Киносписки

Топ песен, которые мы полюбили заново благодаря саундтрекам за последние 20 лет

2 марта 2020 в 17:07
Песни, которые получили второй шанс или пережили новую волну популярности в новом тысячелетии благодаря попаданию в саундтрек к фильму или сериалу.

Стартовали сразу два музыкальных сериала — «Необыкновенный плейлист Зои» и «High Fidelity». Первый рассказывает о девушке, которая после неудачного МРТ начинает слышать мысли других людей в виде песен. Второй — новая экранизация романа Ника Хорнби «High Fidelity» о владельце магазинчика виниловых пластинок, которого в сериале превратили в девушку в исполнении Зои Кравиц.

Оба сериала наполнены музыкой и наверняка сделают популярными парочку-другую песен. По этому поводу мы решили вспомнить, какие композиции в новом тысячелетии получили второй шанс или пережили новую волну популярности благодаря участию в саундтреках к фильмам или сериалам.

2000

The Beta Band «Dry the Rain»

Саундтрек к фильму «Фанатик» («High Fidelity»)

«Отличная песня!» — восхищается радостный покупатель в магазинчике винила, который принадлежит герою фильма «Фанатик», 35-летнему Робу Гордону в исполнении Джона Кьюсака. «Я знаю», — надменно отвечает хмурый владелец, сложив руки на груди и раскачиваясь в такт песни. Именно «Dry the Rain» шотландских интеллектуалов The Beta Band звучит в этой сцене экранизации знаменитого романа Ника Хорнби. Минутная сцена, явно дающая понять зрителям, что из себя представляет главный герой и как он относится к своим клиентам, с легкостью принесла The Beta Band целую армию новых поклонников (особенно в США).

Изначально песня была издана на дебютном мини-альбоме «Champion Versions» в 1997 году (примечательно, что магазинчик винила в фильме называется «Championship Vinyl»). В 2001 году сборник The Beta Band «The Three E.P.'s», куда также вошла «Dry the Rain», занял 4-е место в списке лучших альбомов 1999 года по версии Pitchfork. Сам трек издание поместило на 57-е место в своем топе песен 1990-х, сравнив композицию с битловской «Hey Jude».

2001

Gary Jules «Mad World»

Саундтрек к фильму «Донни Дарко» («Donnie Darko»)

Кавер-версия сингла Tears for Fears «Mad World» 1982 года, прозвучавшая в финале дебютной картины Ричарда Келли «Донни Дарко» в исполнении Гэри Джулса, подарила песне вторую жизнь. Спустя 20 лет после оригинального релиза новая версия буквально ворвалась в британский чарт, заняв первую строчку на Рождество 2003 года. На протяжении всего последующего десятилетия песня прочно обосновалась в плейлистах меланхоличных инди-кидов, звучала в многочисленных сериалах и рекламных роликах. Так что неудивительно, что и в пилоте «Необыкновенного плейлиста Зои» коллега главной героини, находящийся в депрессии, поет именно эту песню. В целом саундтрек к «Донни Дарко» познакомил поколение 2000-х со многими знаковыми синглами 1980-х. Чего только стоит «Head over Heels» тех же Tears for Fears, которая теперь у многих ассоциируется именно с открывающей сценой фильма, в которой главный герой, проснувшись на улице, едет на велосипеде домой.

2001

Jamie O'Neal «All by Myself»

Саундтрек к фильму «Дневник Бриджит Джонс» («Bridget Jones's Diary»)

Многие, возможно, не знают, но оригиналу этой композиции в этом году стукнет 45 лет. Впервые мир услышал «All by Myself» в 1975 году в исполнении американского хитмейкера Эрика Кармена. Любопытно, что мелодия в куплете песни основана на второй части (Adagio sostenuto) Второго фортепианного концерта Сергея Рахманинова. Записывая песню, Кармен наивно полагал, что авторские права уже не распространяются на музыку Рахманинова, но жестоко ошибался. В результате 12% всех авторских отчислений, зарабатываемых песней, уходили правопреемникам великого композитора.

