Журналисты Катерина Гордеева и Роман Супер сняли документальный фильм о деле «Седьмой студии». «Афиша Daily» рассказывает, что можно узнать из него о главном театральном скандале последних лет.

Сколько денег «Седьмая студия» получила от государства

«Платформа» получила от Минкульта 218,5 млн рублей (следствие называет сумму в 216 млн). Первая сумма была получена осенью 2011 года — к этому времени «Платформа» уже работала за счет кредита и личных средств организаторов.

На что «Платформа» тратила деньги

Оборудование зала
Зарплата и гонорары

В разные периоды в «Седьмой студии» работали от сорока до шестидесяти человек, фонд оплаты труда составлял порядка 1,5 млн рублей в месяц.

Выпуск и прокат спектаклей и других мероприятий

За время работы «Платформы» прошло 340 спектаклей и мероприятий.

Расходы на выпуск спектакля включают в себя гонорары создателей, технического и административного персонала, гонорары артистов и музыкантов за репетиционный период, расходы на сценографию, костюмы, оркестровые партитуры, аренду репетиционных помещений, оборудование и маркетинг. Во время проката к ним добавляются новые расходы.

На что «Седьмая студия» могла тратить деньги

Только на проекты: гонорары артистов и персонала, аренду декораций и техники. В частности, юридически нельзя было приобретать ничего в собственность — даже декорации; все так или иначе должно быть оформлено как гонорары. Эта система касается не только театров, но и других бюджетных учреждений культуры.

В чем проблема с расходованием бюджетных денег

Главная проблема театров, получающих деньги от государства, состоит в том, что до начала спектакля смета должна быть точно посчитана. В реальности необходимую сумму и перечень статей расходов нельзя точно подсчитать, пока спектакль не выпущен.

Исполнительный продюсер составлял смету и по ходу работы над спектаклем обращался к генеральному продюсеру, чтобы получить часть средств на оплату очередных расходов. Ближе к выпуску оплачивалась аренда оборудования, после показа — гонорары. Внушительная часть расходов оплачивалась наличными средствами, получаемыми из бухгалтерии или от генерального продюсера. Деньги брались в бухгалтерии под отчет, тратились на нужды спектакля, а траты документально подтверждались чеками или расписками.

Преследование «Седьмой студии» началось с претензий к спектаклю «Сон в летнюю ночь»: следствие утверждало, что спектакля не было, а деньги на его постановку были украдены. Согласно смете общий бюджет спектакля — 2,7 млн рублей, из них почти миллион — наличные деньги. Спектакль после закрытия «Платформы» переехал в «Гоголь-центр», где идет до сих пор.

Откуда брались наличные деньги

Для того чтобы обналичить средства, бухгалтер Нина Масляева снимала полученные от Минкульта деньги с корпоративной карточки и складывала в кассу (это легальный способ). Со временем Масляева начала заключать подставные гонорары со сторонними компаниями, которые фактически за процент обналичивали средства (это незаконная банковская деятельность и мошенничество). По версии следствия, в обоих случаях наличные деньги не поступали в кассу, а были похищены.

Как выяснилось позже, Масляева в 2010 году была судима по части 3 статьи 160 УК РФ («Присвоение или растрата, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере»), но об этом никто на «Платформе» не знал.

Подробности по теме
Серебренников рассказал, что в «Седьмой студии» обналичивали бюджетные деньги
Серебренников рассказал, что в «Седьмой студии» обналичивали бюджетные деньги

С чего начались проблемы «Седьмой студии»

В 2014 году генеральный продюсер «Седьмой студии» Екатерина Воронова предложила провести внутренний аудит «Седьмой студии». Аудиторы проверяли взаимоотношения «Седьмой студии» с Минкультом и обнаружили массу нарушений. Тогда Воронова решила проверить внутреннюю часть бухгалтерии, включающую взаимодействия Масляевой со сторонними фирмами, обналичивавшими деньги. Сравнив сумму денег, которые были получены от этих фирм, с суммой, которая должна была быть получена, Воронова обнаружила расхождение — около 5 млн рублей за 2014 год.

По словам Вороновой, Масляева признала пропажу денег, а затем исчезла из поля зрения «Седьмой студии» до начала дела. В полицию Воронова не обращалась, поскольку обналичивание денег проводилось в том числе нелегальными способами. Впоследствии именно Масляева единственной из подозреваемых заключила сделку со следствием. 27 мая 2017 года она была арестована и позже отправлена под домашний арест.

Почему документация не была представлена в суде

Когда в 2014 году проект «Платформа» был завершен, Воронова уничтожила почти всю документацию проекта. В отсутствие документов следствие считает обналиченные средства украденными. Минкульт заявляет об ущербе в 133 млн рублей — это сумма денег, которые Масляева перевела из безналичных государственных денег в наличные с 2012 по 2014 год.

Можно ли доказать, что обналиченные деньги тратились на проекты «Седьмой студии», а не были похищены

Можно — например, допросить сотрудников и узнать, какую зарплату они получали, и оценить стоимость приобретенного оборудования. К сожалению, следствие трижды отклонило ходатайства о допросе сотрудников «Платформы».

В чем виновата «Седьмая студия»

По словам аудитора «Седьмой студии» Дениса Химиляйне, «Седьмую студию» можно обвинять в недостоверной отчетности и неуплате налогов с заработной платы. О хищении говорить нельзя, потому что деньги фактически тратились на проекты.

Была ли «Платформа» успешной с точки зрения государства

Да. Было продано 30 845 билетов на общую сумму 10 607 232 рубля, еще более 50 000 зрителей пришли на мероприятия «Платформы» бесплатно. Министерство культуры признало проект успешным, а Серебренников был назначен художественным руководителем «Гоголь-центра».

Подробности по теме
«Серебренников неудобен и неконтролируем»: несколько слов в защиту режиссера
«Серебренников неудобен и неконтролируем»: несколько слов в защиту режиссера