, артисты — со всей Европы, снимали, судя по количеству болгарских фамилий в титрах, где‑то там. В титрах также указана книга польского фантаста Яцека Дукая «Старость аксолотля», но, видимо, это был отправной пункт, поскольку роман по описанию — какой‑то киберпанк про роботов (а сериал — совсем нет).

В истории отправной пункт — Брюссель. В самолет, который собирается отправиться в Москву, врывается очень нервный итальянец с автоматом, ранит пилота и требует немедленно лететь куда угодно, лишь бы на запад. Он работает в НАТО и подслушал, что с солнцем что‑то случилось, и оно теперь уничтожает все живое. Таким образом, единственная возможность выжить — все время держаться ночи, улетая от солнечных лучей.

Самолет не успел заполниться, поэтому там всего дюжина людей: все показательно разные и у каждого, почти как в «Лосте», какая‑то драматическая история. Поляк-механик, турок-гангстер, бельгийка с военным прошлым, француженка-инстаграм-инфлюэнсер и так далее. Русская женщина везет сына с муковисцидозом на операцию. Кто‑то едет кончать с собой, кто‑то (естественно!) — к русской интернет-жене, у кого‑то в животе похищенные бриллианты.

Все это, конечно, абсолютный бред, шитый белыми нитками, но оторваться невозможно. Каждые десять минут — новая проблема. Что делать, когда кончится топливо? А что если на борту преступник? Пилот отрубился — как сажать самолет?! Это тот редкий случай, когда сериал кажется слишком коротким: за шесть сорокаминутных серий авторы просто не успевают ни размотать как следует личные истории, ни развить толком общие приключения. Если кто‑то в США возьмется сделать дорогостоящий ремейк с парой звезд и дюжиной опытных сценаристов — озолотится. Но и так нормально. Только надо заранее приготовиться к тому, что закончится сезон в той же нахальной манере, что и начнется, на самом интересном месте.

Смотреть

на Netflix