«Миссис Америка»: Кейт Бланшетт против феминисток и поправок к Конституции

27 апреля 2020 в 12:02
Фотография: Hulu
На стриминговом сервисе Hulu стартовал мини-сериал «Миссис Америка» — про борьбу консервативных активисток против принятия поправки о равноправии в Америке 1970-х. Мы посмотрели вышедшие эпизоды и советуем обратить внимание на сериал хотя бы из‑за Кейт Бланшетт в роли защитницы традиционных ценностей.

В начале 70-х в Америке на подъеме вторая волна феминизма, на пост президента впервые претендует темнокожая женщина, а Сенат голосует за поправку в Конституцию о равных правах — так называемую ERA (Equal Rights Amendment). Но на пути к ратификации поправка, которая запрещает дискриминировать женщин и дает им право распоряжаться своим телом, внезапно встречает яростное сопротивление со стороны домохозяек под предводительством Филлис Шлэфли (Кейт Бланшетт).

О широкой общественной и медийной кампании, которой сопровождалась борьба вокруг ERA (и чей итог нам заранее известен: поправку в результате так и похоронили), рассказано с точек зрения разных женщин, принимающих в ней участие. В честь них названы эпизоды сериала — и если в первом речь идет о консервативной Филлис, то далее следуют либеральные активистки. Эпизод «Глория» рассказывает о лидере фемдвижения Глории Стайнем (Роуз Берн), «Ширли» — о первой темнокожей женщине в Конгрессе Ширли Чисхолм (Узо Адуба), «Бетти» — о Бетти Фридан (Трейси Ульман), написавшей программную книгу феминисток «Загадка женственности».

Роуз Берн в роли Глории Стайнем

Такое обилие исторических личностей в кадре, часть из которых еще живы, вынуждает авторов сериала сделать оговорку — каждую серию предваряет титр, что, мол, все основано на реальных событиях, но некоторые герои придуманы, а диалоги приукрашены. Кажется, актеры тоже позволили себе некоторые вольности: стремились сделать своих героев похожими не на прототипы, но на представления о них, созданные СМИ. Свою трактовку действий героев дают и создатели сериала — например, Шлэфли предстает в нем не убежденной сторонницей традиционных ценностей, а талантливой карьеристкой, которая увидела в ERA не только угрозу американской семье, но и возможность сделать себе имя на борьбе с поправкой.

Шоураннер «Миссис Америки» — канадская сценаристка Дави Уоллер (раньше работала над «Отчаянными домохозяйками» и «Безумцами»), большинство режиссеров — женщины, поэтому легко догадаться, на чьей стороне находятся создатели сериала. Творческими единицами на проекте также выступили режиссеры профеминистского «Капитана Марвел» Анна Боден и Райан Флек.

Впрочем, настоящий враг в «Миссис Америке» — не консервативные активистки, а мужчины. Даже самые уважаемые из них норовят зажать в гримерке, мужья (супруга Шлэфли сыграл Джон Слэттери) на деле — те же эксплуататоры и закрепостители, которые используют женщин, помыкают ими и не воспринимают всерьез. И сама Шлэфли оказывается жертвой созданного ими мира: мужчины отказались выслушать ее рассуждения о ракетах, отказались принять ее в Гарвард и оставили для нее только один путь — домохозяйки и матери, которая борется за свою семью.

Узо Адуба в роли Ширли Чисхолм

Сериал мельком затрагивает несколько вопросов социальной и политической повестки 70-х — тут и сегрегация, и гонка вооружения, и готовый вот-вот разразиться Уотергейтский скандал, раскаты грома перед которым уже слышны. При этом картину разделенной Америки помимо сценаристов на экране создают и художники по костюмам — героини противостоят друг другу не только на словах, но и стилистически: начесам, коротким юбкам и хипповатым нарядам Стайнем противопоставлены пучки, строгие платья и блузки Шлэфли.

Но какими бы масштабными ни были события, происходящие на фоне, «Миссис Америка» не меняет оптики и остается со своими героинями до конца: рассказывает об их травмах, амбициях, убеждениях, о конкуренции между ними и взаимоподдержке. И следить за их отношениями в итоге гораздо интересней, чем за тем, сколько голосов получит сенатор Юджин МакКарти.

В сериале снялись множество отличных актрис — кроме названных выше, это и Сара Полсон, и Элизабет Бэнкс, и Марго Мартиндейл. Но лучшая — это сама «Миссис Америка», Кейт Бланшетт. Шлэфли в ее исполнении — остроумная, решительная, беспринципная — главная причина, почему сериал следует посмотреть.

Хотя 70-е были почти полвека назад, многие аргументы, которые используют консервативные активистки в сериале — про семью, бога и место женщины — регулярно звучат и сейчас. Так же, как многие вопросы, за которые боролись феминистки — например, о праве делать аборты, — не решены окончательно до сих пор. А значит, это сериал не про «тогда» и «давно», а про «сейчас».

Лучшая сцена

Все дебаты с участием героини Кейт Бланшетт: отстаивая права домохозяек и матерей, она выдвигает абсурдные обвинения и опирается на несостоятельные аргументы, но тем не менее остается пугающе убедительной. Бланшетт — Макиавелли в юбке, которая переговаривает феминисток, политиков и телеведущих на их же поле.

Стоит смотреть, если…

После баталий вокруг «Дау» вам хочется содержательного рассказа про права женщин и историю феминизма. Вам нравится Кейт Бланшетт в роли неоднозначных героев и сериалы с хорошо прописанными диалогами.

Не стоит смотреть, если…

Вы считаете, что у женщин уже достаточно прав (хотя, возможно, именно в этом случае стоит посмотреть).

Вы хорошо знаете биографии Филлис Шлэфли, Глории Стайнем и Бетти Фридан и любите, чтобы в кино все строго соответствовало фактам — с ними могут быть значительные расхождения.