10 (и еще 3) лучших фильмов года: версия Станислава Зельвенского

26 декабря 2019 в 17:42
Кадр из сериала «Слишком стар, чтобы умереть молодым»
Итоги 2019 года кинокритика «Афиши Daily» Станислава Зельвенского, по традиции иногда разбитые по парам.

«Бакурау» («Bacurau»), реж. Клебер Мендонса Филью, Жулиану Дорнеллис/«Обезьяны» («Monos»), реж. Алехандро Ландес

Две лютые южноамериканские басни. Одна что‑то вроде вестерна про деревушку, которую забавы ради хочет уничтожить группа американцев по главе с Удо Киром. Вторая — фантасмагорический боевик с элементами «Повелителя мух» про подростков-солдат в джунглях. Оба фильма дышат невероятной энергией и кинематографической, простите за выражение, культурой, даря удовольствие почти физическое. Латинская Америка в последнее время стала едва ли не самой горячей киноточкой планеты.

«Воображаемая земля» («A Land Imagined»), реж Ео Сью Хуа

Победитель прошлогоднего фестиваля в Локарно, сюрреалистический сингапурский нуар про грустного полицейского, который ищет пропавшего на стройке гастарбайтера и попадает в линчевское зазеркалье круглосуточных интернет-кафе и искусственных пляжей. Старший азиатский брат «Атлантики», тоже хорошей, но по разным причинам перехваленной: кино, переводящее прозу остросоциальных репортажей из далеких стран на язык гипнотизирующей поэзии.

«Дождливый день в Нью-Йорке» («A Rainy Day in New York»), реж. Вуди Аллен

Фильм с абсурдно сложной прокатной судьбой, романтическая комедия про начитанного мажора и его восторженную подружку, по раздельности проводящих общий выходной в любимом городе режиссера. Стремительная, едкая, нарочито архаичная, но и более чем современная фантазия по мотивам «Над пропастью во ржи». Поздний Аллен в своей почти идеальной форме.

«К звездам» («Ad Astra»), реж. Джеймс Грей/«Высшее общество» («High Life»), реж. Клер Дени

Космические одиссеи-2019, обе — про отцовство и сиротство. В одном фильме Брэд Питт ищет в глубинах космоса своего блудного папашу, во втором Роберт Паттинсон сам причудливым образом становится отцом по пути в черную дыру. И Грей, и Дени дебютировали в фантастике, не обошлось — как минимум в первом случае — без приключений и компромиссов со студией, но в конечно счете оба взяли в звездолеты свой обычный багаж и доставили нас ровно куда хотели.

«Пляжный бездельник» («The Beach Bum»), реж. Хармони Корин/«Ее запах» («Her Smell»), реж. Алекс Росс Перри

Два превосходных, умных фильма о вреде и других эффектах алкоголя и наркотиков. В «Бездельнике» — загорелый МакКонахи в гавайских рубашках, бонги, Снуп Догг, несколько великих гэгов и ядовитая атмосфера вечного праздника. В «Запахе» — Элизабет Мосс с потекшей тушью, убедительно изображающая Кортни Лав, прокуренные гримерки, Кара Делевинь с гитарой и затянувшееся рок-н-ролльное самоубийство.

«Последний черный в Сан-Франциско» («The Last Black Man in San Francisco»), реж. Джо Талбот

Дебют уроженца Сан-Франциско, в котором друг режиссера, непрофессионал, играет как бы самого себя — нищего черного парня, уверенного, что у него есть как минимум моральные права на чудесный викторианский дом, будто бы построенный его дедом. Сентиментальный, серьезный, необычный, очень красивый фильм, в который невозможно не влюбиться.

«Однажды… в Голливуде» («Once Upon a Time in Hollywood»), реж. Квентин Тарантино

Ревизионистская реконструкция событий, символически прикончивших на Западе шестидесятые — лучшая работа Тарантино за двадцать лет, фильм, полный любви, фантазии, юмора, но и тоски, спрятавшейся за фасадом цинизма. При этом автор сам проспойлерил и испортил торжественный финал, преждевременно использовав тот же трюк в дурацких «Бесславных ублюдках»: если бы можно было как‑то стереть их из памяти, «Однажды» стал бы вообще великим. Увы, историю не перепишешь… хотя подождите.

«Синонимы» («Synonyms»), реж. Надав Лапид

Победитель Берлинале, пижонская трагикомедия про нахального, но нежного в душе израильского солдата, который пытается обустроиться в Париже. Непосредственно во время просмотра фильм вызывает целую гамму чувств, среди которых не последнее место занимает раздражение. Но в зеркале заднего вида оранжевое пальто героя оказывается одним из самых ярких цветовых пятен этого киногода.

«Слишком стар, чтобы умереть молодым» («Too Old to Die Young»), реж. Николас Виндинг Рефн

13-часовой фильм, разбитый на десять неравных частей и притворившийся веб-сериалом. История коррумпированного копа, спутавшегося с потусторонними силами, мексиканского бандита по имени Иисус и жрицы смерти. Редкая птица долетит до середины этого изнурительно медленного, живописного и жестокого эзотерического нуара, но стоит посмотреть хотя бы фрагмент. Рефн, конечно, садист, но он человек сумасшедшего таланта и амбиций (и примечательного чувства юмора), и ничего подобного в этом году не было.

«Томмазо» («Tommaso»), реж. Абель Феррара

Уиллем Дефо играет двойника Абеля Феррары — американского кинематографиста, который сбежал в Италию, но не скрылся там от собственных несовершенств и пытается понять, как быть мужем, отцом, экспатом, завязавшим наркоманом, артистом, автором. Отважный, пронзительный партизанский фильм стареющего католика-ренегата, нью-йоркского гения в изгнании, снятый в его римской квартире и на улицах неподалеку, с цитатами из Скорсезе и «Мастера и Маргариты».