«Защищая Джейкоба» с Крисом Эвансом: мрачный детектив в эпоху мемов

15 апреля 2020 в 18:11
Фотография: Apple TV+
24 апреля на Apple TV+ состоится премьера первых трех серий нового мини-сериала «Защищая Джейкоба». Эдуард Голубев уже посмотрел весь сезон и специально для «Афиши Daily» рассказывает, почему новая режиссерская работа автора «Игры в имитацию» и «Пассажиров» может претендовать на главную премьеру месяца.

Эндрю Барбер (Крис Эванс) — первый заместитель окружного прокурора в престижном пригороде Бостона. Почти тридцать лет своей жизни он отдал борьбе с преступниками, сделав на этом блестящую карьеру. У Эндрю хороший дом, люксовое авто, красавица-жена (Мишель Докери) и 14-летний сын Джейкоб (Джейден Мартелл). Его очень уважают коллеги и соседи.

Все меняется, когда в одном из окрестных парков полиция находит выпотрошенного подростка. Новость о появлении маньяка облетает всю округу. Расследование поручают Эндрю. И тут в сюжете происходит резкий поворот: на трупе находят кровавый отпечаток Джейкоба, мотив также не заставляет себя ждать — ребята были одноклассниками и убитый провоцировал травлю. Вдобавок в прикроватной тумбе сына Эндрю находит спрятанный нож. Не желая признавать даже возможность вины своего чада, он избавляется от улики и ставит перед собой цель — защитить Джейкоба.

Мини-сериал поставлен по одноименному (и толстенному) роману американского писателя-интеллектуала Уильяма Лэндея, который променял высокий пост в правоохранительных органах на литературу. В отличие от, например, «Охотника за разумом», создатели телевизионной версии попытались почтительно обойтись с книгой и бережно перенесли на экран большинство ключевых сцен. Однако фанаты оригинала все равно могут оказаться сконфуженными. Ведь, несмотря на характерную завязку, назвать роман чистокровным детективом язык не поворачивается. Это скорее история нездоровой любви, которая лишь до поры прикидывается жанровым расследованием убийства. Поэтому через весь лэндеевский текст магистралью проходит монолог главного героя, который постоянно противопоставляется ходу следствия, а местами — здравому смыслу. В сериале этого нет. Да и режиссер Мортен Тильдум («Игра в имитацию», «Пассажиры») большинство времени уделяет именно выяснению обстоятельств, оставляя исследование родительских психозов на финальную серию.

С точки зрения визуала, «Защищая Джейкоба» очень хочет походить на Финчера. Меланхоличное интро, неподвижная камера, акцент на отражениях и блеклая цветовая палитра. Однако эта мимикрия слегка убаюкивает. Особенно если учитывать, что весь саспенс кроется в нервных переглядках и недомолвках. Все же гении на то и гении, чтобы быть неподражаемыми.

Впрочем, говорить о том, что сериал не приносит удовольствия, будет нечестно. Напротив, субъективно, это лучшее, что есть в каталоге Apple TV+ на данный момент. Крепкий восьмичасовой триллер, который в лучшие моменты рифмуется то с «Таинственной рекой» Клинта Иствуда, то с «Матерью» Пона Чжун Хо.

Отдельного абзаца достойны актеры. В сериале практически хирургически точный кастинг. Помимо экс-Капитана Америки, которому в кои-то веки есть что играть, глаз радует красавица Мишель Докери (супруга МакКонахи из «Джентльменов»). В камео и эпизодах постоянно мелькают знакомые лица: Черри Джонс («Эрин Брокович», «Двенадцать друзей Оушена»), Бетти Гэбриел («Прочь), изрядно поседевший Патрик Фишлер («Безумцы»). Ближе к развязке важную роль в сюжете начнет играть отец главного героя — криминальный авторитет, который отбывает пожизненное. Его исполняет прекрасный актер Дж.-К.Симмонс («Одержимость»). Его участие заявлено одним кадром в конце официального трейлера, так что его роль должна стать настоящим сюрпризом для зрителей.

Из списка талантов — со знаком минус — выделяется лишь юный Джейден Мартелл. Мелькнув в образе главного героя в сверхуспешном перезапуске «Оно», юноша так и остался в творческом пубертате. Он был практически незаметен в «Достать ножи» (тот самый тролль-экоактивист) и здесь выступает не лучше.

Из любопытного в «Защищая Джейкоба» можно выделить две вещи. Компания Apple, как общепризнанный апологет образа завтрашнего дня, в своих сериалах не лезет в дебри, а исследует лишь актуальные проблемы. «Утреннее шоу» рассказывало о харассменте и #MeToo, в «Доме с прислугой» одной из центральных тем проскакивала новая маскулинность. «Защищая Джейкоба» крутится вокруг токсичности и мира подростков. Поэтому школьники, простите, кибербуллят друг друга мемами, боятся нового Колумбайна, оставляют соболезнования через фейсбук и все такое.

Второй примечательный момент касается техники «яблочной» корпорации. Очевидно, что все герои здесь пользуются айфонами, айпадами и макбуками. Однако в одном из видео о «Достать ножи» режиссер Райан Джонсон обмолвился, что Apple запрещает показывать свою продукцию в руках отрицательных героев. Поэтому в новом сериале единственный персонаж, который пользуется Android-смартфоном, — местный педофил, на которого пытается сбросить вину Крис Эванс.

Стоит ли смотреть?

«Защищая Джейкоба» получился впечатляющим. Сериал способен вдавить в диван и оставляет приятное послевкусие — в том числе благодаря атмосферной песне от вечно грустной группы The National на итоговых титрах.

Что не так?

Такую камерную историю желательно смотреть залпом, а не обрывками раз в неделю. Поэтому с погружением в тайны бостонских дворов можно повременить, пока накопятся серии.

Смотреть с 24 апреля

Apple TV+