Топ-5 фильмов «Артдокфеста»: Сталин, космос, Крым, Марс и Никита Лаврецкий

4 декабря 2019 в 15:57
Наталья Серебрякова выбрала пять самых интересных фильмов из обширной программы кинофестиваля «Артдокфест», который откроется 5 декабря в Москве и Петербурге.

«Государственные похороны», реж. Сергей Лозница

Последний на данный момент фильм Сергея Лозницы впервые был показан в Венеции, а сейчас — российская премьера. Полностью монтажный, созданный из архивных пленок, он охватывает события в СССР с 5 по 9 марта 1953 года, когда от инсульта в своем доме скончался Иосиф Сталин, а затем были устроены грандиозные государственные похороны.

Фильм — своеобразное завершение архивной трилогии Лозницы, первые две части которого — «Событие» и «Процесс». В первых же кадрах Сталин лежит в джунглях цветов и папоротника, вид сверху на лицо покойника. Дальше Лозница показывает хронику похорон по всем дальним уголкам Советского Союза — от Балтики до Тундры, от Черного моря до Байкала. Смерть вождя спровоцировала демонстрации по всей стране, люди несли живые цветы и прочие похоронные атрибуты. 7 марта в Колонном зале Дома Союзов к гробу с телом Сталина выстроилась многокилометровая очередь из желающих проститься, которая заканчивалась где‑то на Тверской.

Лозница не дает никаких комментариев, только сухая констатация фактов под звуковое сопровождение — стихи, дифирамбы, декламации. Камера скользит по растерянным лицам людей, вслушивающихся в звуки радиоприемника, сообщающего о смерти. Многие — с детьми на руках, женщины плачут. Странно, что в фильм на вошли кадры давки людей, желающих увидеть тело вождя (что достоверно известно). Однако и без этого у Лозницы получилось эпическое полотно о культе личности, созданной тоталитарным режимом.

Москва, «Каро 11 Октябрь»

12 декабря, 20:00

Санкт-Петербург, Кино&Театр Англетер

12 декабря, 20:50

«Приднестровье», реж. Анна Эборн

16-летняя Таня дружит с пятью мальчиками одновременно, и постепенно все оказываются в нее влюблены. Они проводят время, купаясь в реке, играя в карты, лазая по руинам заброшенной фабрики, гуляя по зарослям кустарника. Место действия — поселок Каменка в Приднестровье, на границе с Украиной. Лето сменяется зимой, друзья становятся врагами, а Таня собирает чемоданы, чтобы уехать в Грецию на работу. Некоторые ее поклонники очень расстроены по этому поводу.

Шведка Анна Эборн уже однажды снимала на территории постсоветских стран. Ее фильм «Лида» посвящен пожилой женщине, живущей в Западной Украине. Свой новый фильм, как и предыдущий, она сняла на 16-мм пленку, и заснеженные пейзажи Приднестровья получились особенно кинематографичными. Но есть некий диссонанс в том, какими своих героев видит режиссер (нежными тинейджерами с несформировавшейся жизненной позицией), и какими их видят отечественные (не западные!) зрители (провинциальными гопниками, без конца матерящимися и пьющими алкоголь).

Москва, «Каро 11 Октябрь»

07 декабря, 16:00

Москва, «Каро 11 Октябрь»

10 декабря, 21:30

Санкт-Петербург, Кино&Театр Англетер

06 декабря, 21:10

«Космические собаки», реж. Эльза Кремзер, Левин Петер

60 лет назад советскими учеными впервые была запущена в космос собака Лайка. Она была отправлена на верную смерть, и ее мертвое тело, словно космический мусор, летало в спутнике вокруг Земли, пока не сгорело в атмосферных слоях. Потом дух Лайки спустился на Землю и вселился в стаю московских бродячих собак. Такова легенда фильма-сказки пары австрийских режиссеров Эльзы Кремзер и Левина Петера, которые выяснили, что до того как полететь в космос Лайка два года гуляла по Москве в качестве бродячей собаки.

Мысль о том, какой росла эта собака, привела к созданию необычного фильма, включающего в себя архивные документы тайных экспериментов над животными, проводившимся в Советском Союзе. С 1951 по 1966 год 48 собак были запущены в космос, выжили примерно 30. В фильме также упоминается эксперимент с шимпанзе, запущенным американцами в космос. Это картина об искренней привязанности и чрезмерной жестокости, рассказанная голосом Алексея Серебрякова, который также привез к себе в Канаду из Москвы бродячую собаку.

Москва, «Каро 11 Октябрь»

6 декабря, 19.00

Санкт-Петербург, Кино&Театр Англетер

09 декабря, 20:35

«Моя бабушка с Марса», реж. Александр Михалкович

Бабушка Зина решила доживать свою жизнь красиво, у моря, и после смерти мужа переехала в Крым. Но Крым стал российским, а бабушка воинственно заняла проукраинскую позицию, постепенно растеряв всех подруг и оказавшись практически в изоляции в своем коммунальном дворике в Евпатории. И вот Зине скоро исполнится 80 лет, к ней собираются приехать дети: дочка — из Беларуси, сын — из Израиля. Снимает же эту документальную семейную хронику внук, Александр Михалкович, у которого, по словам бабушки, совсем нет хозяйственной жилки. Зато он может научить Зину разговаривать по скайпу.

По словам Михалковича, Крым сейчас подобен Марсу, и для жителей Украины «сходит с орбиты». Туда тяжело доехать, пройдя через тщательный пограничный контроль. А люди, которые живут там, как будто разговаривают на другом языке (способствует российская пропаганда). Фильм подойдет для всех, кто ищет искреннего, трогательного персонажа.

Москва, «Каро 11 Октябрь»

10 декабря, 19:00

Санкт-Петербург, Кино&Театр Англетер

07 декабря, 13:30

«Драма», реж. Никита Лаврецкий, Алексей Свирский, Юлия Шатун

Три белорусских режиссера снимали свою жизнь в течение недели. Первая часть, созданная лауреатом минского кинофестиваля «Листапад» Никитой Лаврецким, — это такая семейная комедия, наиболее удачная. Никита ночует у своей девушки Оли, потом собирается на работу (он — преподаватель), потом уезжает в Вильнюс. Приехав домой с подарками — шоколадом «Моцарт» и сыром для «тещи», он находит Олю «холодной» и расстроенной. Все дело в том, что Оля беспокоится о психическом здоровье Никиты, который устроил ей сцену, перевернул стол, убежал в одной футболке на улицу в ноябрьский мороз, а потом писал в сообщениях, что покончит с собой, как Лил Пип. Паре удается помириться за просмотром сериала. Дальше Никита уходит к себе домой и, вместо того чтобы работать, смотрит клипы Лил Пипа, своего любимого музыканта. Утром его телефонным звонком будит Оля. Во второй части Алексей Свирский также ссорится со своей подругой Юлей. В третьей режиссер Юлия Шатун выясняет со своим знакомым, что значит для него быть в искусстве.

Хотя Свирский и Шатун также имеют за своими плечами кинематографический опыт, самая интересная и смелая интонация пока у Лаврецкого. Его не пугают ни такие темы, как запах собственных грязных носков, ни как он выглядит со стороны, обсуждая свое явно психопатическое поведение. Лаврецкому хорошо бы быть автором какого‑то комедийного сериала, а пока он объявил об интернет-релизе своего нового фильма «Никита Лаврецкий», который он называет документальным хоррором своей жизни.

Москва, «Каро 11 Октябрь»

07 декабря, 12:30