Ретроспектива Маттео Гарроне, комедия про фонтан нефти на заднем дворе, спор хирурга со священником и убедительная драма про юную пловчиху — в кинотеатре «Иллюзион».

5 апреля, 19.30

«Страшные сказки» Маттео Гарроне

Фильм, который уже был в российском прокате прошлым летом, все равно имеет смысл посмотреть на большом экране, если тогда вы до кинотеатра дойти не успели. Это очень красивое, предельно живописное кино открывает и сам фестиваль, и его единственную сайд-программу — ретроспективу одного из самых интересных сегодняшних итальянских режиссеров, Маттео Гарроне (в этом гиде рассказано лишь про два последних его фильма, но справедливости ради имеет смысл смотреть их все).
Экзотическая птица, штучный экземпляр, «Сказка» на первый взгляд не лишена изящного расчета: это англоязычный дебют итальянца, который до сих пор был знаменит фильмом «Гоморра», сделанным не только на итальянском языке, но и на специфическом итальянском материале — быте известных мафиозных кланов. Действительно, с чем еще выходить к широкой публике, переходя на международный язык, как не c универсальным материалом — конструктором из сказочных сюжетов, в общих чертах знакомых в любой англоговорящей стране? Но достаточно посмотреть трейлер фильма, чтобы понять — материал этот отнюдь не самый простой и международный успех той же «Гоморры» спрогнозировать было гораздо легче. Кто вообще ставит сегодня сказки, которые нельзя показать в кино детям, без голливудского сценария, но с подобным размахом? Храбрость задумки заранее располагает — в 2015 году подобные задачи многие авторы чаще стараются решать в рамках телеэкрана.

(Полный текст рецензии «Афиши» на «Страшные сказки»)

6 апреля, 19.30

«Реальность» Маттео Гарроне

«Реальность», четыре года назад принесшая Гарроне каннский Гран-при, прикидывается исследованием природы личности участников реалити-шоу. По факту это замечательное кино про то, как вредно увлекаться высокими идеями. Герой (Аньелло Арена) — торговец рыбой, которого жена и дети насильно затащили на кастинг итальянского «Большого брата». Он в ответ сначала кокетничает, а потом начинает считать участие в передаче смыслом своей жизни, немножко трогается умом, пытаясь докопаться до главной звезды телешоу, ходит к разным людям с вопросом «А надо ли это мне?», продает свою лавку и в конце концов начинает раздавать бедным мебель из дома, считая, что организаторы шоу за ним следят, а если он будет вести себя хорошо, то его обязательно возьмут. Реалити-шоу как культ — метафора, прямо скажем, не самая новая, но у Гарроне помимо очевидного желания подразнить институт церкви получается наглядный портрет последовательной деконструкции личности.

(Подробнее о «Реальности» можно прочесть в каннском отчете Анны Сотниковой)

7 апреля, 19.00

«Я, Арлекин» Маттео Бинни и Джорджо Пазотти

Паоло, столичный модник, ведущий популярного телешоу, вынужден прервать работу и отправиться в провинцию: его отец попал в больницу. Приехав к старику и оставшись ухаживать за ним, чтобы поднять с больничной койки, Паоло постепенно втягивается в неторопливую и причудливую отцовскую жизнь. Среди прочего — становится свидетелем репетиций местного театра, в котором его папа играет Арлекина. Конечно, рано или поздно он отправится обратно домой и попробует вернуться к былой жизни со своей капризной красавицей-подругой, но корни возьмут свое: заветы отца и сила комедии дель арте не дадут ему спокойно жить как прежде. Это нежное кино в первую очередь идеальный повод позвать на фестиваль родителей, если вы с ними давно не виделись.

9 апреля, 19.00

«Неустойчивая погода» Марко Понтекорво

Два друга трудятся в кооперативе по производству диванов. Диваны идут плохо, зарплаты приходится задерживать, коллектив недоволен. В этой обстановке на задворках собственных участков они натыкаются в случайной яме на небольшой черный ручеек, который оказывается нефтью. Друзья отправляются к специалисту по нефти (эпизодическая импозантная роль Джона Туртурро), и, конечно, хлопот в итоге эта находка приносит им больше, чем выгоды. Спустя неделю они уже в ссоре, еще через несколько дней один из них возглавляет в городе целое народное движение против строящейся скважины. Пока двое пожилых мужчин ссорятся и мирятся на почве ресурсов, их сыновья пытаются наладить жизнь и им, и самим себе — один надеется помирить отцов, другой влюбляется в китаянку и постоянно рисует мангу по мотивам собственной жизни. Благодаря этой его особенности, кстати, «Неустойчивая погода» то и дело неожиданно превращается в мультфильм, что немного выбивает из колеи.

10 апреля, 18.30

«Если Господь пожелает» Эдоардо Марии Фальконе

Когда сын кардиохирурга Томмазо начинает пропадать из дома неизвестно куда и запираться по вечерам в своей комнате, отец про себя готовится к каминг-ауту. Человек Томмазо открытый и, как ему кажется, лишенный лишних предрассудков, он готов принять любой жизненный выбор собственного ребенка. Вскоре, правда, оказывается, что силы свои он переоценил — сын собирает семью за ужином и объявляет, что хочет стать священником. К этому либеральный доктор готов не был, против этого он хочет выступить, и главным его оппонентом становится местный священник, с которым он и ведет весь фильм экспрессивные итальянские споры о том, существует ли Бог и как с этим быть, если да.

11 апреля, 21.30

«Хлорка» Ламберто Санфеличе

Лучший фильм из основной программы фестиваля лишен привычных туристических опознавательных знаков: это не солнечная, не разговорчивая, не приветливая Италия. Бедная горная деревня, куда приходится переехать семнадцатилетней пловчихе Дженни из солнечной прибрежной Остии, не похожа на Италию туристических видов, да и кино это, побывавшее в Берлине и на «Сандэнсе», тоже не кажется специфически итальянским. Примерно от того же ветра, что дует в «Хлорке», ежатся герои фильмов Пабло Ларраина или Кристиана Мунджиу. Дженни 17 лет, она собирается участвовать в чемпионате по синхронному плаванию и прилежно ходит на тренировки. Когда ее мать умирает, девушка и едет в деревню, где в семье, состоящей из тронувшегося умом отца и брата-школьника, оказывается вдруг единственным добытчиком, устроившись работать в местную гостиницу горничной. Ровная, не слишком сентиментальная «Хлорка» на первый взгляд не цепляет всерьез ничем конкретным (кроме разве что актрисы Сары Серрайокко, страшно похожей на юную угрюмую Натали Портман), но точно не испаряется из головы на следующий день после просмотра.

Полное расписание сеансов — на сайте фестиваля.