Кто победит на «Оскаре»: главная интрига — «1917» или «Паразиты»?

8 февраля 2020 в 14:32
В ночь на понедельник в Лос-Анджелесе раздадут «Оскары». Кинокритик «Афиши Daily» Станислав Зельвенский предсказывает, на какие фильмы следует ставить в основных номинациях.

В этом году в России трансляцию церемонии «Оскар» официально показывает только видеосервис Okko. Трансляция бесплатна для всех и доступна без подписки на сервис. Смотрите прямой эфир кинопремии с 9 на 10 февраля в 2:30, а также не пропустите текстовый репортаж Станислава Зельвенского на «Афише Daily».

Лучший фильм

Кто получит — «1917»

Смешно вспомнить, но еще несколько месяцев назад все были уверены, что вручение «Оскара» станет триумфом «Джокера», а потом многие предрекали битву Тарантино и Скорсезе. На практике «Джокер» разделил публику и впал в относительную немилость, «Однажды… в Голливуде», как выяснилось, нравится в основном журналистам (включая загадочных фей, вручающих «Золотой глобус»), а «Ирландец», похоже, будет чемпионом года по количеству проигранных в разных местах номинаций (на «Оскаре» их 10, например). «Ford против Ferrari», «Кролик Джоджо», «Маленькие женщины» и «Брачная история» по разным причинам, но совершенно очевидно не годятся на роль устраивающего всех фильма года.

По итогам сезона наград остались два фаворита, примерно как в прошлом году, когда выбор явно стоял между традиционной и популистской «Зеленой книгой» и яркой, но необычной по ряду признаков «Ромой». Снова один претендент сделан в классическом оскаровском формате: британский, духоподъемный, про войну, да еще и снятый с выдумкой. Это, разумеется, «1917» Сэма Мендеса. Второй — всем понравившийся фестивальный хит на иностранном языке. Это «Паразиты» Пона Чжун Хо — темная лошадка, в последние недели вроде бы набравшая темп (занятно, что именно «Паразиты» значились победителем в знаменитом стертом твите киноакадемии).

В прошлый раз победила, как мы помним, «Зеленая книга»: академия, несмотря на обновление рядов, остается довольно консервативной. На победу Мендеса указывают, помимо прочего, итоги премии BAFTA, премии Гильдии продюсеров, «Золотого глобуса». В пользу «Паразитов» (помимо каннской «Золотой ветви», которая никого не волнует) — менее важные призы «Лучшему иностранному фильму» плюс неожиданное признание влиятельной Гильдии актеров. Плюс кураж — понятно, что обаятельный кореец с главным «Оскаром» всех бы позабавил куда больше, чем Сэм Мендес.

Но история «Оскара» пока учит, что чаще всего побеждает более скучный вариант.

Лучшая режиссура

Кто получит — Сэм Мендес («1917»)

Редкий в последние годы случай: ни одного мексиканца в режиссерской номинации. Зато — случай и вовсе уникальный — есть кореец. У Пона, кажется, больше шансов, чем у Скорсезе, Тарантино и Тодда Филлипса, но меньше, чем у Мендеса (который ровно 20 лет назад получил режиссерский «Оскар» за «Красоту по-американски»). Хотя, если в целом удача будет в этот вечер улыбаться «Паразитам», вполне может победить и Пон.

Лучший актер

Кто получит — Хоакин Феникс («Джокер»)

Тут давно без вариантов. Снова будет уже изрядно поношенный смокинг от Стеллы Маккартни и какая‑то интересная речь (у Феникса есть разные образы для церемоний, так что интрига сохраняется). В неудачниках — Джонатан Прайс, мило сыгравший в «Двух папах» Франциска, практически своего двойника, чудесный в «Брачной истории» Адам Драйвер, чудесный у Тарантино Ди Каприо, чудесный у Альмодовара Бандерас; обидно за всех, особенно за Бандераса, у которого другого шанса может и не быть.

Лучшая актриса

Кто получит — Рене Зеллвегер («Джуди»)

Тоже практически без вариантов. Роль Джуди Гарленд в байопике про закат актрисы — с песнями, слезами и безжалостными крупными планами — создана для наград, которых у Зеллвегер уже целая полка. В соперницах — Скарлетт Йоханссон за Баумбаха (она вошла в элитарный клуб актеров, номинированных дважды в один год), Синтия Эриво за «Гарриет» про аболиционистку Гарриет Табмен, Сирша Ронан за роль Джо в «Маленьких женщинах» и Шарлиз Терон за «Скандал». По-хорошему, стоило бы наградить Скарлетт.

Лучший актер второго плана

Кто получит — Брэд Питт («Однажды… в Голливуде»)

Питт очень уверенно идет к своему первому, давно заслуженному актерскому «Оскару» (у него уже есть продюсерский). Но компания у него, конечно, неслабая: Аль Пачино, Джо Пеши (оба — за Скорсезе), Энтони Хопкинс (второй папа Бенедикт; его чуть поменьше) и Том Хэнкс (за роль американской телелегенды Фреда Роджерса). В идеальном мире могли бы премировать Пеши, который ради «Ирландца» вышел с пенсии и всех уделал.

Лучшая актриса второго плана

Кто получит — Лора Дерн («Брачная история»)

У Дерн — в последние годы очень заметной — «Оскара» тоже нет, и все идет к тому, что будет — за явно близкую лос-анджелесским академикам роль коварной юристки она уже получила, в частности, «Золотой глобус» и приз актерской гильдии. С ней соревнуются Кэти Бейтс, трогательно сыгравшая маму Ричарда Джуэлла, Йоханссон, антифашистская мама Джоджо, Марго Робби — за «Скандал» и Флоренс Пью — за «Маленьких женщин».