Несмотря на то, что в 1997 году кавер-версию хита выпустила Селин Дион, именно версия австралийской кантри-певицы Джейми О’Нил, записанная специально для саундтрека фильма «Дневник Бриджит Джонс», стала по-настоящему знаковой для поколения 2000-х. До сих пор «All by Myself» четко ассоциируется с героиней Рене Зеллвегер в красной пижаме, размахивающей журналом и горланящей эту песню. Энергии, заданной «Бриджит Джонс», с лихвой хватило для того, чтобы «All by Myself» по инерции с легкостью добралась до 2020-х: песня звучит в пилоте «Необыкновенного плейлиста Зои» в исполнении одинокой женщины, с которой главная героиня сталкивается на улице, выйдя из кабинета МРТ.

2003

Nancy Sinatra «Bang Bang (My Baby Shot Me Down)»

Саундтрек к фильму «Убить Билла» («Kill Bill»)

Сингл Шер 1966 года «Bang Bang (My Baby Shot Me Down)» был настолько популярен, что в том же году Нэнси Синатра записала на него кавер, которым завершила свой альбом «How Does That Grab You?». Спустя почти 40 лет кавер-версия Нэнси Синатры пережила новую волну популярности после выхода фильма Квентина Тарантино «Убить Билла». Воспользовавшись ситуацией, британские электронщики Audio Bullys быстренько засемплировали старушку Нэнси и выпустили танцевальный хит «Shot You Down», который впоследствии еще пару лет не вылезал из FM-ротации.

2004

The Shins «New Slang»

Саундтрек к фильму «Страна садов» («Garden State»)

Песня «New Slang» скромных инди-рокеров The Shins пережила невероятный всплеск популярности после того, как героиня Натали Портман включила этот трек герою Зака Браффа в фильме «Страна садов» со словами «эта песня перевернет твою жизнь». Изначально трек появился на дебютном альбоме The Shins 2001 года «Oh, Inverted World». Впоследствии эту пластинку группы назвали лицом инди-рока 2000-х и сравнили с лучшими работами The Kinks и Beach Boys, а саундтрек к «Стране садов» безуспешно пытались клонировать множество раз по тому же принципу: 70% модного тогда инди-рока, немного брит-попа, немного электроники и парочка треков из предыдущих десятилетий (к примеру, в фильме «Одержимость» 2004 года использовали тех же The Shins).

2004

Beck «Everybody's Got to Learn Sometime»

Саундтрек к фильму «Вечное сияние чистого разума» («Eternal Sunshine of the Spotless Mind»)

Песня британской группы The Korgis «Everybody's Got to Learn Sometime» 1980 года получила второе рождение после того, как ее перепел Бек специально для саундтрека фильма Мишеля Гондри «Вечное сияние чистого разума». Сейчас трек четко ассоциируется с рыдающим в кабине автомобиля Джимом Кэрри. Многие сегодняшние 30-летние до сих пор уверены, что это песня Бека.

2004

Queen «Don't Stop Me Now»/I Monster «The Blue Wrath»

Саундтрек к фильму «Зомби по имени Шон» («Shaun of the Dead»)

Сцена, в которой герои во главе с неудачником Шоном (Саймон Пегг) мутузят зомби бильярдными киями в пабе «Винчестер», — это, пожалуй, самый яркий пример того, как беспроигрышно можно было напомнить современному зрителю об убойном хите Queen 1978 года. К чести создателей «Зомби по имени Шон» хочется отметить, что саундтрек к картине также поспособствовал росту популярности еще нескольких композиций. Например, инструментального трека I Monster «The Blue Wrath», звучащего в открывающих титрах фильма.

2004

The Rolling Stones «You Can't Always Get What You Want»

Саундтрек к сериалу «Доктор Хаус» («House M.D.»)

За восемь сезонов в «Докторе Хаусе» прозвучало просто невероятное количество хороших песен. Сериал дал шанс многим молодым представителям инди-фолк-сцены, расцветшей бурным цветом в годы, когда шел «Хаус», и напомнил о многих незаслуженно забытых блюзовых и соул-хитах прошлого. Впоследствии по лекалам «Хауса» еще долго создавались саундтреки к сериалам. Одним из самых ярких примеров этого может служить работа музыкального супервайзера в сериале «Анатомия Грей». Неправильным было бы заявлять, что «Хаус» дал второе рождение хиту Massive Attack 1998 года «Teardrop», который звучит в начальных титрах сериала, — к моменту выхода первого сезона о песне едва ли забыли. А вот о песне The Rolling Stones 1969 года Хью Лори и компания без сомнения напомнили. Прозвучав в первом же эпизоде, «You Can't Always Get What You Want» впоследствии еще не раз появлялась в сериале, став своего рода неофициальным гимном «Доктора Хауса».

