Финальный сезон «Коня БоДжека»: анимационное драмеди о принятии себя

4 февраля 2020 в 10:00
Фотография: Netflix
31 января на Netflix вышла вторая половина последнего сезона мультсериала «Конь БоДжек», который по праву считается одним из лучших представителей жанра. «Афиша Daily» подводит итог шестилетним злоключениям коня-социопата и его друзей.

Все хорошее когда‑нибудь заканчивается. Так и шестой сезон «Коня БоДжека» ставит жирную точку в истории полюбившегося как публике, так и критикам жеребца. Напоминаем, что сюжет крутится вокруг жизни антропоморфного коня, который когда‑то был популярным актером ситкома, а затем спился.

На протяжении пяти лет создатели сериала загоняли БоДжека в безвыходные положения. Но сейчас большинство сюжетных перипетий осталось позади. Герой пережил смерть наркозавимой подруги Сары Линн, похоронил абьюзивную мать, завязал с героином и алкоголем, прошел изнурительный курс психотерапии и начал новую жизнь. Теперь БоДжек, на гриве которого уже вовсю серебрится седина, преподает актерское мастерство в колледже. Параллельно его бывшая девушка и агент — кошка с байроновским именем Принцесса Кэролайн — испытывает все тяготы материнства. Преодолеть их ей помогает Тодд — один из самых «человечных» героев в озвучке актера Аарона Пола. А писательница Дайан пережила развод, нашла нового спутника жизни и безуспешно корпит над собственными мемуарами.

В общем, сериал окончательно вырвался из сатирического цикла и стал терапевтическим. Поэтому теперь темы очищения, осознанности и ответственности стоят на первом месте. С одной стороны, это расстраивает, о былом сценарном безумии напоминает лишь линия мистера Подхвоста — тот продолжает искать идеального любовника для своей невесты — плюс дежурные колкости в адрес голливудской реальности и многочисленные поп-культурные отсылки. С другой, персонажи все время развиваются, что постоянно повышает уровень драматургии.

Например, еще в первой серии сезона зрители узнали, почему БоДжек начал пить. Вторая половина финала приоткрывает завесу тайны над прошлым Дайан. Ему посвящен целый эпизод, который оформлен в виде скетчей — уникальное визуальное решение, которое точно встанет в один ряд с лучшими концептами всего сериала. Но ключевые моменты до сих пор принадлежат циничному коню. Неизменный сценарист и вдохновитель «БоДжека» Рафаэль Боб-Ваксберг филигранно закрыл все сюжетные арки, подвязав их к значимым событиям из прошлых сезонов. Говорить об этом подробно — значит вступить на территорию губительных спойлеров. Но можно не сомневаться в том, что к финальным титрам каждый скелет выпрыгнет из своего шкафа, а все развешанные по стенам чеховские ружья непременно выстрелят. Некоторые с силой гаубицы.

Вообще, удивительно осознавать, как анимационная реинкарнация «Бульвара Сансет» — именно таким Боб-Ваксберг изначально задумал свое детище — сперва выросла из довольно личного произведения в комплексное исследование зависимостей, а затем в универсальный портрет современности. За шесть сезонов сериал осветил (и высмеял) большинство социальных, политических, экономических и культурных трендов. От феминизма и #Metoo до борьбы за экологию, постоянно растущую власть корпораций и кризис традиционного института семьи. Тот же БоДжек — не рисованная интерпретация Хэнка Муди (имеется в виду главный герой сериала «Калифорникейшен». — Прим. ред.), а собирательный образ мужчины средних лет, который страдает от личностного кризиса.

И не важно, что мешает ему излечиться — ноша известности (о ее тяжести очень тонко высказался в «Вокс люкс» Брейди Корбет, которому Ваксберг передает элегантный привет в одной из последних серий), детские травмы или, простите, мудизм. Главное — то, что из‑за всей этой саркастической эзоповщины «Конь БоДжек» избежал ключевого промаха «Клана Сопрано» и «Безумцев», позволив зрителям переживать не за яркие персоналии, а копаться в себе. Именно поэтому один из главных анимационных сериалов в истории заканчивается тягостной минутой молчания, которое переходит в многоточие.

Особенно запоминается предпоследний эпизод. В фамильном особняке БоДжека проходит званый ужин. С самого начала герой понимает, что это сон — ведь все сидящие за столом давно мертвы. Некоторые по его вине. Но вскоре оказывается, что проснуться не получится, так как сам Конь уже давно лежит в полусмерти в своем бассейне. Следующие полчаса легко назвать катарсическими. В сюрреалистических декорациях, которые напоминают театр «Силенсио» из «Малхолланд-драйва» — конферансье, который настойчиво объясняет, что все происходящее иллюзорно, также присутствует, — БоДжек окончательно прощается с призраками прошлого и понимает, что больше всего на свете он боится даже не смерти, а одиночества. В этот момент сериал попадает прямиком в вечность.

Человек (даже если он конь) всегда был довольно неприятным существом. Можно не признавать этого и тешить себя надеждой, что после титров герой обязательно исправится, а вместе с ним мы все станем чуть лучше. Можно также вспомнить, что значительная часть мировой культуры посвящена людской ничтожности. Миллиард у «Джокера» лишь подтверждает актуальность высказывания. Ничего не изменить. Остается лишь научиться жить с этим, а значит — повзрослеть.

Смотреть

Netflix