Лучший оригинальный сценарий

Кто получит — Пон Чжун Хо и Ха Чжи Вон («Паразиты»)

Здесь борьба идет между Тарантино, который уже дважды получал сценарный «Оскар», и новичком Поном (кроме них — Баумбах, Райан Джонсон за «Достать ножи» и Мендес и его сосценаристка за «1917»). У Тарантино есть «Глобус», что не очень важно, а Пон выиграл почти в такой же компании приз BAFTA — ставим на него.

Лучший адаптированный сценарий

Кто получит — Грета Гервиг («Маленькие женщины»)

Здесь противостояние «Кролика Джоджо» и «Маленьких женщин» (кроме них — «Ирландец», «Два папы» и «Джокер»). У британцев в точно такой же пятерке победил Тайка Вайтити со своим воображаемым Гитлером, и он фаворит номер один. Но в Америке «Маленьких женщин», кажется, любят больше, и наверняка многим хотелось поддержать Гервиг — рискнем.

Лучшая операторская работа

Кто получит — Роджер Дикинс («1917»)

Дикинс, как известно, 13 раз номинировался впустую, прежде чем получить наконец в позапрошлом году свой «Оскар» за «Бегущего по лезвию 2049». Видимо, даты в названии — к удаче: ничто не сможет лишить англичанина награды за его уже легендарный полет над траншеями. В этой номинации, кстати, присутствует фильм «Маяк».

Лучший международный фильм

Кто получит — «Паразиты»

По-разному может сложиться церемония для «Паразитов», но уж «Оскар» в этой недавно переназванной номинации точно у Пона в кармане. В соперниках-неудачниках, как и каннском конкурсе, — «Боль и слава» Альмодовара и французские «Отверженные», а также польская драма «Тело Христово» про священника-самозванца и печальная македонская документалка (мало, впрочем, отличимая от художественного фильма) «Страна меда», которая также присутствует в документальной номинации.

Лучший полнометражный анимационный фильм

Кто получит — «Клаус»

Ноздря в ноздрю дышат «История игрушек-4» и испанская англоязычная origin story Санта-Клауса. «Пиксар» есть «Пиксар», но прислушаемся опять к премии BAFTA. Нет, увы, шансов у «Я потеряла свое тело» — чудного французского мультфильма про одушевленную руку.

Лучший полнометражный документальный фильм

Кто получит — «Американская фабрика»

Тут целых два активно давящих на эмоции фильма про женщин в Сирии («Пещера» и «Ради Самы»), бразильский фильм про приход к власти правых, уже упомянутая «Страна меда» про все теряющую пасечницу и, наконец, «Фабрика» от Netflix — смешной, но и не смешной фильм про то, как китайцы вкладываются в завод в Огайо. Он чрезвычайно злободневный, спродюсирован Обамами и выглядит наиболее уверенным кандидатом на победу.

А также:
Лучший саундтрек

Кто получит — Хильдур Гуднадоттир («Джокер»)

В прошлом году победил швед Горанссон, в этом — явный фаворит — потрясающая исландка Гуднадоттир (она же озвучила «Чернобыль»). Против нее — Деспла, Джон Уильямс и два разных композитора по фамилии Ньюман.

Лучшая песня

Кто получит — «(I’m Gonna) Love Me Again» («Рокетмен»)

Жизнеутверждающая песенка с финальных титров «Рокетмена» — не то чтобы великая, но Элтон Джон у всех вызывает сентиментальные чувства, и к тому же самый звездный из пятерки. Обойти его способна разве что Синтия Эриво с госпелоподобной «Stand Up» из «Гарриет». В пользу Эриво может, в частности, сыграть явная недопредставленность афроамериканцев на нынешнем «Оскаре».

Лучший монтаж

Кто получит — Эндрю Баклэнд и Майкл МакКаскер («Ford против Ferrari»)

И снова прислушаемся к Британской академии — хотя у фильма про гонки (очень эффектно, спору нет, смонтированного) сильные соперники, в том числе великая Тельма Шунмейкер, собравшая «Ирландца».

Лучшая работа художника-постановщика

Кто получит — Барбара Линг, Нэнси Хэй («Однажды… в Голливуде»)

Могут дать Пону — за дом или Мендесу — за окопы, но кропотливо воссозданные 60-е со всеми ранчо, виллами и кинопавильонами выглядят самой трудоемкой работой.

Лучший дизайн костюма

Кто получит — Жаклин Даррен («Маленькие женщины»)

«Ирландец», «Однажды… в Голливуде», «Джокер», «Кролик Джоджо», «Маленькие женщины» — понятно, кто тут самый костюмный.

Лучший грим

Кто получит — Казу Хиро, Энн Морган, Вивиан Бейкер («Скандал»)

Люди, накрасившие Николь Кидман, Марго Робби и Шарлиз Терон (а также Джона Литгоу, конечно) для «Скандала» уже получили ряд премий. Впрочем, улыбка Джокера и рога Малефисенты тоже дорогого стоят.

Лучшие спецэффекты, лучший звук, лучший монтаж звука

Кто получит — «1917»

Отдадим технические номинации Мендесу — даже противники фильма не спорят с его достижениями в этой области.