2005

Mulatu Astatke «Yègellé Tezeta»

Саундтрек к фильму «Сломанные цветы» («Broken Flowers»)

Так же как и Тарантино, Джим Джармуш — известный любитель доставать на свет божий всякие музыкальные древности и редкости. Только в отличие от любителя женских ступней у Джармуша эти находки куда экзотичнее. С помощью саундтрека к «Сломанным цветам» режиссер познакомил широкую аудиторию с отцом эфиопского джаза Мулату Астатке. Кажется, только для того, чтобы произведения африканского джазмена прозвучали в фильме, в сюжет был введен герой Джеффри Райта, который подсовывает герою Билла Мюррея кассету с записями Астатке. Изначально композиция «Yègellé Tezeta», ставшая практически главной музыкальной темой «Сломанных цветов», появилась на сборнике «New York — Addis — London: The Story of Ethio Jazz». Выпущенная в 1975 году пластинка была переиздана в 2009-м.

В 2013 году Джармуш также дал мощный толчок для карьеры ливанской исполнительницы Ясмин Хамдан, встроив ее песню «Hal» в повествование фильма «Выживут только любовники». Композиция вряд ли смогла бы выйти на столь широкую аудиторию, не попади она в кино Джармуша.

2007

Belle and Sebastian «Piazza, New York Catcher»

Cаундтрек к фильму «Джуно» («Juno»)

Впервые песня, название которой отсылает к легендарному нью-йоркскому бейсболисту Майку Пьяцце, появилась в 2003 году на альбоме мелодичных шотландцев Belle and Sebastian «Dear Catastrophe Waitress». Но никто, думается, не станет спорить, что по-настоящему популярным трек стал в 2007-м после попадания в саундтрек к фильму «Джуно» о беременной школьнице в исполнении Эллен Пейдж.

2008

M.I.A. «Paper Planes»

Саундтрек к фильму «Миллионер из трущоб» («Slumdog Millionaire»)

Самый, пожалуй, известный трек Майи, который постоянно попадает во всевозможные списки лучших песен 2000-х, приобрел настоящую народную любовь только после того, как прозвучал в фильме Дэнни Бойла «Миллионер из трущоб». И это несмотря на то, что за год до этого альбом Майи «Kala» с этой песней побывал на верхушке топа электронных релизов журнала Billboard, стал культовым в среде музыкальных блогеров и попал в списки лучших альбомов года у таких уважаемых музыкальных изданий, как Pitchfork, NME и The Guardian.

2009

TV on the Radio «DLZ»

Саундтрек ко второму сезону сериала «Во все тяжкие» («Breaking Bad»)

«Пошел вон с моей территории», — говорит местному наркоторговцу окончательно превратившийся в хищного злодея главный герой сериала «Во все тяжкие» Уолтер Уайт под мощное вступление к песне «DLZ» нью-йоркских экспериментаторов TV on the Radio. Благодаря этой коротенькой, но очень мощной сцене, от которой до сих пор по всему телу бегут мурашки, песня стала известна далеко за пределами узкого круга любителей интеллектуальной инди-музыки. Впервые трек появился на третьем альбоме TV on the Radio «Dear Science» 2008 года.

2011

Karen O with Trent Reznor & Atticus Ross «Immigrant Song»

Саундтрек к фильму «Девушка с татуировкой дракона» («The Girl with the Dragon Tattoo»)

Превратив классическую рок-нетленку Led Zeppelin 1970 года в убойный индастриал-боевик, Трент Резнор и его вечный компаньон Аттикус Росс не сказать чтобы добавили славы легендарному хард-рок-коллективу, но уж точно показали, насколько актуальным остается их наследие. Попутно с помощью впечатляющих начальных титров скандинавского триллера Дэвида Финчера «Девушка с татуировкой дракона» познакомили молодых людей начала 2010-х с этой песней. Знакомство оказалось более чем успешным. В конце десятилетия трек, уже в оригинале, был использован в кульминационной сцене марвеловского кинокомикса «Тор: Рагнарек». Кажется, в обоих случаях выбор песни не случаен — текст «Immigrant Song» вдохновлен скандинавской мифологией.

