Станислав Зельвенский — о новом сайфае про робота, выращивающего людей, который был показан на «Сандэнсе», на Netflix, а теперь и в российском прокате.

На Земле произошло некое событие, по-видимому, истребившее человечество. Но это не беда: в подземном убежище аккуратно разложены по ящичкам 63 000 эмбрионов. Распоряжается бункером андроид с вкрадчивым женским голосом; когда один из эмбрионов вырастет в полноценного человека (Клара Ругорд), та станет называться Дочерью, а он, соответственно — Мамой. Мама воспитывает Дочь с любовью и терпением, обучает ее основам медицины и механики, объясняет философию Иеремии Бентама, показывает шоу Джонни Карсона и обещает в скором будущем множество братьев и сестер. Покидать пределы бункера Дочери строго воспрещается, поскольку там все чем‑то заражено. Естественно, однажды в металлическую дверь постучится некая женщина (Хилари Суонк) с огнестрельным ранением, и сообщит растерянной девушке, что полностью доверять роботу не стоит.

«Дитя робота» — русский трейлер

Полнометражный дебют австралийского рекламщика Гранта Спьютора, «Дитя робота» (в оригинале — «Я Мама») — нетфликсовский фильм, который, соответственно, появился онлайн одновременно со скромным кинопрокатом. Впрочем, сайфай всегда приятно посмотреть на большом экране. «Дитя» выглядит относительно дорого, хотя бюджет у него небольшой, и почти все спецэффекты рукотворные. В частности, Маму изображает мужчина в костюме робота (сделанном знаменитыми новозеландцами из Weta Workshop). А озвучивает ее Роуз Берн; имя актрисы почему‑то красуется на российском постере, хотя после дубляжа, то есть на подавляющем большинстве сеансов, никаких ее следов в фильме, естественно, не осталось.

Это довольно старомодное кино — не только в смысле исполнения на коленке, но и в плане идей, тем, больших философских парадоксов, которыми кинофантастика активно жонглирует полвека с лишним. Как человеку строить отношения с искусственным интеллектом, что такое машинное сознание, какие этические законы распространяются на роботов, а какие — нет, где надо поднажать, а где хорошо бы остановиться. Иронический поворот здесь заключается в том, что не человек учит робота, а робот — человека (впрочем, у Мамы, очевидно, тоже был воспитатель), и теперь уже на полированные плечи машины ложится ответственность за самые сложные решения.

Это интересно; уж что-что, а вопросы искусственного интеллекта становятся лишь актуальнее, и в отличие от классиков фантастического жанра все мы сможем — и уже можем — задать очень многие из них не в теории, а на практике. Другое дело, что авторы «Дитя» при всех своих амбициях, к сожалению, не Айзек Азимов, и хотя в фильме сформулированы интригующие, порой неожиданные предметы для разговора, собственно сказать что‑то по-настоящему оригинальное у них не получается. Больше того, сказать хоть что‑нибудь: Спьютор и его сценарист предпочитают изящные, но страшно расплывчатые намеки, даже когда уже определенно пора переходить к выводам.

Приводить конкретные примеры не хочется, чтобы не разбалтывать многочисленные сюжетные повороты — не то чтобы прямо сногсшибательные, но достаточно ладные и эффектные. Что‑то сделано слишком уж по учебнику, есть, кажется, отдельные неувязки, однако «Дитя» после неторопливого начала набирает скорость и держит в напряжении уже до финала. «Из машины» Алекса Гарленда, фильм, который тут вспоминается одним из первых (забавно, что там была шведка Викандер, а здесь — датчанка Ругорд, тоже весьма многообещающая), делал примерно то же самое остроумнее и жестче. Но «Дитя робота» — развлекательный, красивый и при этом неглупый фантастический триллер; не то чтобы нас таким баловали.

7 / 10
Оценка
Станислава Зельвенского
Подробнее на afisha.ru