2011

Kavinsky feat. Lovefoxxx «Nightcall»/Chromatics «Tick of the Clock»

Саундтрек к фильму «Драйв» («Drive»)

Еще один пример удачного сочетания правильно выбранной песни и креативного подхода к созданию открывающих титров. На этот раз для ставшего почти мгновенно культовым «Драйва» Николаса Виндинга Рефна. Сингл «Nightcall» французского продюсера и диджея Кавински вышел в 2010-м, но сверхпопулярным он стал только после того, как прозвучал в титрах этой криминальной драмы с Райаном Гослингом в роли виртуозного водителя, работающего на мафию. Открывающая сцена перед титрами озвучена инструментальной композицией Chromatics 2007 года «Tick of the Clock», которая была значительно укорочена специально для фильма. Оба трека, как говорится, «проснулись знаменитыми» практически сразу после премьеры «Драйва» на Каннском кинофестивале, где картина получила приз за режиссуру.

2011

Choir of Young Believers «Hollow Talk»

Саундтрек к сериалу «Мост» («Bron/Broen»)

И опять красивые титры с не менее красивой песней. Датский чембер-поп-коллектив Choir of Young Believer известен в первую очередь благодаря тому, что их песня «Hollow Talk» звучала на протяжении четырех сезонов (с 2011 по 2018 год) в открывающих и закрывающих титрах каждой серии датско-шведского сериала «Мост», ярчайшего представителя скандинавского нуара. Изначально «Hollow Talk» — это первый трек альбома Choir of Young Believer «This Is for the White in Your Eyes», выпущенного в 2008 году, за три года до старта показа сериала.

2012

Françoise Hardy «Le temps de l'amour»

Саундтрек к фильму «Королевство полной луны» («Moonrise Kingdom»)

Танец двух юных героев «Королевства полной луны», сбежавших от взрослых в уединенную бухту, под миленькую песенку Франсуазы Арди «Le temps de l'amour» вызвал настоящий бум. Сцену размножили на миллион гифок, а сама песня пережила невероятный всплеск народной любви. Причем как среди юных зумеров, открывших для себя одновременно талант Уэса Андерсона и французскую поп-музыку 1960-х, так и среди достаточно взрослой аудитории. Впервые песня появилась на дебютном альбоме Арди «Tous les garçons et les filles» 1962 года.

Уэс Андерсон всегда славился умением украшать свои картины неожиданными музыкальными приветами из прошлого и давать песням шанс на второе рождение. Чего только стоят две песни The Kinks — «This Time Tomorrow» и «Strangers», — включенные в саундтрек к фильму «Поезд на Дарджилинг», или поп-самба-версии песен Дэвида Боуи, спетые бразильским музыкантом Сеу Жоржи на португальском в «Водной жизни».

2012

David Bowie «Modern Love»

Саундтрек к фильму «Милая Фрэнсис» («Frances Ha»)

Кстати, о Дэвиде Боуи — именно с его «Modern Love» в новом «High Fidelity» героиня Зои Кравиц начинает собирать плейлист бывшему. Этот же трек играет в черно-белом инди-хите Ноя Баумбаха «Милая Фрэнсис». Главная героиня в исполнении Греты Гервиг бежит по Нью-Йорку, подпрыгивая и пританцовывая. Сейчас эта сцена вместе с фильмом заслуженно стала классикой авторского кино 2010-х, обильно обласканная критиками и разобранная на гифки пользователями. Немаловажную роль в этом, несомненно, сыграло то, что бежит Фрэнсис под песню Дэвида Боуи «Modern Love» 1983 года. В начале 2010-х ностальгия по 1980-м была в самом разгаре, и многие зрители моментально были очарованы позабытым хитом. Примечательно, что эта сцена является оммажем фильму Леоса Каракса «Дурная кровь» (1986), в котором главный герой бежит, спотыкаясь, по темным улицам Парижа под ту же самую песню. Только в отличие от мрачного и напряженного оригинала сцена в «Милой Фрэнсис», наоборот, легка и дурашлива.

2014

The Handsome Family «Far from Any Road»

Саундтрек к первому сезону сериала «Настоящий детектив» («True Detective»)

The Handsome Family, семейный дуэт Бретта и Ренни Спаркс, образовался в 1993 году. С самого начала своего творческого пути супруги играют в общем-то одно и то же — мрачный альтернативный кантри, который в специализированной прессе назвали кантри-нуаром или готическим кантри. В 1998 году ретроградный журнал Uncut назвал их третью пластинку «Through the Trees» лучшим кантри-альбомом года. Но, скорее всего, если бы не Ти-Боун Бернетт, отобравший их трек 2003 года «Far from Any Road» для вступительных титров первого сезона «Настоящего детектива», дуэт так и остался бы еще одной мрачноватой кантри-группой. Сериал стал большим хитом, открывающие титры к нему были признаны чуть ли не шедевром дизайнерского искусства, а песня «Far from Any Road» прославилась во всем мире, далеко за пределами родного для The Handsome Family Нью-Мексико.

2018

Apparat «Goodbye» (feat. Soap & Skin)

Саундтрек к сериалу «Тьма» («Dark»)

Практически с самого выхода в 2011 году композиция «Goodbye», записанная совместными усилиями немецкого электронщика Apparat и австрийской исполнительницы Soap & Skin, пользовалась большим спросом у кинематографистов. Песня отметилась во множестве трейлеров к фильмам, среди которых «Ржавчина и кость» Жака Одиара и «Пленницы» Дени Вильнева, а также звучала в кульминационной сцене четвертого сезона «Во все тяжкие». Но по-настоящему известным трек стал только в 2018 году после того, как был использован в качестве главной темы для немецкого Netflix-хита «Тьма». Мрачная атмосфера и текст композиции на удивление идеально вписались в настроение сериала, как будто трек был специально записан для него.

2019

Harry Nilsson «Gotta Get Up»

Саундтрек к сериалу «Жизни матрешки» («Russian Doll»)

Саундтрек к «Матрешке» на удивление насыщен и эклектичен: тут вам и нью-йоркская экспериментальная сцена, и французская поп-музыка конца 1960-х, и поп-рок-стандарты ранних 1970-х, и инди-рок конца 2000-х. Есть даже песня Pussy Riot «Органы». Но гвоздь программы — это, несомненно, хит Гарри Нильсона «Gotta Get Up» 1971 года, для которого «Матрешка» сделала примерно то же самое, что и «День сурка» для «I Got You Babe» Сонни и Шер: песня звучит в начале каждого цикла жизни главной героини по несколько раз в каждой серии. Создатели «кетаминового «Дня сурка» утверждают, что потратили добрую половину бюджета, чтобы иметь возможность использовать эту песню столько раз, сколько им было необходимо. В феврале 2019 года, спустя всего неделю после старта «Матрешки» на Netflix, количество проигрываний «Gotta Get Up» на Spotify возросло на 3300%.

2019

They Might Be Giants «Istanbul (Not Constantinople)»

Саундтрек к сериалу «Академия «Амбрелла» («The Umbrella Academy»)

Экранизация комикса «Академия «Амбрелла» тоже может похвастаться весьма богатой музыкальной составляющей. В ткань повествования практически идеально вписаны «Exit Music» Radiohead, «Run Boy Run» Woodkid, кавер «Never Tear Us Apart» INXS от Паломы Фейт и новая версия нетленной «Happy Together» от Джерарда Уэя, фронтмена My Chemical Romance, по комиксам которого и снят сериал. Но особенно хочется выделить сцену драки в кафе с пончиками под альтернативную версию старой комической песенки «Istanbul (Not Constantinople)», записанную в 1990-м эксцентричными инди-рокерами They Might Be Giants. Кажется, разрабатывая эту сцену, создатели сериала вдохновлялись «Зомби по имени Шон»: это еще один пример того, как с помощью удачно выбранной песни можно поднять экшен-сцену на запредельный уровень.

2020

Sofi Tukker feat. Charlie Barker «Good Time Girl»

Саундтрек к сериалу «Новый папа» («The New Pope»)

Паоло Соррентино — еще один режиссер, трепетно относящийся к музыке в своих фильмах. Саундтреки к его картинам не перестают удивлять. Восхищает необычный микс из неоклассики, инди-рока, итальянской эстрады, электроники и танцевальной музыки в сериале «Молодой папа». Если бы не первый сезон, вряд ли, например, песня «Senza un perche» итальянской певицы Нады стала бы известна за пределами Италии.

В начале 2020-го зрители продолжения детища Соррентино начали массово шазамить трек, звучащий в его открывающих титрах. Оказалось, что это сингл немецко-американского хаус-дуэта Sofi Tukker «Good Time Girl». Примечательно, что «Новый папа» сделал для популярности Софи то, что не смогла сделать даже номинация на премию «Грэмми», которую дуэт получил в 2019 году за дебютную пластинку «Treehouse».

Слушать плейлист материала: iTunes | VK | Spotify

Расскажите друзьям